Исследование: кто и что покупает в украинском интернете
Помимо постоянно доступных рейтингов популярности того или иного ПО, мы собираем и публикуем другую статистическую информацию. Например, раз в год проводится глобальный опрос наших покупателей. Основная его цель – добавить штрихи к портрету тех людей, кто не просто бродит по интернету в поисках картинок, знакомств и прочего бесплатного контента, но готов и заплатить. Кто же все эти люди?
Основные сведения:
- В основном мужчины (79%), женщин-покупателей меньше (21%). Из года в год баланс меняется в пользу женщин (на 1-2%).
- С вероятностью 58% возраст покупателя будет находиться в пределах 26-41 год. В то же время ясно видна тенденция к взрослению – 20% покупок делают люди в возрасте от 42 до 50 (в прошлом году 18%). Интернет медленно, но верно продолжает завоевывать свою аудиторию, в том числе консервативную ее часть.
- В этом году мы выделили крупные города, чтобы получить более точную картину географического распределения покупателей. Само собой Киев лидирует (31%), за ним Донецк, Одесса, Днепропетровск и Харьков (в рамках 4,8-5,1%), а во Львове живет 2,3% покупателей. У областей лидируют Киевская (4%), Запорожская (3,3% — видимо Запорожье тоже следовало вынести отдельно) и Крым (3,2% — без Симферополя и Севастополя). Меньше всего покупают в Волынской (0,3%), Сумской (0,5%) и Харьковской (0,8%) областях.
Где работают:
- Больше всего покупателей занято в сфере промышленности (11%), за ними идет торговля (9%), ИТ (7%) и строительство (5%). Меньше всего работают в HR (0,1%), гостиничном бизнесе (0,3%) и консалтинге (0,5%).
- Работают покупатели преимущественно в малом бизнесе (37% в организациях с 1-5 компьютерами), и около 7% трудится в организациях, где количество десктопов превышает 500. По сравнения с прошлым годом ситуация практически не изменилась.
Что покупают (помимо ПО) в Интернете:
Больше всего покупают бытовую технику (48%), мобильные телефоны (45%), компьютеры (40%). Меньше всего пользуются спросом страховки (2%), видимо потому что еще нет рабочего механизма, хотя время от времени появляются подобные проекты. Продукты питания (2,7%), надеемся Kabanchi.com изменит ситуацию, и стройматериалы (3,3%). Кстати, коммунальные услуги оплачивают онлайн 25%, а пользуется банковскими услугами 31% респондентов.
Как ищут продавца (мотаем на ус):
- В этом году мы задали вопрос «Вы созрели на покупку определенного товара. Как вы будете искать, где купить?». 27% сразу пойдут в поиск Яндекс/Google, а 24% в уже проверенный интернет-магазин (вы все еще не думаете о лояльности клиентов?). 16% будет искать места продаж на сайте производителя, 12% воспользуется сервисами сравнения цен, 11% будут искать отзывы о товаре. За советом обратятся к знакомым всего 6%, а навестят торговую сеть только 2% (возможно QR-коды и мобильные телефоны изменят положение).
- Окончательно выбирают место покупки, преимущественно руководствуясь наличием квалифицированной консультации/техподдержки (28%), удобством оформления заказа (16%), наличием бонусов и программ лояльности (14%). Меньше всего интересуются услугой «персональный менеджер» (0,5% — ну не работает это уже!), и наличием различных статусов (3,7%).
Как платят:
37% предпочитают платить кредитной картой, 30% наличными курьеру, 18% квитанцией в банке, 10% WebMoney. Яндекс.Деньги выбрали всего 0,1% (в следующем году в связи с открытием сервиса для Украины ситуация наверняка изменится).
Краткие итоги:
Интернет в Украине действительно становится все более популярным, как нас уверяет в этом результаты глобальных исследований того же Gemius. Покупают больше и смелее (меньше бояться использовать электронные способы оплаты). Впрочем, это очевидно, поэтому скорее стоит сконцентрироваться в своей работе на вещах более конкретных, например, учесть, где покупатели ищут нужный им товар. И не забудьте сделать скидку на нашу специфику – лицензионный софт (хотя мы и старались отобрать категории, полезные для всех). Все-таки мы опрашивали именно наших покупателей. А они у нас люди продвинутые, занятые, знающие цену времени, то есть такие как вам и нужны.
P.S. В случаях, когда общая сумма ответов превышает 100%, это означает, что можно было выбрать более 1 ответа. Не пугайтесь.
