Не так давно компания “Киевстарпредставила собственные брендированные смартфоны на базе Android с подключением к специальному тарифу. О том, как возникло это решение и какие планы у компании по поводу развития мобильного Интернета для своих абонентов, мы побеседовали с Алексеем Киреевым, директором по развитию продуктов и нового бизнеса “Киевстар”.

Напоминаем, что читатели в комментариях к интервью могут задавать дополнительные вопросы, а редакция AIN.UA задаст их нашему гостю, он же постарается на них ответить в ближайшее время.

Как возникло решение вывести на рынок свою линейку смартфонов?

Телеком-операторы во всем мире отходят от базовой концепции провайдера инфраструктуры, с которой они начинали свой бизнес, и фокусируются на интегрированных, мультисервисных решениях. SIM-карта постепенно становится мостиком к мобильности во всех сферах нашей жизни: окно в Интернет, мобильное платежное средство, мобильный источник доступа к музыкальным коллекциям, возможности автоматизации производства, досуг и получение информации…

Спрос на услуги мобильного доступа растет из года в год. Так, во втором квартале 2011 года трафик мобильной передачи данных в сети «Киевстар» достиг 774,6 Тб, что на 83% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы наблюдаем не только динамику интернет трафика, но и увеличение загрузок музыкального и игрового контента. Так, за два с небольшим года существования игрового wap-портала «Киевстар» клиенты загрузили игры и программы более 15 миллионов раз. Эта практика показывает, что базовая потребность клиентов в голосовом общении удовлетворена, и они задумываются о дополнительных услугах и возможностях беспроводной связи.

С нашей точки зрения, смартфон – это то устройство где можно «бесшовно» интегрировать все интересующие клиента услуги: голос, интернет, социальные сети, порталы развлечений и музыки, обмен данными и многое другое. А поскольку «Киевстар» во главу угла ставит обеспечение клиента позитивным опытом на всем пути предоставления услуги, мы решили, что будет правильно предоставить продукт, который, включает в себя всю сервисную цепочку. Продукт, оптимальный, с точки зрения цены, качества, и спектра услуг, который можно представить потребителю. Смартфоны адаптированы, содержат простой, уже установленный доступ к музыке, играм, общению, системе самообслуживания «Мой Киевстар»/«Мой DJUICE». Также предусмотрен легкий доступ «в одно касание» к популярным интернет-ресурсам и социальным сетям, информационные подписки, мультимедийные сервисы, доступ к бесплатным демо-играм, и др. Модели Кyivstar Terra и Kyivstar Aqua работают на базе операционной системы Android. Кроме того, для пользователей смартфонов как дополнительный бонус, «Киевстар» предложил специальную опцию: безлимитный интернет за 1 гривну в день. Таким образом, этот продукт для клиента не только удобен, но и выгоден.

Среди клиентов “Киевстар” и так достаточно пользователей смартфонов. Что нового может дать клиенту ваш продукт, почему они будут его приобретать?

Парк смартфонов, которые ранее были завезены в Украину, устаревает. Идет новое поколение терминалов, которые обеспечивают более качественный пользовательский опыт. Кроме того, большинство смартфонов после их приобретения клиентом требуют специфических настроек, что часто не под силу рядовому пользователю.

Базовая компетенция производителей телефонов – это вопросы эргономики: хороший экран, удобная навигация, легкий вес модели. А обслуживание потребностей в доступе к различным сервисам, качество и разнообразие таких сервисов – это уже компетенция оператора, который знает и понимает своего клиента. Поэтому «Киевстар» предлагает «коробочное» решение, в котором все встроено по принципу «включи и пользуйся». Это одно из новых направлений бизнеса «Киевстар». В данном случае, абонентское оборудование – не самоцель, а средство предоставления позитивного (интегрированного) пользовательского опыта. Нас интересуют новые пути роста – интернет, реклама, мобильные платежи, мультимедийные сервисы и др. Все это мы хотим интегрировать в нечто единое. Абонентское оборудование может быть тем центром, в котором, в удобном для клиента виде, сходятся все новые потребности как часть комплексного решения «integrated customers experience», весь опыт из одних рук.

Уже вышедшими в продажу устройствами «Киевстар» не намерен ограничиваться. Мы будем использовать любые возможные варианты: начиная от уже представленных смартфонов и до iPhone и других будущих смартфонов, которые будут выпускаться уже с поддержкой LTE.

Для вас этот продукт – инструмент лояльности или захвата абонбазы?

Продукт адресован как существующим клиентам, чтобы улучшить их опыт и расширить возможности, так и для привлечения новых, за счет характеристик продукта. Это концептуально очень простой продукт. Не нужно договоров, не нужно обязательств: купил и пользуйся.

В тесной связке с терминалами мы будем реализовывать другие новые направления бизнеса. Например, нам интересно работать с рынком игр и приложений. Мы хотим повернуть разработчиков приложений в сторону Украины. Сейчас большинство всех украинских разработок направлены на зарубежного клиента, а нам интересно, чтобы они работали на локальный рынок, для Украины и украинцев. Это может быть создание локальных баз приложений: музыкальных, игровых, видео, и др. И мы готовы показать украинским разработчикам пути монетизации их идей. Мобильные приложения – это свежее веяние для телеком-рынка Украины, хотя во многих странах развито достаточно давно. «Киевстар» уже разрабатывает свои приложения, и базовые версии таких приложений установлены в брендированных смартфонах.

