За последний год международные ассоциации правообладателей уже два раза называли Украину одной из самых пиратских стран в мире. При этом RIAA и IIPA указывали, что главными нарушителями авторских прав являются интернет-ресурсы, а самые пиратские из них входят в 25 наиболее популярных среди украинцев. Распространением исключительно легального контента в стране занимаются единицы. О перспективах легализации, стоимости авторских прав и объеме украинского рынка легального видео, в интервью AIN.UA рассказал генеральный директор “Агентства Интернет Прав” Сергей Белоусов.

Расскажите о компании, чем занимается Агентство Интернет Прав?

Суть бизнеса – распространение легального контента на территории СНГ по рекламной, подписной и транзакционной модели. Наша цель – создание максимально удобного сервиса видео по запросу (VoD) и, в последующем, организация нелинейного телевидения. Сейчас мы тестируем собственную платформу, которая уже успешно интегрирована с биллингом некоторых интернет-провайдеров. “Агентство Интернет Прав” или AIR – аббревиатура Agency of Internet Rights, – работает более года. За это время мы в достаточной степени изучили рынок платного контента Украины, СНГ и Балтии. Могу сказать, что он перспективный, но требует существенных вложений. Исследования показывают, что с увеличением проникновения сети интернет в повседневную жизнь, он будет только расти.

Какие из ваших проектов уже приносят деньги?

Следует отметить YouTube. Мы одни из первых в СНГ заключили договор с YouTube. Это дает нам возможность участвовать в его коммерческих проектах. Так, к примеру, при нашем участии был создан проект «Кинозал».

В числе ТОП-10 украинских интернет-провайдеров есть те, на чьей базе мы тестируем нашу платформу видео по запросу. Иными словами уже сейчас абоненты этих провайдеров получают доступ к каталогу легального видео. Плата за доступ входит в сумму платы за интернет. Мы считаем, что это наиболее подходящая форма расчетов, так как способ оплаты контента – это не легкая тема для СНГ – проникновение платежных систем, как и доверие к ним крайне низкое.

О каких провайдерах, которые входят в ТОП-10, вы говорите?

Речь идет о провайдере TeNeT, который согласно последним отчетам занимает седьмое место в ТОП-10 украинских ISP. Сейчас заканчивается интеграция с телекоммуникационной группой Vega и Датагруп. На очереди для интеграции еще три провайдера из первой десятки, а также несколько договоров находятся в процессе согласования.

Сколько стоит доступ к каталогу фильмов?

Мы считаем, что приемлемая цена для доступа к каталогу произведений на месяц – это примерно два доллара. Стоимость новинок будет сильно отличаться в зависимости от разных факторов. Если это голливудские произведения первого эшелона, стоимость одна, если второго – другая, фильм это или мультфильм тоже будет влиять на цену. Для примера, если это новый голливудский фильм, то его стоимость может составлять до четырех долларов.

Как вы зарабатываете на «Кинозале» YouTube?

Заработок приносит рекламная система AdSens, а также прероллы и построллы. За счет того, что на YouTube много посетителей, проект «Кинозал» является сейчас наиболее прибыльным из всех наших проектов. При этом основной доход приносят страны СНГ, а не Украина. На сегодняшний день на канале было порядка 800 000 просмотров видео. В основном это хорошие советские мультфильмы (ссылка на канал).

Каков процент потребления легального контента в Украине?

Здесь правильнее сказать, кто не является потребителем легального контента. В Украине более 90% пользователей сети так или иначе потребляют нелегальный контент. Зачастую пользователи сами того не знают. Им тяжело отличить легальный контент от нелегального. Стоит признать, что в первую очередь это связано с отсутствием достойных альтернатив. Количество ресурсов, которые предоставляют лицензионный контент можно пересчитать по пальцам одной руки. Кроме YouTube это Tochka.net, Divan.TV, itopbox и, пожалуй, всё. Второе – это отсутствие качественной информационной кампании, которая могла бы привлечь внимание пользователей к легальному контенту. При соблюдении этих двух условий – достойных альтернатив и достаточной информации, выбор в сторону легального контента готовы сделать до 25% пользователей. Если говорить об оптимистическом сценарии, то уже к 2015 году, количество тех, кто будет смотреть легальное видео, может достигнуть 40%. Но, как это зачастую случается, реальность может оказаться суровее той, о которой говорят в прогнозах.

Сколько стоят права на фильмы?

К примеру, стоимость прав на использование одного фильма в интернете в течение года на территории Украины составляет в среднем от одной тысячи долларов. Таким образом, пакет из ста фильмов обойдется в 100 тысяч долларов. Но цена может варьировать в зависимости от того, сколько денег фильм собрал в кинопрокате. Чем больше – тем дороже права на него.

