Появление в Украине всё большего числа новых смартфонов на базе iOS, Android, WM и Symbian наряду с развитием планшетных ПК и других гаджетов, оснащенных доступом к мобильному Интернету, подталкивает рынок издателей и интернет-проектов к развитию мобильных версий собственных сайтов или отдельных сервисов для мобильных устройств. Есть ли перспектива у отечественного рынка мобильных приложений? Какими успехами / проблемами могут поделиться компании, лидирующие на рынке новостного и информационного онлайн-контента? Чтобы выяснить это, редакция AIN.UA пригласила к обсуждению представителей таких компаний, как УМХ, KP Media (Bigmir.net), Hotline.ua, Digital Ventures (Tochka.net) и “Яндекс.Украина”.

  • Выпускала ли Ваша компания приложения для мобильных устройств за прошлый год? Какими целями и задачами руководствовались при подготовке и запуске мобильных приложений?
  • Довольны ли Вы результатами запуска? Что дало Вашим основным проектам и бизнесу создание собственного моб. приложения для украинских пользователей?
  • На каких приложениях сегодня удается (и удается ли) заработать издателям и разработчикам? Можно ли сегодня заработать на приложениях, ориентированных на украинский рынок?
  • Каков Ваш прогноз относительно рынка мобильных приложений в Украине? Какие ниши предстоит заполнить?

В УМХ от комментариев на тему мобильных приложений отказались, об этом AIN.UA сообщил директор по связям с общественностью Даниил Ваховский. Что касается KP Media, то менеджер по коммуникациям Виктория Бондарь отметила, что Bigmir.net сейчас готовит свои мобильные приложения к запуску, а результатами от внедрения компания будет готова поделиться, как только таковые появятся.

Слава Баранский, менеджер по маркетингу мобильных карт компании “Яндекс.Украина”:

– У ряда сервисов Яндекса есть приложения для мобильных устройств. Среди тех, что появились за последний год, например: Яндекс.Маркет для Android и iPhone, “Электрички” для iPhone. В апреле вышло мобильное приложение Яндекс.Деньги для Android, совсем недавно – Яндекс.Почта для iPhone. А самое популярное среди наших пользователей – мобильное приложение Яндекс.Карты (по данным на май 2011, его аудитория в Украине составила более 170 тыс. человек). Оно доступно для всех популярных мобильных платформ: iOS, Android, Symbian, Windows Mobile, Java и даже сравнительно экзотических, таких как Bada, Windows CE и Maemo.

Наша задача – отвечать на вопросы пользователей всегда и везде, поэтому вполне естественно, что сервисы Яндекса должны быть доступны не только на вебе, но и для как можно большего числа мобильных платформ и устройств.

Кроме того, в мобильном приложении можно реализовать дополнительные функции, удобные при использовании сервиса “на ходу”, с телефона или планшета: так, с помощью Яндекс.Маркета можно в магазине считать штрих-код товара и поискать его предложения в интернет-магазинах и других торговых точках города.

Аудитория наших мобильных приложений активно растет (например, за год число украинских пользователей мобильного приложения Яндекс.Карты выросло в 2,5 раза). Многие пользователи, особенно молодые, начинают свое знакомство с Яндексом и его сервисами как раз с мобильных приложений. Отмечу, что у нас сейчас нет отдельных версий мобильных приложений для украинских пользователей. Приложение автоматически определяет, в каком регионе находится пользователь, и показывает ему локальный контент (например, карты соответствующего населенного пункта).

Что касается монетизации, то пока что из приложений монетизируются Мобильный Яндекс и Яндекс.Маркет – как и веб-версии этих сервисов – за счет рекламы в Директе и оплаты переходов на сайты магазинов. Для пользователей все наши приложения бесплатны. Более того, мы стараемся договориться с операторами, чтобы пользователи наших приложений не платили им за потраченный интернет-трафик (пример: объявленная месяц назад акция совместно с компанией “Киевстар”).

Вообще, зарабатывать на приложениях можно по-разному – нужно только правильно найти нишу, вовремя ее занять и не прогадать с бизнес-моделью. Кроме того, если речь идет о продаже приложений, стоит учитывать специфику платформ. Например, в iOS и Android распространение приложений происходит через “маркеты”: их пользователи постепенно свыкаются с мыслью, что приложения нужно покупать (в то же время, iOS еще нет в Украине, что мешает разработчикам легально с ним взаимодействовать). У пользователей устройств на Java, WM и Symbian такой привычки пока нет, как нет и единого места для покупки приложений.

