Влад Воскресенский, генеральный директор компании InvisibleCRM поделился с нами о том, как компания начинала свой бизнес, нашла свою нишу, вдохновение и поддержку в Силиконовой Долине, и почему стоит там побывать.

Влад, в названии Вашей компании есть намек на что-то невидимое. Расскажите подробнее, чем она занимается и что особенного есть в Ваших CRM-решениях.

Наша компания выпускает свой продукт и лицензирует продукт для глобального рынка, но в основном – США. Это ІТ-технологии. Нашими клиентами и партнерами являются Oracle, Microsoft, IBM, Salesforce.com и др.
Мы занимаемся автоматизацией, которая находится между сложными корпоративными системами и персональным пользовательским окружением. Дело в том, что любая корпоративная система отличается от того, что все мы простые пользователи используем на своем компьютере каждый день (браузер, почта, файлы и так далее). Корпоративные системы написаны для менеджеров, которые платят за них деньги, а не для простых пользователей, которые должны потом эти системы использовать. Менеджер, купив систему, ожидает увидеть в ней красивый отчет, график, таблицу – чтобы все было наглядно и управляемо. Но если простые пользователи системы не вносят данные, то никаких отчетов и графиков менеджер не увидит. А людям это неудобно, они не хотят менять свои привычки и привыкать к новой системе, которую для них купило руководство, поэтому они ничего никуда не вносят, а если и вносят, то минимум. И тогда людей ЗАСТАВЛЯЮТ использовать корпоративную автоматизацию, делая это условием работы.
Мы провозгласили другой подход – «нужно менять не привычки, а программы», и пытаемся найти простые методы: как, не меняя людей, простых пользователей, помочь людям использовать эти сложные корпоративные системы, и сделать это для них невидимо. Отсюда и название – InvisibleCRM.
Мы приходим к разработчикам корпоративных систем и говорим: вы написали классный софт, менеджеры компаний его покупают, но проблема в том, что сотрудники компаний его не используют. Возьмите нашу технологию – добавьте ее в свой софт, и тогда дела будут идти лучше. Разработчики на это идут.

Как Вы начинали бизнес?

Бизнес вырастал из аутсорсинга, как и многие ИТ-бизнесы в Украине. Аутсорсинг был первым бизнесом, потому что был легким. В те времена существовала такая разница в заработных платах ІТ-специалистов здесь и за рубежом, что делать аутсорсинг было прибыльно и комфортно. К тому же, этот бизнес был легким для старта: «утром деньги, вечером стулья».
Через несколько лет аутсорсинга пришло понимание, что мы хотим иметь свои продукты. И начали себя тестировать на то, можем ли мы этот продукт придумать. Стали пробовать одно, второе, третье.
В конечном итоге сработала такая схема:
1) мы инвестировали свои деньги;
2) сделали это потому, что это было нужно нам самим, т.е. продукт мы сами первыми и использовали;
3) мы сделали это с лучшими людьми, которых сняли с наших проектов.

Многие пытаются выйти из аутсорсинга, используя свободный ресурс, пока он есть. «Пока» не получается. Я убежден, что нужно делать продукт главным фокусом.

Мы сразу понимали, зачем это делаем. Не было юношеских желаний сделать «что-то». Мы строили бизнес и знали, чем это должно закончиться – выходом. А значит, все, что мы делали, мы оценивали со стороны будущего выхода – а кому это будет нужно? А будет ли та или иная схема работать для будущего покупателя компании? Что для него будет важным, а что нет? И так далее. Когда поняли, что идея живая, аналитики и пользователи хорошо отзываются о ней, подняли раунд. Получили $1,5 млн. инвестиций. У нас был только один раунд инвестирования, далее мы развивались самостоятельно.

Мы сразу понимали, что технологию будем разрабатывать и проверять в Украине, а как только поймём, что «пирожки получаются», нужно их продавать на западных рынках, а значит, начинать надо с Калифорнии. До раунда занимались тестированием идеи. Когда идея сработала, и мы подняли раунд, мы сразу знали, что часть инвестиций будем тратить на открытие физического офиса в США. Мы считаем себя калифорнийской компанией с разработкой в Украине. По сути, идеи просто экспортированы в Америку и там построен менеджмент и фронт-офис компании.

Поделитесь впечатлениями о Силиконовой долине, её атмосфере?

Она уникальна.
Есть одна фраза, которая хорошо характеризует дух Силиконовой долины: «В Нью-Йорке девушки спрашивают у своих бойфрендов, на какой машине они ездят, а в Силиконовой долине – какой у них стартап».
Всем нам присущ стадный инстинкт. Так вот, в Долине существует стадное чувство «деланья» стартапов. Попадая туда, ты не можешь долго усидеть без дела, не пытаясь что-то попробовать сделать. Это именно то, что делает её такой динамичной. Впечатление о ней, когда ты туда попадаешь: это как большой котёл, в котором рано или поздно что-то сваришь. Может, не с первого раза. Рано или поздно в Силиконовой долине можно добиться успеха, если не терять фокус и продолжать пытаться. Она хороша тем, что там идеи открыты, и они очень открыто и хорошо воспринимаются другими людьми.
Например, давайте закроем глаза и представим себя на презентации своего стартапа. Проведя презентацию и получив отзывы от аудитории: «Иди лучше найди себе нормальную работу», можно чётко понять, что ты где-то в советском пространстве. Если я после презентации услышу «Классная идея», даже если предлагаю покрасить в розовый цвет облака, то пойму – я в Калифорнии. И этот настрой очень много значит. Никто вроде бы формально не помог, но тебя не затоптали, не заплевали.
Сейчас практически каждая уважающая себя ІТ-компания считает необходимостью иметь главный или представительский офис в Долине. А это значит, что сев в машину, можно в рамках получаса часа доехать до человека, который примет решение в компании, с которой вы планируете партнёрство.
Местных в Долине очень мало. Есть такая поговорка: «Долина говорит на английском с акцентом», и это действительно так. Попав туда однажды и начав делать дела, тебя уже считают местным. Чувство того, что ты сразу свой, помогает. Тебя похлопают по плечу и скажут: «Беги свой марафон». И ты бежишь. Это сильно отличает Долину от всего остального. В любом другом месте тебя бы убили морально или бросили. В Долине – никогда.

Для желающих узнать больше про Силиконовую долину:
30 инвесторов и бизнесменов отправятся в этот тур с 25 июня по 3 июля 2011.
Приглашаем Вас в бизнес-тур по Силиконовой долине (http://dmdays.com.ua/page/16086).