Лучше сразу убить хромую лошадь или как я продавал интернет-проект

2672
39

Речь пойдет о недавно проданном www.unique-shopper.com

Странная история и такое же странное завершение. Хочу рассказать об опыте создания интернет проекта, и о выводах которые, надеюсь, будут интересны начинающим стартаперам.

Итак, я состоявшийся бизнесмен. У меня есть завод:). В 2008 году отошел от операционного бизнеса. Другими словами – есть деньги для создания новых интересных проектов.

Я захотел какого-то нового дела, чего-то инновационного. Еще, будучи в бизнесе я задумал проект, который, в первую очередь хотел создать для себя. Идея проекта в том чтобы создать on-line витрину, на которой в реальном режиме времени будут представлены все товары из категории одежды и обуви, находящихся в данный момент в реальных магазинах. Никогда не любил ходить по магазинам, но хотел хорошо одеваться. В интернете существуют агрегаторы товаров, но не для одежды и обуви…

Такая вот идея, которая еще не представлена в мировом интернете. Что мне и нужно. Не люблю заниматься клонами или проектами, просто, для зарабатывания денег.

Проект стартовал в марте 2009 года. Для меня это был первый опыт интернет проекта. Для начала я разработал концепцию и нанял в команду человека, который должен быть организовать создание самого ресурса. При этом в первую версию ресурса я старался засунуть ВСЁ и СРАЗУ.

Через 3 месяца работы, понял что дел не будет: нанятый человек, хоть и был предан проекту и был профессионалом, но не был менеджером проекта, не умел организовать процессы создания ресурса. После этого я нанял профессиональную команду разработчиков.

На этом этапе проявилась первые ошибки:

  1. я захотел сделать все и сразу. А нужно было вычленить основную уникальность проекта и ее развивать.
  2. если уж ты взялся за серьезный проект – нанимай команду профессионалов – хоть и стоимость профессионалов кажется выше, в конечном счете работа с профессионалами оказывается выгодней.

Дальше — хуже.

Хоть мы и отдали в профессиональные руки разработку ресурса – дизайн интерфейса оставили за собой. Мы создали ресурс и запустились в феврале 2010 года.

В этот момент я с головой ушел в другой, вновь созданный, инновационный проект. И потерял интерес, потерял желание развивать Unique Shopper – я стал просто инвестором…

Ошибка номер 3 – мне нельзя было ни в коем случае, на этом этапе оставлять проект, так как я был вдохновителем проекта и вносил туда энергию. Сейчас понимаю, что: нужно было либо продолжать быть лидером проекта, а не инвестором, либо закрывать проект и не тратить по напрасну силы людей и деньги…

Да, у нас получился уникальный, прикольный интерфейс, но люди не понимали, что это за ресурс, и не могли найти переходы между страницами. Мы поняли, что и здесь облажались – дизайн интерфейса – дело профессионалов.

Ошибка номер 4, она же ошибка 2 – работайте с профессионалами!

В июне 2010 года стартовала работа над редизайном проекта.

Обновленный ресурс была закончен в октябре 2010 года. Я только что приехал из мотопутешествия в Монголию, и посмотрел на проект новыми глазами.

Что мы имели: рост уникальных пользователей осуществлялся с помощью немаленького рекламного бюджета, ритейлеры, чьи товары находились на ресурсе, работали на бесплатной основе. И самое главное: ритейлеров и вещей было ничтожно мало, чтобы ресурс сам начал привлекать новых пользователей.

Я решил дождаться результатов работы обновленного ресурса. Да, сразу выросла глубина страниц, да сайт стал понятен пользователям. Но основная проблема – быстрое привлечение новых ритейлеров никуда не ушла.

31 декабря 2010 года я принял решение остановить проект.

Основная причина: инновационная идея обновления информации день в день не сработала. Я не смог сделать честную on-line витрину с размерами, ценами – информация менялась по хорошему – раз в неделю. А с таким подходом проект терял свою инновационность. Соответственно проект стал мне неинтересен.

Второе – проект смог бы зарабатывать какие то деньги, но до того, когда этот момент настанет, необходима финансовая подпитка проекта и не факт, что проект когда-то окупится.

Здесь остановлюсь на 5-й ошибке или 5-й составляющей неудачи:

Команда проекта должна в буквальном смысле ВЫЦАРАПЫВАТЬ каждый рубль. Если идут планомерные инвестиции, не жестко отслеживается результат – дел не будет. В нашем случае, были планомерные ежемесячные инвестиции, и когда наступил срок плановой окупаемости проекта – нашлись объективные причины, почему мы не достигли этого.