Какие показатели потребления трафика мобильного интернета в сети «Киевстар»? Сколько трафика используют абоненты сети «Укртелеком» в роуминге сети «Киевстар»?

По состоянию на июнь 2011 г. (данные за 2-й квартал) количество абонентов «Киевстар», которые пользуются мобильным интернетом, составило около восьми миллионов. Из них более трех миллионов это пользователи www-доступа, и примерно 4,3 млн пользуются wap-доступом. Количество модемов, которые были приобретены клиентами «Киевстар» за весь период этого проекта, уже достигло отметки 700 тыс. Трафик мобильного интернета в сети «Киевстар» во втором квартале составил 773,6 Тб.

Что касается трафика и количества клиентов мобильной связи «Укртелекома», которые пользуются услугами национального роуминга «Киевстар», могу сказать, что в сравнении с почти 25 миллионной абонбазой «Киевстар», объемы такого трафика не могут сопоставляться с теми объемами, которые генерируют наши клиенты.

Планируете ли вы проводить для владельцев смартфонов различные акции, к примеру «геолокационные скидки»?

Это вопрос будущего. Хотя в Европе уже вовсю используются такие возможности, когда, например, клиенту на телефон приходит SMS, о том, что в двух шагах от него находится магазин, где ему предложат скидку. Мы пока что запустили проект «Мои скидки». Это адресное предложение, релевантное для клиентов мобильной связи «Киевстар», но без геолокации. Услуга позволяет клиентам «Киевстар» получать SMS и MMS о скидках на различные продукты и услуги от компаний-партнеров проекта. Например, клиенту «Киевстар» поступает SMS о скидках на продукты питания, а чтобы воспользоваться скидкой, достаточно на кассе показать код.

Каким будет следующий этап развития мобильного интернета в Украине: 3G или LTE?

Линейка LTE small-screen устройств на сегодня развита довольно слабо, и это – преграда для миллионов существующих пользователей. Поэтому в сегодняшней ситуации мобильному интернету логично пройти через 3G. Хотя не исключено, что в ближайшем будущем возможна миграция сразу на LTE, все зависит от того, насколько быстро обновится парк телефонов. Кроме этого, уже сейчас можно предоставлять мобильный ШПД для big-screen пользователей, довольно широкая линейка LTE модемов уже доступна в свободной продаже.

«Киевстар» интересно предоставлять скоростной мобильный интернет как для клиентов, которые пользуются «большими экранами» – планшеты, ноутбуки – так и для тех, кто получает доступ в Интернет с мобильных телефонов. Рынок скоростного мобильного интернета нам интересен, и скорейшее внедрение таких технологий – вопрос технологической выживаемости Украины. К сожалению, из-за затянувшейся процедуры лицензирования частот 3G, возможности мобильного ШПД искусственно ограничиваются, что отражается на возможностях предоставлять клиентам те сервисы, которыми уже давно пользуется весь развитый мир. Сервисы должны хорошо работать, и для этого нужна высокоскоростная технология, которая позволяет получить быстрый удобный доступ к различным приложениям и базам данных. В случае получения лицензии «Киевстар» готов, в кратчайшие сроки начать предоставлять услуги мобильного ШПД абонентской базе, которая насчитывает почти 25 млн абонентов.

Не опасаетесь ли вы, что со временем спрос на беспроводной интернет потеснит спрос на ШПД-«Домашний Интернет» от «Киевстар»?

«Домашний Интернет» и мобильный интернет «Киевстар» взаимно дополняют друг друга. «Домашний Интернет» ориентирован больше на коллективного пользователя – домохозяйства, семьи. Беспроводной – удовлетворяет потребности индивидуального пользователя. В условиях домохозяйства удобнее получать доступ к интернету с помощью устройств с широким экраном и вопросы мобильности отходят на второй план. А для индивидуального пользователя, наоборот, на первом месте мобильность и широта покрытия сети, возможность быть «онлайн» в любое время и в любой точке перемещения, и в транспорте, и на отдыхе, в командировке. Поэтому там, где есть такая возможность, наши клиенты подключают и проводной, и мобильный интернет. Собственно, это и подсказало «Киевстар» идею объединения таких услуг в едином предложении. Как известно, клиенты «Домашнего Интернета» получают бонусы от «Киевстар» эквивалентные сумме абонплаты за проводной интернет. И эти бонусы могут переводить на номера телефонов «Киевстар» и DJUICE, оплачивая, таким образом, свою мобильную связь.

Как оцениваете инициативу президента и КабМина вернуться к вопросу о свободной миграции абонентов между операторами с сохранением номера? Насколько это технически реально сегодня, и если да – то не отразится ли это на числе пользователей голосовых и интернет-услуг от “Киевстар”?

Данный вопрос требует выработки единой для всего рынка технической модели внедрения переносимости номеров, с учетом мирового опыта предоставления такой услуги. В частности, остаются открытыми вопросы тарификации услуги, выбора администрирующего органа, взаиморасчетов между оператором-донором и реципиентом. Пока остается много неясностей в реализации инициативы, сложно прогнозировать ее влияние на пользователей услуг.