“Геолокационные соцсети”, “Foursquare”, “Gowalla”, “чек-ин” – еще совсем недавно эти слова для большинства украинских пользователей были в диковинку. В конце 2009 года, когда только начинался период становления геолокационных соцсетей, главред Mashable Пит Кэшмор назвал Foursquare “Twitter’ом будущего”. В первой половине 2011 года, судя по растущей активности украинских и российских пользователей в Facebook Place, Gowalla, Foursquare (не в последнюю очередь – благодаря iOS и Android), становится понятно, что он был не так уж далек от истины. Будет ли скидка на кофе за чек-ины активным украинским пользователям и как зарабатывать на геолокационных сервисах? И можно ли заработать вообще, учитывая тот факт, что даже для украинских гиков геолокация – явление сравнительно новое?
Редакция AIN.UA задала несколько вопросов экспертам, которые – в силу интересов или профессиональной деятельности – так или иначе каждый день сталкиваются с геолокационными сервисами и приложениями, чтобы узнать о перспективах и возможностях этого вида социальных сетей для украинских пользователей.
- Как сейчас можно охарактеризовать ситуацию с геолокационными сервисами в Уанете / Рунете?
- Возможно ли зарабатывать на этом в условиях отечественного рынка? Если да, то при каких условиях? Если нет – то почему и будет ли реально в будущем?
- Чего не хватает рынку для развития геолокации: прикладного применения, понимания со стороны компаний или целевой аудитории?
- Ваш прогноз ситуации с геолокац.сервисами до конца 2012 года (с учетом грядущего Евро-2012 и возможностей, которые отрывает геолокация для иностранных туристов)
Арсений Финберг, координатор проекта Интересный Киев
Как и во всем мире, количество пользователей этих сервисов в Украине растет (про Россию говорить не готов). Наиболее популярным в Украине является Foursquare: по моих грубым подсчетам, до 2000 активных пользователей в Украине, в Gowalla – до 300. Зарабатывать на этих сервисах в сейчас вряд ли получится, но как дополнительный источник социальной активности / коммуникации – вполне можно применять. Хотя бизнес-компании только начинают их использование в Киеве и других городах Украины + это дополнительный способ привлечения молодежной аудитории.
Думаю, рынку сегодня не хватает, прежде всего, целевой аудитории, а потом уже все остальные пункты. Для больших компаний этот рынок еще маленький, для мелких – вполне способ расширить аудиторию. Сейчас в Киеве доступно всего около 10 “спец. предложений” для пользователей геосоциальных сервисов. Прежде всего потому, что этим вариантов продвижения бизнеса пока никто не занимается.
Безусловно, есть тенденция увеличения количества пользователей. Также (возможно) владельцы геосоцальных сетей будут более активны в плане их продвижения в странах СНГ, и за счет этого могут появится новые “плюшки”. Вижу потенциал роста подобных сетей за счет кооперации с Groupon-like сервисами, ибо просто без скидок состязание за “мэрство” или “пины” людям быстро надоест.
Павел Башмаков, руководитель Stanfy
Относительно геолокационных сервисов в Уанете / Рунете – мы по чуть-чуть развиваемся. В моей ленте на Foursquare порядка 30 чекинов от друзей каждый день, и это только инноваторы. Считаю, что до большой аудитории еще далеко, да и не представляют эти сервисы еще нормальной ценности для пользователя. Нужно работать над “пряником”, которым завлекать аудиторию в подобные сервисы. А это – предложения для “мэров” и активистов, различные купонные и скидочные механики, которые пользователь сможет выгодно для себя использовать. Зарабатывать на этих сервисах в условиях отечественного рынка, на мой взгляд пока нельзя: еще мало людей.
Рынку не хватает и прикладного применения, и понимания со стороны компаний “зачем”, и целевой аудитории. Все эти вещи очень сильно связаны. Компании не понимают зачем, потому что нет аудитории; аудитории нет из-за отсутствия прикладного применения; а прикладного применения нет, потому что оно связано с кампаниями, которые не понимают зачем 🙂
Что касается Евро-2012, туристы будут преимущественно пользоваться Foursquare и, может, некоторыми специализированными сервисами, которые будут сделаны специально для этого события. Уже сейчас мы видим, когда к нам приезжают партнеры из США, что их основной помощник в ориентировании – Foursquare, и то после того, когда они обнаружили, что Facebook Places в Украине еще не работали, а это было месяца 4 назад.
