Как стало известно AIN.UA, владельцы одного из крупнейших украинских порталов I.UA ведут переговоры о продаже проекта. Директор компании Максим Хомутин подтвердил факт переговоров, но отказался назвать участников. По словам информированного источника, это – СКМ (владеющая порталом Tochka.net) и УМХ (недавно купившая Bigmir.net), причем обе эти компании уже конкурировали в ходе аналогичных переговоров по покупе KP Media. Во время разговора с AIN.UA Хомутин не стал отрицать, что за последние два года в том числе и от этих компаний поступали различные предложения.

Пресс-секретарь СКМ Анна Терехова подтвердила, что компания вела переговоры с I.UA о покупке, но на данный момент ни к каким результатам переговоры не привели. Андрей Борисевич, директор по развитию интернет-бизнеса УМХ отметил, что они всегда были заинтересованы в увеличении своей доли в этом проекте, однако говорить о какой-то конкретике в перспективе этого года пока рано. Напомним, что УМХ владеет 32,5% I.UA, соответственно, обладает преимущественным правом на покупку. Но этой доли недостаточно ни для блокирования решений, ни для контроля.

Свои 37,5% портала продают частные лица Вячеслав Мишалов и Дмитрий Трофименко (со-основатели проекта). Еще 30% акций принадлежат менеджменту. По словам Хомутина, они не стремятся в ближайшее время выходить из бизнеса полностью и планируют принимать активное участие в дальнейшем развитии компании. Но часть акций, для того, чтобы потенциальному покупателю достался контроль, может быть продана.

AIN.UA удалось получить комментарий Дмитрия Трофименко, который заявил «Сделка возможна в ближайшее время». Покупателя называть он отказался, сославшись на подписанный NDA. Он так же сообщил, что на протяжении последнего года различные заинтересованные стороны оценивали компанию в диапазоне от 15 до 20 млн долларов за 100%. К слову, помимо портала она включает и агентство МИ-6 (по данным ВРК, оборот в 2010 году – 9-11 млн грн). По словам со-владельцев, с 2007 г. группа компаний безубыточна и демонстрирует положительную динамику, на 5-10%% выше роста рынка.

Шанс исправить ошибки

Подконтрольный СКМ (через Digital Ventures) портал Tochka.net в настоящее время обладает охватом в 16.4% украинской интернет-аудитории (Gemius, июль 2011). При этом компания тратит большие усилия на покупку трафика. По статистике посещаемости видно, что довольно большая часть аудитории (около 40% от всех посетителей, пришедших с других сайтов) попадают на Tochka.net как раз через сайты-партнеры (Ukr.net, MarketGid, RedTram и т.п.), выступающие традиционными поставщиками посетителей для украинских сайтов.

Портал I.UA – практически полная противоположность. Его охват 19%, но в отличие от Tochka.net, посетители приходят на него естественным образом. В компании утверждают, что затрат на покупку трафика у проекта практически нет.

Не секрет, что у СКМ были большие планы по завоеванию интернет-рынка, но за несколько лет менеджменту Digital Ventures не удалось полностью реализовать эти планы и в июне они покинули компанию. Если I.UA достанется структурам СКМ, то у них наконец-то появится популярный портал с большим ядром пользователей. Собственно то, к чему изначально стремилась компания. Консолидация проектов даст возможность существенно сократить затраты на покупку трафика и увеличить охват, тем самым занять прочную позицию (одного из лидеров) украинского интернет-рынка.

Абсолютное лидерство?

Если же I.UA достанется УМХ, то этот холдинг еще прочнее укрепит свои позиции на рынке, займет уверенное первое место, а также увеличит отрыв от конкурентов. Все это позволит компании с еще большей уверенностью идти на IPO, о котором ранее заявляли ее менеджеры.

Напомним, что в последние годы УМХ довольно активно работала над увеличением своего онлайн-присутствия. Покупка KP Media (портал Bigmir.net и сайт новостей Korresponent.net) позволили холдингу довольно сильно увеличить рыночную долю. Сегодня месячный охват украинской аудитории всех сайтов холдинга составляет около 35% (по данным собственного рейтинга на базе Bigmir.net).

Золотая карта?

Впрочем не стоит забывать и о другом крупном игроке украинского интернет-рынка – Ukr.net (охват более 38%). С одной стороны наличие этого не входящего ни в один холдинг портала ставит под сомнение статус “золотой карты” I.UA. C другой же – председатель наблюдательного совета компании УКРНЕТ Михаил Комиссарук неоднократно заявлял о планах вывода компании на биржу и что владельцам компании предлагали в свое время за нее $100 млн, но эта сумма “их не возбудила”. Так что эта компания действительно нацелена на очень долгую игру.