Комментарии | 19
Почему в этом сегменте — «Больше всего покупают бытовую технику (48%), мобильные телефоны (45%), компьютеры (40%). Меньше всего пользуются спросом страховки (2%), видимо потому что еще нет рабочего механизма, хотя время от времени появляются подобные проекты. Продукты питания (2,7%) и стройматериалы (3,3%). Кстати, коммунальные услуги оплачивают онлайн 25%» должна вырасти доля ЯДа при ежегодном уменьшении доли WM?
Технику еще долго будут продавать за наличные, тк это выгодно торговцу. Услуги и переводы решают карты и банки. Не уверена что тут есть место платежному посреднику.
А мы и не говорили, что в этом конкрено сегменте должна доля Яда вырасти, речь о том в целом с 0,1% должна цифра увеличиться.
Может все-таки «Как платят не наличными»?
Почему?
Там же сказано «30% наличными курьеру»
сорри, просто сразу смутило, что «37% предпочитают платить кредитной картой» и это самая большая группа. Очень неправдоподобно, если оценивать рынок в целом, а не, скажем, ПО.
Дело в том, что эти цифры не то, как платят клиенты на самом деле, а то, какие способы оплаты они предпочли бы (так вопрос ставился). И впервые у нас кредитка обошла наличные.
У нас ещё отсутствует культура работы интернет-магазинов. Очень многие вообще работают партизанскими методами — на сайте в контактах только номер мобильного… И они принимают только наличку. Ибо счёта в банке у них нет. И нет сервисной и гарантийной поддержки. Умные люди у таких никогда не покупают.
Спасибо, интересно было почитать.
Пожалуйста, всегда рады
укажите, пожалуйста, как опрашивали, кого и сколько человек приняло участие в исследовании
укажите, пожалуйста, как опрашивали, кого и сколько человек приняло участие в исследовании
Было бы интересно узнать аналитику именно по группам товаров, а также данные опроса: «Что бы Вы покупали в Интернете, если бы Вам предоставили такую возможность?»
Мне кажется, сейчас рынок бытовой техники будет занят действующими крупными игроками, потому что самим дистрибьюторам и производителям с ними выгодно работать. Мелочёвка, а-ля витрина чужого склада, со временем отпадёт.
К примеру, всё большую актуальность приобретают интернет-магазины узкой ниши — подарки, интим, бижутерия, хенд-мейд, коллекционные вещи, товары для животных.
Плюс мне вот интересно — насколько наши аукционы пойдут вверх дальше? Ведь, по большому счёту — многие там торгуют таким же кустарным неофициальным способом. А это сильно бьёт по официально оформленному бизнесу.
И последний вопрос — есть ли перспектива у дропшиппинга от украинских производителей?
Интересная статья…только вот с оплатой карточками цифра не понятная, действительно. Ни один из моих знакомых не платит кредиткой…а должны были бы хотя бы 3 из 10 🙂
Спасибо, было интересно. Хотя, с оплатой действительно что-то не то, наложенный платеж вообще не учтен. Возможно это вошло в «30% наличными курьеру», но все же это разные вещи: цена вопроса значительно отличается и не все службы доставки имеют курьерскую службу.
Еще по поводу «В то же время ясно видна тенденция к взрослению – 20% покупок делают люди в возрасте от 42 до 50 (в прошлом году 18%). Интернет медленно, но верно продолжает завоевывать свою аудиторию, в том числе консервативную ее часть.». Это не доверие растет, а покупатели стареют, вот и получились 2% годовых, так что, к сожалению, не могу разделить ваш оптимизм. Думаю, лучше учитывать не возраст, а год рождения покупателей.
Так же присоединяюсь к Денису Каплунову. Хотелось бы более подробную статистику относительно «мелочевки»: одежда, аксессуары, товары для дома и прочее.
«Продукты питания (2,7%), надеемся Kabanchi.com изменит ситуацию» Хочу заметить, что «кабанчиком» далеко не единственный и не самый крупный игрок на рынке продажи продуктов питания через интернет. Ambar.ua (METRO), Таврия-В и gastronom.com «строят» этот рынок в Украине уже несколько лет.
Как раз оплатил первые лоты на ибее… посмотрим какой товар придет )
Большинству людей надо увидеть, что их знакомые покупают в интернете, перед тем как самому попробовать.
Как раз оплатил первые лоты на ибее… посмотрим какой товар придет )
Большинству людей надо увидеть, что их знакомые покупают в интернете, перед тем как самому попробовать.
почему не рассмотрена покупка услуг? массажи например.
А сервисы коллективных покупок? не учтены http://www.tugeza.com.ua, http://www.pokupon.com.ua — по-моему это сейчас очень популярно? у меня все этими сайтами пользуются.. не учтено..