Сейчас, я часто вижу как стартаперы сначала пытаются найти деньги, а потом уже начинать развивать идею… Денег должно быть немного меньше, чем нужно для опробывания уникальности идеи.

Как только я принял решение о закрытии проекта — мне стало легче дышаться. Вроде я и не занимался проектом, но ощущение тяжести на спине постоянно напоминало о «хромой лошади»

Мы попытались продать проект хоть за какие то деньги. Но продажа сильно затянулась – с одной стороны хотелось найти компанию, которая могла бы достойно оценить проект и купить за ощутимые деньги, тысяч за 30 уе ( в проект было вложено 950000 грн) , а с другой стороны можно было продать проект за копейки как СЕО площадку.

Разослав инфу о продаже проекта IT компаниям — потенциальным покупателям, мы начали ждать. Глухо. В начале февраля мы заархивировали проект. Это значило – не получить ни копейки возврата с 2-годичной работы над проектом.

Мне стало жалко смотреть, как та работа, которую мы проделали просто умирает в архиве. Я решил ее подарить, подарить тому, кто захочет продолжать развивать проект дальше, а если вдруг будет больше желающих – устроить любительский аукцион. Это решение срослось с моим знакомством с Артуром, который быстро принял решение и разместил пост о проекте на AIN.

Я не ожидал такого ажиотажа вокруг проекта. Пост привлек внимание. На следующий день мы создали регистрацию на участие в аукционе. И в течении 3-х дней на него записалось 20 человек.

Через неделю после статьи мы провели на моем сайте аукцион. Это было быстрое и захватывающее действие. Торги продолжались в течении 30 минут. Начиная с 2000 уе покупатели начали шутить. Аукцион перерос в реалити-шоу.

Победителем вышел Николай Зык из Киева. Сумма продажи 4300 уе.

Конечно , это ни как не окупило тех усилий и денег, которые были вложены в проект, но:

  • Я отдал проект человеку, который попробует его развить
  • Неожиданно удалось пропиариться
  • Ну и получить какие-то финансы на будущее мотопутешествие в Австралию

Я уже не говорю о том опыте, который мы приобрели при создании интернет проекта…

Ровно два года мы развивали интернет проект. Мы много раз ошибались по пути. Ошибки разные и технические и проектные и ресурсные, но для меня, главный вывод истории – никогда не затягивай те проекты, которые уже не доставляют удовольствия, которые не возбуждают. Создание нового проекта с нуля – это дело требующее усилий и концентрации и духовных и физических сил, и если не будет драйва – все усилия пойдут прахом.

Так что не дожидайтесь, пока хромая лошадь сдохнет своей смертью.

Оставить комментарий

Комментарии | 39

  • Цікаво, на що потратилось стільки грошей.

  • классная статья! согласен по всем пунктам:) а сумма совсем реальная 5к уе*24мес = 120к уе…

  • Интересно, автор читал Тони Шея «Доставляя счастье» про историю Zappos.com?

  • Это epic win: потратить 950 000 грн, получить 35 000 грн.
    Да здравствуют мотопутешествия! Слава стартаперам!

  • Чувак слева выглядит гораздо счастливей чем чувак справа.

  • Історія цікава. З цього можна вивести одну проблему, в нас немає площадки де можна продати цікаві проекти. Думаю якщо пошукати то знайдеться не один такий проект який закинули свого часу і його власник з радістю б продав його.

  • Вообще очень странно как Алексей завод «создал» до этого проекта.Такие траблы с проектом не могли не сказаться в другой сфере. Или вы считаете что не повезло?

    • Почему сразу не повезло? Может не хватило опыта или знаний именно в этой
      сфере. Завод то причем?:-)

      • Я конечно понимаю что Алишер Усманов тоже неоднократно прогорел, вложив в несколько интернет-проектов. И онлайн бизнес — это не оффлайн бизнес.Для меня удивительно что человек довольно много денег вкладывал на протяжении довольно большого периода в проект без подтвержденных показателей эффективности проекта.

        • Антон, каждому свое. Когда жизнь меняется от однополярной модели — один лишь бизнес в голове, до очень разных желаний и возможностей ( у меня это произошло на ментальном уровне) некоторые вещи выпускаешь из виду, тем более что деньги, как таковые, для меня стали значить значительно меньше…

  • просто увидел пост у своего друга на эту страницу — даже не прочел и четверти из этого высера — все было настолько уныло, что даже не передать — что вообще хотелось то донести? то, что ты «я! я! я!»? да ты никто вообще то (это если честно) уныл чуть более, чем полностью 🙂

    ps а проект был интересен, жаль что этим занялся ТЫ — ты просрал его, ибо… ну дебил ты, если уж на то пошло — жаль запоротых идиотами идей…….