Сто фильмов это не много. Сколько позиций нужно, чтобы создать приличный каталог?

Старая привычка потребления влечет за собой желание максимально наполнить каталог. Но объективно пользователь не может потреблять больше 30 фильмов в месяц. Наша задача найти такую модель, которая будет опираться на его предпочтения.

Вообще есть несколько моделей развития этого бизнеса: для компаний с большой жировой прослойкой – набрать максимум контента, монополизировать его и отбивать потраченные средства два-три года. А есть другой подход для компаний без крупных финансовых вливаний: создать необходимый минимум фильмов, с которым можно эффективно нарастить абонентскую базу. Первая модель будет работать только на легальном рынке, а вторая будет работать независимо от того, насколько легален рынок. Если представить, что через три года рынок легализуется, то первая модель может быть выигрышной, но в рамках текущего законодательства легализация слабо прогнозируема.

А что значит легализуется?

Легализация – это ситуация, при которой потребление нелегального контента сильно усложняется. Но это никак не должно вредить пользователям. Должна быть выстроена политика по отношению к пиратам. Например, пираты не должны зарабатывать на рекламе. В Украине уже есть прецеденты, когда правообладатели выступали с иском, как к пиратским ресурсам, так и интернет-провайдерам. Мы общаемся с несколькими юридическими фирмами, которые имеют опыт закрытия нелегальных ресурсов.

Как вы защищаете свой контент? Обращаетесь в суды?

Нет, это не наш подход. Нельзя бороться с рынком, который находится в хаосе. Его надо строить. Мы смотрим, какие схемы в направлении легализации контента применяются в других странах, и на их основе инициируем предложения по улучшению Украинского законодательства, для того, чтобы в такой способ улучшить ситуацию. Но очень мало из них подходят для Украины. Например, французское законодательство предполагает наказание пользователей за распространение и просмотр нелегального контента. Согласно действующему там закону только в прошлом месяце от интернета сроком на один месяц были отключены 60 французов, 650 тыс. получили предупреждения, 44 тыс. были предупреждены дважды. Но это другая страна и другой уровень культуры, нам это не подходит.

Каков объем рынка платного контента в Украине?

Сейчас не берусь оценивать объем рынка, но если в перспективе и очень приблизительно, то можно представить, что где-то порядка 10 миллионов потребителей в Украине смотрят видео. В месяц каждый из них смотрит, допустим, 5 видео. Думаю, что доллара четыре в месяц каждый такой абонент будет приносить. В год – это около 50 долларов с абонента. Получается 500 миллионов долларов в год.

Но далеко не все будут пользоваться платными сервисами. Также необходимо учитывать, что будет доход от рекламных сервисов. Хотя сейчас мейджоры не отдают свой контент на рекламные модели, только на подписку. Это объясняется тем, что доход от просмотра преролла очень маленький – около 10 долларов за 1 тысячу просмотров, при том, что производство преролла дорогостоящее.

Правообладатели предоставляют скидки развивающимся рынкам?

Нет. Они зарабатывают деньги, и они не будут снижать цены ни при каких условиях. То есть какой-то люфт цен есть, но получить скидки пока невозможно, потому что нет аргументов. Украина на глобальном рынке для них ничего не приносит. Поэтому очень сложно диктовать условия. Хорошим аргументом было бы количество подписчиков, но пока его нет – нет никакого рычага. Мы не можем им сказать, что у нас население 45 миллионов, 5 миллионов домохозяйств пользуются фиксированным интернетом, из них 80% платят по 10 центов в год за доступ к легальному контенту. Это уже было бы хорошей цифрой, но пока этого нет. Поэтому нужен первопроходец, который купит права и будет нести какую-то социальную миссию и, конечно же, риски.

Похожая история была в России, там тоже был большой уровень пиратства, но, тем не менее, появились now.ru, Ivi.ru и другие компании, которые хорошо заплатили мейджорам и запустили модель платной подписки. Однако в России рынок больше и там проекты зарабатывают, когда в Украине точно такие же проекты убыточны или приносят несущественные доходы. Иногда находясь в Украине, кажется, что здесь вообще рынка нет.

Могут ли российские лицензионные видео-проекты составить конкуренцию украинским?

Российский рынок, как и украинский, находится на стадии зарождения. Безусловно, есть лидеры, которые на рынке уже более четырех лет, такие как Tvige.ru, и более молодые: Ivi.ru Tvzavr,ru, zoomby.ru которые являются первопроходцами и достигли хороших результатов. Этим проектам достаточно легко расширить территорию прав и выйти на наш рынок, у них для этого все готово. Вопрос в том, что на данный момент украинский рынок для них еще не интересен – российский рынок существенно больше, продолжает расти и нужно в первую очередь занять на нем свою нишу.