В последнее время западные компании всё больше внимания уделяют юзабилити своих онлайн-проектов (больше средств выделяется на юзабилити-тестирование и оптимизацию; юзабилити-специалисты включены в состав команд веб-проектов для крупного бизнеса не на завершающем этапе работ, а с момента создания прототипов). Редакция AIN.UA решила узнать у руководителей отечественных юзабилити-студий о том, что из себя представляет рынок юзабилити-услуг в Украине и какие тенденции прослеживаются в нашей практике. Мы задали ряд вопросов представителям студий USABILITYLAB, Турум-бурум, Usabilist.com и digital-агентства Aimbulance:
- Какова, на ваш взгляд, ситуация на сегодняшнем рынке usability: сколько компаний оказывают услуги, среднее число проектов у студий и команд, величина проектов и средняя стоимость выполненных работ?
- Как вы оцениваете свое положение на рынке? Что дает основание говорить именно о такой оценке?
- Какие KPI для вас являются ключевыми при работе с заказчиком? Какими своими работами вы гордитесь больше всего и почему?
- Есть мнение, что спрос на рынке превышает предложение. Т.е. у заказчиков есть задачи, с которыми пока не могут справиться украинские специалисты. Так ли это?
Ольга Горенко, руководитель киевского офиса USABILITYLAB
На текущий момент в Украине 4-5 команд, которые официально заявляют о профильных работах в сфере. По проектам сказать сложнее, однако, если предположить, что те запросы, которые мы не удовлетворяем, таки находят подрядчика, то в месяц в среднем по 3-4 проекта в компании должно быть. По величине и бюджетам не стала бы озвучивать даже среднюю величину, т.к. к нам заходят проекты и с длительностью работ по 3-4 месяца, и бюджетами порядка $20 тысяч; но при этом еще большая часть оценивает услуги в диапазоне 200-500 долларов. В большинстве клиенты готовы платить порядка $2000 за проекты в 10-15 типовых экранов.
Мы оцениваем наше положение по уровню проектов за последний год, среди которых были и проектирования сложных систем, и сплит-тестирования, и пользовательские тестирования сервисов мобильной связи. Самый лучший показатель – это количество денег, которые смог заработать заказчик с нашей помощью; и некоторые результаты нам известны и радуют. Положение можно оценивать лишь сравнительно, а таких показателей от других компаний у нас нет. Первичный критерий в работе с заказчиком – это удовлетворенность, как заказчика, так и команды, довольной результатом работы. Последующие критерии – это финансовые результаты после внесенных изменений либо относительные показатели в процентах.
Если говорить о гордости, то недавние пользовательские тестирования на 24 респондента были серьезным испытанием на прочность и профессионализм. Интересной работой является проведение сплит-тестирований, т.к. именно там возможно максимально быстро увидеть достоверный результат нашего труда.
Насчет задач, с которыми отечественные специалисты не справляются: это как у программиста, который говорит: “Не смогу сделать”. Для нас нет неразрешимых задач, если заказчик, разработчики и проектировщики работают как единая команда, сфокусированные на единые цели. Это вопрос коммуникации и профессионализма.
Евгений Мусиенко, руководитель юзабилити-студии Турум-бурум
На данный момент на рынке работает 2 специализированных компании, в штате которых от 5 человек. Насчет количества проектов точно не скажу, но исходя из собственного опыта обычно в работе 8-10 проектов. По величине проекты варьируются очень сильно, от недели (на юзабилити-аудит) до пары месяцев (на полное проектирование с нуля).
На данный момент мы являемся самой крупной командой. У нас работает больше 10 менеджеров, проектировщиков, дизайнеров. И работаем в основном на украинском рынке. Мы организовываем ежегодную конференцию usability.ua и ряд региональных семинаров humanizeit. Ребята из “Розетки” уже 2 года заказывают у нас всю визуальную часть.
Самый важный KPI для нас – это повторное обращение. Такие клиенты составляют ядро наших продаж, и мы дорожим ими. Из любимых проектов в e-commerce – это Rozetka, из туризма – Bookit.com.ua. На этих проектах, заказчик очень быстро окупил свои затраты на юзабилити, и сразу пришел с повторным заказом. Много интересного еще на стадии внедрения, и мы обязательно расскажем об этих проектах, когда они будут доступны.