Олег Жиженко, digital-communication специалист, Fast Food Systems (бренды “EgoЇсти” и “Піца Челентано”)
На мой взгляд, геолокация в Уанете / Рунете – одна из “модных” тем среди наиболее активной интернет-аудитории. Ничего не могу сказать по поводу непосредственно заработка на данных соцсервисах, но эти сервисы можно использовать для бизнеса в двух направлениях: для распространения информации и сбора данных. Если первое (размещение спецпредложений) уже активно тестируют некоторые компании, то второе направление пока не так очевидно. Но такое количество информации о клиентах может принести ощутимую пользу. Пример: отслеживание к каким конкурентам ходят постоянные клиенты, как часто, какие еще заведение популярны среди клиентов и многое-многое другое. Направления в бизнесе, которым интересны г.л.с (геолокационные соцсети – прим. AIN.UA) – это, в первую очередь отельно-ресторанный и ритейл. Но и другие направления могли бы использовать их в своих рекламных кампаниях, например. А вот по поводу условий – это очень зависит от размеров бизнеса и его целевой аудитории. На данном этапе эти сервисы популярны среди наиболее активных Интернет-пользователей, которые живут в больших городах и владеют смартфонами, поэтому заведение или магазин с такой ЦА уже может использовать их. Для больших бизнесов могут на данный момент могут быть интересны как источник информации о клиентах.
Пока что рынку не хватает целевой аудитории. Хотя, повторюсь, для небольших бизнесов с подходящей целевой аудиторией они уже могут быть интересны. А после того, как цена на смартфоны будет снижаться, проникновение Facebook с их Places начнет увеличиваться и Вконтакте доработает свой сервис геолокации, и это явление станет интересно всё большему количеству компаний. А там и применение, и понимание появятся.
Геолокационные сервисы будут набирать популярность среди пользователей, благодаря выше озвученным драйверам. И, соответственно, будут становиться инструментами, в первую очередь, отельно-ресторанного бизнеса и ритейла. Безусловно, Евро-2012 повысит интерес к ним и компании, которые не побоятся нового, смогут извлечь пользу. А так же сделать отдых гостей футбольного чемпионата еще более комфортным. Конкретные прогнозы по количеству аудитории и т.п. сказать не осмелюсь: слишком много факторов.
Елизавета Хоботина, руководитель отдела маркетинга контентных сервисов компании “Яндекс”
Геолокационные сервисы чувствуют себя прекрасно и бурно развиваются, особенно в последние несколько лет. Использование геолокации – один из основных трендов в мировом, украинском и российском интернете. Вообще, геолокация в широком смысле – это определение реального географического положения устройства (а, значит, его пользователя), и все сервисы, основанные на этой информации. Например, любой навигатор – геолокационный сервис. В этом смысле поиск Яндекса тоже является геолокационным сервисом, т.к. использует информацию о местонахождении пользователей – чтобы предоставить им максимально точный ответ на вопрос. Так, в июле прошлого года мы запустили новую версию украинского поиска — «Полтаву», которая при ответе на геозависимые запросы отдает предпочтение ресурсам из того же региона Украины, что и пользователь.
На геолокации зарабатывать возможно, и компании уже давно это делают. В рекламной модели, которую использует Яндекс, знание географического положения пользователя дает возможность таргетировать рекламные объявления. Геотаргетинг в Яндекс.Директе появился почти 9 лет назад. А в этом году мы запустили новый рекламный продукт – приоритетное размещение в Справочнике организаций. При таком размещении информация рекламодателя выделяется цветом в результатах поиска организаций на карте, то есть с учетом географического интереса пользователей, что тоже является вариантом геолокации.
Что касается таких геолокационных сервисов, как Facebook Places, Foursquare, Govalla и другие геосоциальные сети, то им не хватает некоторого умения угадывать желания; это как раз можно назвать недостаточной прикладной применимостью. Пользователю нужно, чтобы сервис предлагал ему заказать любимый каппучино в тот момент, когда он заехал заправиться утром по дороге на работу, а вечером – забронировать столик в одном из ресторанов на выбор, учитывая при этом зафиксированную и статистически достоверную симпатию пользователя к итальянской кухне. Чтобы будущее геолокационных сервисов было именно таким, необходима гораздо более высокая, чем сейчас, степень интеграции между разными типами игроков: компаниями, предоставляющими услуги по покупке билетов на концерты, по бронированию столиков, сервисами, предлагающими описание окрестных достопримечательностей, проектами, предоставляющими скидки за «мэрство» в заведении, и т.д. На смену игре, которой сейчас увлекаются пользователи, должно прийти удобство ежедневного получения информации и услуг, а также выгода в виде скидок и спецпредложений. Тогда геолокационные сервисы получат и аудиторию, и лояльность компаний, и больше возможностей для монетизации.
Прогнозы – вещь неблагодарная, ведь в интернете все очень быстро меняется. Конечно, в связи с проведением в Украине чемпионата Европы по футболу многие компании захотят сделать что-то полезное для туристов. Но мне кажется, что в ближайшие годы геолокационные сервисы будут и дальше развиваться как в Украине, так и во всем мире вне зависимости от факта проведения Евро-2012.