31 октября 2011 г. компания Oracle представила собственный отчет о тенденциях рынка смартфонов и предпочтениях мобильных пользователей относительно онлайн-шоппинга, геолокационных сервисов и основных активностей в повседневной жизни, в которых люди сегодня используют смартфоны. Редакция AIN.UA делится с вами сегодня переводом отчета и основными интересными фактами относительно европейского рынка.

Современные мобильные сервисы развиваются семимильными шагами. Многообразие смартфонов, появление iPad и целого класса интернет-планшетов привело к стремительному росту числа потребителей мобильного трафика и веб-сервисов.

За последние три года пользователи по всему миру загрузили более 300 тыс. мобильных приложений более чем 10 млрд раз. И по мере того, как новые игроки выходят на этот высококонкурентный рынок, растут ожидания пользователей мобильных устройств: им нужны не только самые крутые гаджеты, но и гибкие тарифные планы с различными возможностями оплаты за товары и услуги.

На фоне такого ажиотажа возникла необходимость выяснить основные тренды, что и сделали в компании Oracle путем запуска ежегодного исследования под названием “Opportunity Calling: The Future of Mobile Communications”. В нем приняли участие более 3 тыс. пользователей мобильных устройств по всему миру. В рамках исследования отображены:

  • Изменения на глобальном мобильном рынке пользователей мобильных устройств
  • Уровень интереса пользователей к новым технологиям и сервисам, таким как: возможность мобильного шоппинга, геолокационные и скидочные сервисы и т.д.
  • Прогнозы сервис-провайдеров относительно перспектив мобильных коммуникаций.

Растет потребление информации и контента

47% абонентов мобильной связи подтвердили, что их использование мобильного веб-трафика выросло за прошедшие 12 месяцев. Около 70% опрошенных используют смартфоны, которые по своим функциям заменяют цифровые “мыльницы”, MP3-плееры и устройства с функциональностью GPS. 55% участников опроса загружали в этом году бесплатное мобильное приложение (по сравнению с 42% таких пользователей в 2010 г.). 16% мобильных пользователей приобрели интернет-планшет и еще 41% планируют купить данный гаджет в ближайшие 12 месяцев.

Несмотря на растущий уровень потребления мобильного трафика и интенсивную установку мобильных приложений, пользователи продолжают выражать осторожность относительно того, насколько безопасно пользоваться сервисами мобильных платежей и другими сервисами.

У поставщиков контент-услуг и операторов мобильной связи есть ряд возможностей для просвещения пользователей в этом вопросе.

Растет мобильность пользователей

Клиенты проявляют больший уровень готовности делиться своим местоположением при помощи мобильных приложений по сравнению с ситуацией еще год назад. Кроме того, увеличилось количество тех, кто использует мобильный банкинг и онлайн-покупки при помощи смартфона. Но при этом сравнительно небольшое число пользователей совершают покупки при помощи смартфона, предпочитая расплачиваться карточкой или наличными. Всего 32% абонентов уверены в том, что информация, передаваемая пи помощи смартфона и мобильных приложений, защищена.

84% опрошенных приобрели свой смартфон в магазине оффлан-ритейлера. 73% клиентов хотя бы раз в месяц подключаются к мобильному интернет-доступу от своего оператора.

Согласно данным исследования, выросло использование основных функций современных мобильников, при этом рост объема потребления трафика опережает объем звонков и голосовых сообщений. 69% опрошенных используют смартфон, а не обычный мобильник.

57% респондентов используют 1 смартфон или обычный мобильный. 43% используют повседневно два или более мобильных телефонов.

Технологии превосходят ожидания

Растет спрос на вторичные услуги операторов связи и дополнительные возможности современных мобильных телефонов. С простом числа смартфонов в использовании происходит конвергенция устройств: теперь смартфон заменяет фотокамеру, видео-камеру, плеер и ряд других устройств.