Относительно будущего рынка мобильных приложений в Украине, могу сказать, что прогнозы мы давать не любим, но совершенно очевидно, что расцвет мобильных приложений еще впереди.

Владимир Возняк, руководитель проекта hotline.ua

– Мы выпустили мобильное приложение hotline.ua в феврале 2011 года. Были выбраны две самых перспективных платформы – Apple iOS и Android; а для всех остальных платформ – создана мобильная версия сайта. Мобильное приложение hotline.ua позволяет сравнивать цены на товары и читать отзывы, что дает возможность покупателям проверить цену и принимать решение о покупке по пути в магазин или находясь непосредственно в нем. В мобильном приложении есть несколько уникальных функций, которые возможно реализовать только на мобильной платформе, в частности определение ближайшего к покупателю магазина, возможность сканирования QR-кодов для пополнения истории посещенных товаров с последующим быстрым доступом к ним со смартфона. Еще одна интересная функция – возможность помимо традиционного учета переходов на вебсайты, вести учет сделанных из приложения телефонных звонков в магазины.

Безусловно, мы довольны запуском мобильных приложений. Пусть речь пока не идет об их быстрой окупаемости, но темпы роста количества пользователей приложения дают основания для оптимизма. С другой стороны, мы получили платформу для изучения предпочтений нашей мобильной аудитории, на основании которых будем планировать дальнейшее развитие.

Появление большого количества мобильных приложений в Украине сдерживается в силу нескольких причин, главная из которых – стоимость разработки версии приложения для отдельной платформы достаточно высока (порядок – десятки тыс. гривен), и не каждый интернет-проект может себе позволить такие расходы. С другой стороны, все еще низки темпы проникновения передовых смартфонных платформ в массы – пока еще такие устройства находятся в среднем и верхнем ценовых сегментах.

Мы надеемся, что в ближайшие год-два, технологии HTML5 полноценно придут в том числе и на мобильные платформы и планшеты, что позволит снизить стоимость и увеличить скорость разработки путем создания динамических мобильных версий сайтов, по функциональности не отличающихся от мобильных приложений, при этом работающих на всех мобильных платформах.

Сергей Пинигин, Deputy project development director – mobile, Digital Ventures

Digital Ventures за последний год создала приложения tochka.net для iPhone и iPad. Кроме того, была запущена мобильная версия m.tochka.net, которую можно рассматривать как прототип нашего веб-приложения.

Мы уверены в том, что топовый интернет-ресурс не может сегодня (и, тем более, завтра) эффективно работать без мобильного представления. Поэтому нашей целью было создание некого мобильного «плацдарма», на основе которого в дальнейшем мы сможем определить оптимальную конфигурацию мобильного представления для tochka.net.

Прежде всего, мы довольны тем, что начали активно разрабатывать мобильную тему. Мобайл – достаточно непростая вещь, и нужно вовремя начать накапливать опыт и анализировать существующие наработки, чтобы не отстать от авангарда. Что касается наших пользователей, то они получили возможность доступа к контенту портала tochka.net в любой момент и в любом месте, где есть покрытие мобильного оператора или wi-fi.

Конечно, сегодня украинским издателям и разработчикам проще заработать, создавая приложения для внешнего рынка (что часть из них успешно и делает). Местного рынка, в традиционном понимании, пока не существует. Поэтому, с одной стороны, Украина нуждается в появлении соответствующей инфраструктуры – признанном всеми игроками способе измерения аудитории, стандартах мобильных рекламы, локальных мобильных рекламных сетей, популярного магазина приложений и т.д. С другой стороны, всегда есть место для уникальных решений, которые закрывают вопрос монетизации для отдельно взятого проекта.

Если не забывать про веб-приложения, то этот рынок очень перспективен. Он уже достаточно большой, если проводить измерение «в пользователях» (по разным оценкам, 3,5-7 млн), и продолжает активно развиваться (50-70% в год). Как только на этом рынке появится нужная инфраструктура, то он станет больше и «в деньгах», а это даст еще один мощный толчок в развитии. Поэтому именно создание такой инфраструктуры является самым перспективным для всех направлением. Ниши после этого заполнятся очень быстро.