  • а есть ли детальная бухгалтерия затрат из которой вышло 0,9 мега гривен?
    Очень интересно было бы почитать, конфеденциальность гаранитирую.

  • а дети в африке голодают..

  • Да уж жуть. Жалко человека который это купил. Жалко потраченых денег на проект, который их не стоит. Вобще полное уныные. Зато владелец сайта и автор статьи выиграл во всем, это был и будет единственный человек котрый чего то выиграет с этим проектом.

  • Сразу видно различие в ментальности между нами и американцами 🙂 У нас — если провалился, то все дружно называют полным лузером. В Америке — никого за провалы не корят, не стыдят, получивших опыт людей ценят. В итоге у них есть Кремниевая долина, а у нас?

    Честно говоря я восхищен смелостью Алексея — в нашей стране о своем провале публично не каждый сможет рассказать 🙂

  • Не ошибается тот, кто ничего не делает. Часто в таких проектах опыт важнее финансового результата, так как его не продают.

  • Как-то в материале слишком много слов «инновациионный» для того что я увидел в конце перейдя по линку на проект. Гораздо интереснее было бы проследить разработкой без «завода» который всех кормил.

  • как ритейлор, которому после обращения в юник-шоппер сказали, что будут долго думать брать ли мою сеть в магазин, потому что я не Argo, что мне нужно уговаривать взять мои деньги (не говоря уже о тестовом бесплатном доступе), добавлю еще одну причину — излишний пафос и самовлюбленность, которым заряжает персонал инвестор (нарциссизм отталкивает, например, в съемках своих уникальных сумок тоже лучше брать профессионала без понтов в глазах, как и в дизайне, лучше пофоткать сумку в разных ракурсках, чем загорелое мужественное лицо мачо-инвестора), при всем напоре и полугодовой атаке ритейлоров, наверное одна из главных причин малочисленности товаров.

  • Якщо те, що там знаходиться за посиланням, коштує 4,5 кіло долярів, то тоді http://7kilometr.com повинен штук 30-40 коштувати…

  • да, судя по всему у мужика было не много денег но не было мозгов. Выводы на уровне: теперь я знаю что нужно завязывать шнурки, не надевать майку шиворот на выворот и застегивать ширинку перед тем как выходить на улицу.

  • молодець. щоб досягти чогось треба діяти —- а вигода вона прийде сама.

  • а на чем была основана монетизация проекта?

  • Алексей, а ведь мы с вами беседовали еще на собеседовании меня в руководители проекта, когда была только голая идея. И первые 3 будущие ошибки я указывал. Потом на этапе разработки я предлагал главному программисту помощь в плановой и четкой разработке командой профессионалов — дорого показалось… Как интерфейс сайта могли делать графические дизайнеры (полиграфисты) !?
    «работайте с профессионалами!» — хороший вывод из этой истории «как спустить лимон в интернет-проект».
    Надеюсь, в проектах mixbag, service4retail и sale4retail эти ошибки будут учтены.

  • А на мой взгляд, самой первой и главной ошибкой проекта была именно идея.

    Вы никогда не были свидетелями ситуации, когда в каком-то сетевом магазине находишь какую-то интересную вешь и вдруг нет твоего размера? И вот, поковыравшись в компьютере, продавец начинает ЗВОНИТЬ(!!!) в другой магазин, на склад или еще куда-то в поисках нужного размера. Лично я не раз такое видел. И что это означает? Что часто у самой сети НЕТ АКТУАЛЬНОЙ онлайн базы товаров. Чем это вызвано, не берусь догадываться, так как не работал в таких магазинах, но такой факт есть. И добиваться при такой ситуации актуальности данных с внешним ресурсом — дело совершенно непрогнозируемое.

  • Просто в шоке…. Нет слов, за проектом следил с момента создания, сразу увидел главную проблему- отсутствие технической возможности быстро заполнять сайт новыми товарами, тут ведь агрегатор не инетрент магазинов, а бестолковых сетей, с не расторопными менеджерами. Когда вы поменяли дизайн, предполагал, что дело у вас пойдет замечательно, но то, что вы убили столько денег и ничего не получили, это просто фантастика.
    Ну как вы, могли перед стартом работ не обойти 10к контор для консультаций, да, я думаю и возможность пообщаться с владельцами интернет бизнеса вы тоже могли, и в итоге….
    Кто там сказал, что 120 долларов это нормально? За симфони? Вы что? Этот проект от начала до конца можно сделать за 3 месяца максимум с командой в 3-4 человека, он не требует наличия 4х сеньйоров, в Харькове в хорошей студии можно было сделать его значительно дешевле.

    С другой стороны я вас понимаю, на душе теперь спокойно, и все могло быть, наверно, хуже. 

Поиск