В 2010 г. 52% пользователей полагали, что мобильник заменит цифровую камеру к 2015 году. В 2011 г. 43% пользователей считают, что это уже произошло. В 2010 г. 54% пользователей полагали, что мобильный телефон заменит им iPod / MP3-плеер к 2015 г. В 2011г. 34% говорят, что это уже произошло. В 2010 54% опрошенных полагали, что возможности геолокации в смартфонах позволят заменить GPS-навигатор мобильником к 2015 г. В 2011 г. 24% респондентов говорят, что это уже произошло.

В “бой” идут планшеты

Почти половина мобильных абонентов, у которых еще нет интернет-планшета, планируют приобрести данное устройство в течение следующих 12 месяцев. 16% абонентов мобильной связи уже владеют планшетом.

Растет рынок приложений

Всё больше и больше пользователей скачивают мобильные приложения: как бесплатные, так и платные, в соотношении 2:1 в пользу бесплатных версий. При этом лидерами рынка потребления мобильных приложений стали представители “поколения Y” (люди, родившиеся в период с 1977 по 1992 гг.): таких 75% из числа тех, кто устанавливает себе мобильные приложения из онлайн-источников и магазинов приложений. “Бэби-бумеры” проигрывают им, занимая нишу в 41% пользователей (те, кто родился в 1946 – 1964 гг.).

Кросс-платформенность и доступность “из облака” – главный тренд

Большинство потребителей, которые устанавливают на свои мобильные телефоны / смартфоны мобильные приложения стараются использовать те приложения и сервисы, которые также имеют версию приложения для интернет-планшетов. При этом их интересует доступность версий под разные мобильные ОС и типы устройств и работа с “облачной” синхронизацией.

Растут геолокация и мобильные платежи, но растут и риски

Наряду с растущим спросом на геолокационные сервисы и числом транзакций при помощи смартфонов, растет и озабоченность пользователей тем, насколько надежно защищены их личные данные.

Рост демонстрируют онлайн-платежи и мобильных банкинг (28% в 2011 против 18% в 2010) и шоппинг при помощи смартфонов (18% в 2011 против 9% в 2010). 6% респондентов совершали покупку товаров в супермаркете или магазине, рассчитываясь за нее при помощи смартфона (вместо наличных или кредитки). При этом только 21% говорят, что покупки при помощи мобильника вместо оплаты наличными или пластиковой картой были бы “крайне комфортны” для них. 68% участников опроса ответили отрицательно или сказали, что пока не уверены в таком способе платежей.

Что следует компаниям знать о клиентах, использующих смартфоны?

Привычки покупателей играют важное значение. При этом растет ключевая роль пересечения каналов онлайн- и оффлайн-ритейла. Шоппинг современных покупателей тесно связан с использованием смартфонов, а также других устройств с доступом к интернету. 30% покупателей сравнивают товары при помощи мобильника, прежде чем купить их в магазине. 24% читают отзывы других покупателей / пользователей и обзоры на сайтах пи помощи смартфона. 14% сканируют QR-коды товаров, акционных купонов и предложений в журналах или рекламных постерах.

Растет потребность в качественном сервисе, надежном покрытии, гибких тарифных планах с пакетами трафика. Хотя 84% участников исследовнаия довольны своим оператором мобильной связи, всего 54% респондентов говорят, что провайдер связи обеспечивает их приложениями или другими инструментами для мониторинга трафика. Всего 8% пользуются специальным пакетным предложением мобильного трафика от оператора для всей семьи, пи этом 31% респондентов были бы заинтересованы в подключении к такому семейному плану.

Важную роль играет ценовая политика: 74% респондентов сменили бы мобильного оператора, если бы им предложили тарифный план с более доступной ценой услуг.

Необходимо также учитывать масштабирование услуг оператора в будущем: с ростом числа устройств, подключенных к интернету в мобильной сети, у операторов возникнет необходимость не только повысить устойчивость своих сетей к нагрузкам, но и конкурентный уровень предлагаемых услуг. Важным тут является защита пользовательских данных, кросс-платформенность предоставляемых услуг и скорость передачи данных.

Некоторые данные по рынку Европы

Ознакомиться с полной англоязычной версией исследования от Oracle вы можете в блоге Марии Подоляк (Яндекс).