Помимо социальных сетей, мир покоряют сервисы онлайн-музыки: началось всё с iTunes, где музыку можно было найти и приобрести по низкой цене за считанные минуты (от 1 трека до десятков альбомов “за раз”), а продолжилось при помощи таких проектов, как SoundCloud, Stereomood, 22 tracks, Grooveshark, где музыку можно слушать круглые сутки и – зачастую – вообще ничего не платить.
О том, что отличает современные сервисы легальной онлайн-музыки от “эпохи Napster”, почему артистам и слушателям стоит пользоваться легальными сервисами цифрового музыкального контента и как на таком проекте можно заработать деньги, мы и поговорим сегодня с представителем последнего из перечисленных сервисов – Grooveshark. В гостях редакции AIN.UA – Бен Вестерманн-Кларк (Benjamin Westermann-Clark), Communications Director музыкальной платформы Grooveshark.
Расскажите нашим читателям о том, как начинался Grooveshark?
Сама идея создания Grooveshark пришла в голову Сэму Тарантино (Sam Tarantino), CEO и со-основателю компании, когда он был на втором курсе в колледже. У Сэма были финансовые трудности, он в очередной раз ехал сдавать плазму, чтоб оплатить аренду квартиры, и по пути увидел магазин подержанных записей под вывеской “Buy, Sell, Trade” (предлагающий в аренду и на продажу подержанные звукозаписи на дисках и пластинках). И Сэм в этот момент подумал: “А почему нет такой же честной, прозрачной и надежной модели для продажи цифровой музыки – легально и по доступной цене?”
Объединив свои усилия с Джошем Гринбергом (Josh Greenberg), – теперь нашим CTO и со-основателем проекта, – они перешли к работе над самой первой версией стартапа. Должен сказать, она сильно отличалась от того, что вы видите сегодня, пользуясь Grooveshark, – и именно эта версия проекта в скором времени получила имя “Grooveshark.” В течение года у нас над проектом уже трудились порядка 15 человек. Широко распространенная практика в ИТ-компаниях и стартапах: присваивать в процессе разработке версий кодовые имена различным версиям проекта. Для этого используют обычно названия животных в сочетании с каким-нибудь цветом. В нашем случае это была “Blueshark” (“Голубая акула”). Когда настало время запускать полноценную версию проекта, мы столкнулись с необходимостью выбрать окончательное название. Мы отбросили один за другим варианты со всеми словечками вроде широко распространенных “Tunes” или “Jam”. И тут мы наконец поняли, что нам просто надо изменить первую часть названия – и это сработало!
Не пугал ли вас печальный опыт Napster и аналогичных сервисов? Что послужило основным фактором, который привлек пользователей к Grooveshark?
Какую бы компанию вы ни открывали, всегда есть очевидный риск, что новый бизнес “не сработает”, и игнорировать такой риск – чистой воды безумие. Но клевая “штука” в предпринимательстве как раз и заключается в том, что если вы готовы поверить в свою идею и готовы отдать ей все силы, то она может сработать даже тогда, когда никто в успех этой идеи не верит и никто не согласен, что у этой идеи есть будущее. Такие люди (кто поверил) готовы работать не покладая рук дни и ночи, пока весь остальной мир наконец не начнет “рубить фишку” вашего проекта.Так было и с нами.
Когда Grooveshark начинал свою работу в 2006-м, индустрия цифровой музыки и связанных с ней сервисов была совсем другой, не такой, как сегодня. С тех пор много разных сервисов вошли на этот рынок с широким спектром продуктовых предложений для слушателей. И мы, будучи компанией, чья основная задача – покончить с “пиратством” как таковым и дать новые источники прибыли для тех, кто создает музыкальный контент, – мы считаем, что чем больше сервисов выходит на рынок, (таких сервисов, которые позволяют “перетянуть” пользователей из сферы нелегального прослушивания музыки на легальные онлайн-площадки), – тем лучше.
ОК, поговорим тогда о деньгах: кто инвестировал в Ваш проект? Насколько вообще сложно “добыть” деньги для такого стартапа?
Будучи студентами колледжа на момент запуска стартапа, мы довольно быстро столкнулись с необходимостью привлечь сторонние средства, чтобы развивать проект “с нуля”. В самом-самом начале мы очень незначительную сумму одолжили у друзей и наших родственников, а потом последовали кое-какие вложения от бизнес-ангелов. Что касается опыта: полагаю, каждый раз, когда в комнату входит 19-тилетний парень и начинает рассказывать инвесторам о своих идеях и бизнес-плане, – каждый раз такой 19-тилетний парень должен быть готов к тому, что инвесторы будут скептически настроены и будут задавать некоторые вопросы. Но всегда найдется среди этих инвесторов кто-то, кто поверит в вашу увлеченность идеей так же, как верите вы. Это может показаться необычным, но самое важное – отыскать тех инвесторов, которые “подойдут” вам и вашему видению проекта. Дело тут не только в том, какую сумму денег они готовы в вас вложить.