Что касается рынка – да, рынок еще только формируется. Я бы скорее сказал, что пока слишком мало специалистов, которые могут решить сложные задачи. И все крутые ребята, в основном, работают на Запад (как это ни прискорбно).
Сергей Протопопов, ведущий юзабилити-специалист, Usabilist.com
Текущий «рынок юзабилити» в нашей стране, на мой взгляд, находится в зачаточном состоянии. Компаний, которые предоставляют юзабилити-услуги можно сосчитать на пальцах. Мы не можем судить о том сколько проектов у конкурентов и какова средняя стоимость. Но судя по опыту нашей компании, можно сказать что количество заказов растет, и соответственно растет цена. У нас сейчас разные проекты, как крупные так и маленькие – каждый по своему особенный и интересен.
Как я уже сказал, рынок в зачаточном состоянии, поэтому понятия лидер не существует. Полно интересных проектов, которых хватает всем.
KPI для проекта мы устанавливаем вместе с заказчиком. Для новых проектов, главным критерием является удовлетворенность наша и клиента в проделанной работе. Нам очень понравилось работать над проектом Х-фактор online, на котором сотрудничали с командой Prodigi (Слава Баранский, Иван Кучеренко) и WantMore (Роман Сидоренко). Об успехах проекта думаю, вы знаете.
В Украине заказчики ещё не до конца понимают для чего им юзабилити-услуги, и как они смогут увеличить свою прибыль, лояльность и качество продукции. Сейчас больше проектов из России. Рынок новый и его необходимо развивать, что с успехом делает сообщество UX в Украине.
Владимир Смирнов, UX Director, Aimbulance
На наш взгляд рынок находится в стадии формирования, из серьезных игроков на рынке присутствуют 3-4 компании, в портфолио которых есть законченные проекты с реальными результатами.
В среднем к нам поступает один заказ в месяц, для которого требуется разработка архитектуры или проектирование интерфейсов. В принципе, для всех наших проектов разработка архитектуры и прототипов являются обязательным этапом и выполняется по умолчанию. Стоимость выполненных работ зависит от сложности и масштабности проекта. Если оценивать примерно, то у нас стоимость проектирования среднего проекта составляет около 80 тысяч гривен.
У нас за плечами большой практический опыт: всего около 100 успешных проектов. Наш web-production уделяет особое внимание процессу проектирования сайта. Одними из первых в Украине мы стали использовать технологию eye-tracking для проверки правильности наших решений.
KPI для каждого проекта определяются совместно с клиентом. В качестве KPI мы можем рассматривать количество регистраций, количество заказов, время проведенное на сайте (с продуктом), время затраченное на выполнение определенных операций, удобство использования и т.д.
Гордимся большинством своих проектов, в которых удалось отстоять свою точку зрения и не идти на компромиссы. При этом есть проекты, для которых usability является критическим фактором, а есть проекты, в которых usability является второстепенным (например, в имиджевых сайтах). Если говорить о проектах с ярко выраженной usability составляющей, то это работы для Viasat-а (повышение уровня продаж с сайта приблизительно в 15 раз) и “Обозревателя”: первая обновленная версия портала показала увеличение числа посещений (наша косвенная заслуга) и увеличение времени проведенного на сайте (а вот это уже прямая). Сейчас портал самостоятельно изменил дизайн и интерфейс.
Сегодня клиенты становятся все более искушенными и начинают понимать преимущества интуитивных и целеориентированных продуктов, и то, что это может стать конкурентным преимуществом. Однако, т.к. рынок не сформирован, то клиенты иногда просто не знают, кто может им помочь, либо же их отпугивает стоимость работ. Т.к. это интеллектуальная экспертиза, которая требует привлечения опытных высококвалифицированных специалистов, то она просто не может стоить дешево (во всяком случае пока). Дешевые решения, зачастую оказываются недостаточно качественными, что соответственно, приводит к разочарованию клиентов и понижению доверия к игрокам отрасли в целом.