В прошлом месяце редакция AIN.UA собирала вопросы читателей к заместителю генерального директора ВКонтакте Илье Перекопскому, который занимает этот пост с марта 2007 года, отвечает за подразделение по продаже рекламы и основную часть коммерческих вопросов в компании. В 2011 году Перекопский открыл представительство ВКонтакте в Москве. Подразделение занимается консультациями крупных рекламодателей.
Сейчас он занимается созданием аналогичного офиса в Киеве; и сегодня мы наконец публикуем интервью с Ильей (заранее просим прощение за задержку с интервью), в котором он ответил на ключевые вопросы, заданные читателями нашего сайта.
Расскажите про украинский офис: когда планируется открытие?
Открытие офиса планируется уже этой осенью. Хочется арендовать офис в каком-нибудь историческом районе. Встречать в нем гостей, конечно, должна самая красивая девушка Киева. И офис, и девушку пока ищем. Рассматриваем потенциальных кандидатов, которые станут первыми сотрудниками ВКонтакте в Украине. Нам помогают несколько кадровых агентств.
Сколько человек планируется? Где их будете набирать?
Не более 5-10 человек в течение ближайшего года. Мы еще не до конца определились с функциями, который должен выполнять киевский офис. Например, если это будет исключительно рекламный отдел, занимающийся работой с рекламными агентствами и крупными рекламодателями, то обойдемся 3-5 сотрудниками. Для обслуживания процесса продаж в Москве хватает 5 человек.
Есть вероятность, что в Киеве появится подразделение нашей пресс-службы, которое будет заниматься более активными PR-действиями в стране: работа с прессой, мероприятия и так далее. В этом случае возьмем еще несколько человек. Одно могу сказать точно: мы не будем раздувать штат, как это любят делать другие успешные компании. Ситуация, когда не все сотрудники лично знакомы друг с другом — неприемлема. Мы будем до последнего пытаться сохранить свою «атмосферу стартапа».
Возможность заключать договора с украинским юрлицом появится одновременно с этим?
Мне не совсем понятен этот вопрос, и почему его часто задают в разговорах о деятельности ВКонтакте в Украине. Возможность заключать договора с украинскими юридическими лицами давно уже есть. Она появилась как только мы стали продавать рекламу напрямую и отказались от баннеров. Единственное неудобство для украинских юридических лиц: взаиморасчеты пока что невозможны в гривнах. Открытие офиса это последнее неудобство устранит.
Сколько сейчас человек работает в компании? Как разделяются роли? Какие есть отделы и т.п.
В главном штабе, где занимаются непосредственной разработкой проекта, работает около 27 человек. В офисе, где располагаются юридический, финансовый отделы и отдел по продаже рекламы — около 25 человек. Часть сотрудников, например, модераторы рекламных объявлений и администраторы техподдержки, работают из дома. Всего получается около 100 человек. На август запланирована большая реформа принципов работы технической поддержки и отдела борьбы со спамом, поэтому штат будет расширяться.
Как вы можете прокомментировать данные о пользователях ВКонтакте, которые были опубликованы на Хабре? Они расходятся с официальной статистикой
В сети каждый месяц появляются такие астрологи. Собирают сомнительными методами данные и делают выводы, расходящиеся с «официальными». Мы предпочитаем полагаться на профессиональные источники : TNS Gallup, Liveinternet. Здесь нужно понимать, что у умельцев со стороны нет доступа к системе. Им приходится пробиваться через защиту от автоматического сбора данных, в итоге они получают неполную информацию. Насколько я помню, автор статьи, о которой вы говорите, вообще успел посчитать «активных» пользователей только за 17 дней вместо принятого месяца. Цифры какие-то фантастические там тоже были. Что-то вроде 25 миллионов активных пользователей он у нас насчитал — к нам столько в день примерно заходит.
Какой, по вашему, время жизни у такого проекта как Вконтакте? Каким вы его видите через 5 лет?
Мы бессмертны. Крупнейшая международная социальная сеть с миллиардом пользователей. Количество пользователей интернета увеличивается каждый год на сотни миллионов, а социальных сетей — всего несколько штук, поэтому рост будет продолжаться бесконечно. Естественно, чтобы этот рост был, мы должны делать идеальный продукт для общения и обмена информацией. Но мы все только этим и живем, так что вот так и будет.
Что будет на домене VK.COM и когда?
На vk.com будет сайт ВКонтакте. Наши планы не ограничиваются Россией и СНГ, поэтому мы готовимся объединить все активы, если их можно так назвать, в один единый бренд. К тому же, vk.com более удобный домен как для мобильных устройств, так и для печати. Недавно я шел по улице, и мне на перекрестке дали рекламную листовку, которая призывала посетить публичную страницу компании. Адрес был указан через vk.com. Этот тренд замечен не только в России. Например, футбольный клуб в Днепропетровске на всех своих рекламных материалах и LCD-банерах на стадионах показывает адрес своей страницы как vk.com/fcdnipro. Таких примеров очень много.
Как выглядит структура доходов проекта, на чем зарабатываете?