Бен, а расскажите подробнее о монетизации проекта…
У нас контент предоставляется на основе подписки. Подписка носит многоуровневый характер, что позволяет – в зависимости от выбранных опций – получить доступ к прослушиванию музыки с помощью различных мобильных устройств, к промо-сервисам для артистов и продюсеров / менеджеров, к онлайн-опросам и другим продуктам для сбора и анализа информации по музыкальному контенту. Основной инструмент монетизации для Grooveshark – это реклама на сайте. Это простой и классный инструмент монетизации легального музыкального контента, т.к. пользователи при помощи Grooveshark просто слушают ту музыку, которая им нравится, и при этом им нет смысла нарушать авторские права. А легальная онлайн-музыка при этом приносит доход всем нашим партнерам-правообладателям.
Что касается возможностей для рекламодателей, Grooveshark имеет свои преимущества: у нас одна из лучших баз данных по демографии и жизненным предпочтениям пользователей, потребляющих цифровой развлекательный контент. К примеру, если к нам придет представитель какого-то бренда и скажет, “Слушайте, мне нужно, чтобы мою рекламную кампанию увидели парни из Украины в возрасте от 16 до 25, которым нравится электронная музыка”, – мы сможем помочь с созданием креативной рекламной кампании по данному запросу (или по любому другому, с другими демографическими критериями, например).
Коснемся актуальной сегодня темы: “войны” за авторские права. Как вы боретесь с пиратством или с исками правообладателей? Были ли проблемы с авторскими правами в работе Grooveshark?
У многих компаний – в частности, у YouTube, – был долгий-предолгий период, когда возникали трудности с авторскими правами на контент, и над этим приходилось работать. Вообще цифровой музыкальный контент всегда был “непростым” носителем с точки зрения авторских прав. В нашем случае, вопрос отношений с правообладателями я бы не назвал “войной”: мы лишь продвигаем инновации в том направлении, в котором будет развиваться вся музыкальная индустрия, своего рода возглавив этот процесс. С самого начала нашей работы в Grooveshark у нас всегда была цель: в процессе работы нашего сервиса авторы и правообладатели контента должны получить свое денежное вознаграждение: подавляющая часть этих выплат станет возмещением тех финансовых потерь, которые несет исполнитель в результате действий “пиратов”. Для нас эта задача совмещена еще с одной: дать доступ слушателям к контенту более высокого качества и к тем песням, которые они хотят слышать, таким образом, чтобы это было легально и более удобно, чем поиск и получение такого контента на “бесплатных” ресурсах, но с нарушением авторских прав. При этом мы еще и сокращаем уровень затрат со стороны контент-партнеров на каждый доллар, выплаченный Grooveshark.
В заключение расскажите читателям AIN.UA, почему все же стоит пользоваться вашим сервисом?:-)
Grooveshark – это единственная неограниченная online-экосистема музыкального контента: меломаны могут слушать ту музыку, которая им нравится – что важно для борьбы с пиратством, – и одновременно исполнители получают доступ к аналитическим инструментам, позволяющим изучить уровень спроса на их контент, предоставляемый на единой площадке. С одной стороны, нашей площадкой пользуются слушатели, которые могут, присоединившись к проекту, слушать музыку, составляет плейлисты, делиться прослушиваемой музыкой с друзьями на Facebook. А с другой стороны – исполнители могут “вживую” увидеть, насколько часто их музыку прослушивают, как люди взаимодействуют с авторским контентом. Полный спектр данных о слушателях – демография, местоположение – позволяют музыкальным исполнителям оптимизировать планирование туров, маркетинговых мероприятий и направления прямого контакта со слушателями. Сегодня Grooveshark помогает исполнителям и группам пользоваться всеми возможностями сложной экосистемы музыкального digital-контента: от трекинга и продвижения до получения дополнительной прибыли и прямого контакта с аудиторией.
Напоминаем, что в комментариях к этому интервью вы можете задать и свои вопросы представителю Grooveshark в течение нескольких следующих дней. Мы передадим Бену ваши вопросы, и он постарается на них ответить в ближайшее время.