Примерно 60% наших доходов сейчас приходится на таргетированную рекламу, 40% на приложения. За последние полгода мы свернули все прочие платные сервисы, вроде рейтинга или подарков. Пользователи должны понимать, что существуют коммерческие элементы, которые позволяют сайту жить и зарабатывать. Но у этой коммерческой территории должны быть четкие границы. Посмотрите, что сделала с Одноклассниками их политика монетизации всего подряд. На каждое нововведение пользователи теперь смеются: мол, отключить можно будет только за 100 рублей в месяц. У пользователя не должно быть оснований думать, что его на сайт загнали с целью нажиться на нем. К сожалению, руководство большинства интернет-проектов в СНГ этого не понимает: все завешано нелепыми баннерами, сомнительной рекламой.
Работа с рекламными агентствами и бизнесом: страницы для компаний – планируется ли расширить их функционал (возможность добавлять приложения, вкладки и т.п.)? Насколько вообще это направление приоритетно для компании?
Опять же — мы не хотим превратиться в Фейсбук. Для нас первичны пользователи, и за счет этого рекламодатели оказываются в более выгодных условиях. Потому что когда сайт превращается в свалку корпоративного контента, пользователи это чувствуют и “голосуют ногами”. Пользователи вообще значительно более чутки, чем некоторые компании пытаются убедить маркетологов. Если на вашем сайте большинство нововведений сводится к тому, чтобы Кока-Коле было удобнее комментировать личные фотографии пользователей — хуже от этого в итоге будет самой Кока-Коле.
Планируете ли вы перестроить работу с рекламными агентствами или другими клиентами? Сейчас часто нельзя порой связаться с компанией, даже когда хочется денег заплатить :)?
В России нет такой проблемы, и в Украине тоже быть не должно. Сложности с коммуникацией у нас действительно были в начале года, когда мы только отказались от баннеров и активно набирали сотрудников в рекламный отдел. Был период, когда работы оказалось непропорционально больше, чем сотрудников.
Сейчас мы достигли некоторого баланса и отвечаем всем нашим клиентам достаточно быстро. Работает форма обратной связи, техническая поддержка отвечает в течение дня. Если есть какие-то сложности или сбои в работе нашего рекламного отдела, можно писать лично мне на адрес [email protected]. Или в пресс-службу, которая оперативно реагирует на жалобы по всем фронтам и сообщает мне.
Планируете ли вы и дальше не принимать политическую рекламу, а также алкоголя и сигарет? Как вы относитесь к тому, что это все продвигается внутри сети, но уже через SMM?
У нас нет запрета на политическую рекламу. В том, что касается табака и алкоголя: мы препятствуем распространению этой наркомании, не позволяем таким компаниям рекламироваться ВКонтакте. В то же время, если люди объединяются в клуб любителей марки какой-нибудь, например, то мы не можем этому мешать. Компания может и сама создать такую страницу, но не сможет рекламировать. Если у них есть уже свои клиенты, они смогут общаться с ними, используя наши инструменты для коммуникации.
Блокировать попытки продвижения через SMM, не нарушая при этом свободы частных лиц, практически невозможно. Нам не хотелось бы, чтобы эта зараза распространялась, но не предусмотренное законом вмешательство в личное пространство пользователей приятно нам еще менее. Это цена, которую мы не готовы заплатить, в этом случае.
Расскажите, как вообще появляются новые функции в социальной сети? Есть roadmap?
Мы — маленькая компания, и всякая бюрократия в процессе разработки отсутствует. У Павла есть стратегическое видение нашего развития, он управляет всем напрямую. Когда во главе компании стоит основатель, который лично принимает все решения, можно сделать очень многое. Получается, что с одной стороны у нас есть последовательный курс, без каких-либо менеджерских компромиссов, а с другой — мы можем очень оперативно реагировать на любые внешние раздражители. А это очень важно в интернете. Если у вас есть план на год, и вы просто по нему идете, из этого едва ли выйдет что-то дельное. Среда меняется, появляются новые продукты, не прекращается взаимовлияние ключевых игроков, неповоротливые не выживают.
Есть ли в планах компании сделать соцсеть более ориентированной на чтение информации (например, добавить новостную ленту на стартовую страницу) и добавить инструменты для более быстрого распространения информации (друзья узнают о нажатиях на кнопки)?
Когда имеешь дело с таким масштабным продуктом, элементы которого так тесно переплетены между собой, даже небольшие изменения тянут за собой целую лавину. Например, даже просто сделать новости главной страницей — не так просто. Тут нужно понимать, что сейчас главная страница для пользователя может быть сколько угодно неэффективной. Но это его страница, собственная — не чужие какие-то сообщения, а его личная страница. Для большого количества продвинутых пользователей это может не играть никакой роли, но у нас миллионы самых разных пользователей — и продвинутых, и нет. Я не хочу сказать, что главную страницу поэтому теперь нельзя трогать. Просто нужно всегда очень хорошо понимать, что вы отнимаете у пользователя, когда что-то меняете, и что даете ему взамен.
В том, что касается оповещений о новых событиях — мне не кажется, что нынешняя система идеально справляется со своими функциями. Никто из лидеров в мире с этим сейчас не справляется нормально, хотя есть различные подходы к этому вопросу. У каждого есть свои плюсы, свои минусы. Этим летом мы провели несколько экспериментов, и сейчас в процессе разработки очередное решение проблемы оповещений, новостей. В сентябре будем запускать.
Какой у вас подход сейчас к инструментам коммуникации – будет ли почта? А видеозвонки?
Инструменты коммуникации эволюционируют, но мы предпочитаем смотреть на них со стороны пользователя. Ему нужно отправить текстовое послание — и ему не важно, будет это личное сообщение ВКонтакте, электронное письмо, смс, пергамент в конверте. Хоть телеграмма-молния, главное, чтобы послание было доставлено, и быстро. Конкретные средства доставки не имеют значения в этих условиях: имеют значения алгоритмы, которые выбирают между этими средствами доставки и объединяют их. Вы уже сейчас можете отправлять, например, электронные письма через интерфейс наших личных сообщений. Но конечно здесь еще многое предстоит сделать, и многое будет сделано.
Насчет видео: сегодня нет ощущения, что это настолько востребовано. Не исключаю, что мы можем когда-нибудь заняться инструментарием для видео-общения. Но такой функционал нельзя запускать просто для галочки, это должен быть действительно качественный продукт. Сейчас многие социальные сети поддерживают видеозвонки, но люди, которым это нужно, все равно пользуются скайпом. Качество связи во всех остальных сервисах оставляет желать лучшего, ими невозможно пользоваться.
Расскажите про мобильное направление. Сколько людей пользуется приложениями? Сколько ходит просто с телефона? Как изменяется их число? Планируете ли вы дорабатывать приложения?
То, что мобильное направление на подъеме — ни для кого не секрет. В общем-то оно на подъеме не первый год, но до территории СНГ заметный бум начинает добираться только сейчас, и показатели пока довольно низкие. В среднем каждый день с мобильных устройств кнам заходят 9 млн пользователей, не включая мобильные приложения — на Западе эти показатели сегодня могут быть в несколько раз выше. Но это все вопрос времени, конечно, и рост уже становится ощутимым.
Этим летом даже в самые тяжелые дни летнего спада, в конце июля, количество мобильных пользователей ВКонтакте росло: с начала лета количество дневных заходов с мобильных устройств выросло примерно в два раза. Быстрее всего растет доля Android: сейчас в день на сайт заходят чуть меньше 400 тысяч пользователей в день с таких устройств. Это только те пользователи, которые заходят через браузер. Наше новое приложение для Android установили около ста тысяч человек, хотя эти пользователи, конечно, могут пересекаться.
Мы запустили все наши приложения для смартфонов и специальную версию t.vkontakte.ru в этом году. Разумеется, все это будет дорабатываться.
Платежная система – это окончательное решение о ее отмене?
Безусловно. Невозможно заниматься всем сразу. Сейчас у пользователей нет потребности в тесной интеграции платежной системы и социальной сети. А поддержание сложной системы, особенно учитывая все юридические моменты, которые необходимо учитывать в связи с новым законодательством, в этих условиях — нецелесообразно. Не исключаю, что мы вернемся однажды к этой теме, когда публика будет к этому готова. Но к тому времени мы все будем жить уже в совершенно другом мире, и там потребуется другой подход.
Хостинг медиафайлов приносит сейчас большое пользы или проблем? Сколько ресурсов вы тратите на борьбу с пиратством и порнографией?
Тема бесконечна. Все эти выскочки в прессе, обвиняющие нас в их собственных неудачах, не хотят разбираться в ней системно. Павел недавно выразил позицию компании в программном тексте. В частности, он говорит о том, что главные задачи ВКонтакте: не показывать порнографию тем, кто ее не ищет, дать любому правообладателю удобный инструмент для защиты своих прав, а пользователям — удобный и понятный видеосервис. Интересная закономерность в том, что те, кто создают качественный продукт, не выступают с громкими заявлениями, а сотрудничают с нами, и весьма успешно.
Вот, например, создатели проекта ivi.ru, пользуются нашими инструментами для удаления нелицензионного контента и размещают на его месте свои лицензионные материалы. В итоге, пользователи смотрят фильмы с их площадки, не покидая социальной сети, а ivi.ru — зарабатывает на рекламе. С другой стороны, есть компании, которые говорят: «Нам плевать на все ваши инструменты, мы никакого участия принимать не должны и не будем, а вы давайте, размещайте нашу рекламу и деньги нам платите. Или просто платите». При том, что рекламу в видеоразделах мы никогда не размещали. А оплачивать расходы на трафик эти компании не предлагают почему-то. С такими бездарными, ленивыми и агрессивными правообладателями мы готовы судиться до конца.
Электронная коммерция – есть ли ей место во ВКонтакте? Намерены ли вы предоставить необходимые для этого функции?
Мы не стремимся везде устроить базар, если не чувствуем, что это необходимо. Как я уже говорил, наш опыт с платежной системой показывает, что потребности в тесной интеграции не существует на текущий момент.