В минувшую пятницу в Киеве состоялся очередной Startup Crash Test, который был посвящен инкубаторам. Дискуссионную панель представили: академик российского инкубатора “Академия проектов Farminers” Всеволод Леонов, Эвелин Бучацки из украинского EastOne, Ярослав Кологривов из киевского Polyteco и Николай Савин из GrowthUP.

Экспертная панель

Из четырех компаний, реально практикующими оказались две: Farminers и GrowthUP. По словам Леонова, в оборудованные офисы инкубатора уже заехали первые 15 стартапов. Все они получили по $150 тыс., в обмен на 40% своего бизнеса. Через шесть месяцев стартапам надо будет показать работающие продукты, после чего специалисты из Farminers решат вопрос о дальнейшем сотрудничестве. Следующий круглый стол, на котором росссийский инкубатор отбирает интересные стартапы, состоится в феврале  2012 года. Попытать счастье смогут и украинские молодные проекты. Леонов отметил, что особенно мощной экспертизой Farminers располагает в области мобильных приложений, мобильных и социальных игр.

GrowthUP, в отличие от первого инкубатора, денег никому не дает. Наоборот, компания за деньги предлагает стартапам свою обучающую программу, которая включает 30 часов лекций, а также помощь в оформлении документов и другую поддержку. За последний год услугами компании воспользовались около 100 стартапов. Ориентирован GrowthUP прежде всего на уже работающие оффлайн-бизнесы, которые хотели бы развиваться и в интернете.

Polyteco создана в августе этого года на базе киевского КПИ и не является инкубатором в полном смысле этого слова. Компания также не дает стартапам денег, но забирает 5% бизнеса в обмен на сопровождение стартапа до уровня, когда его можно будет передать в настоящий инкубатор. Основная аудитория Polyteco – студенты КПИ, инженеры айтишники, а основная спецификация инкубатора – IT-проекты.

EastOne тоже, только начинает свою деятельность в Украине, но является самым настоящим инкубатором, который за 15% доли в бизнесе будет давать стартапам деньги, менторов и помещения. Первый проект будет в декабре, заверила Эвелин Бучацки. По ее словам, EastOne будет уделять внимания разного рода проектам, и в любом случае проявит к ним гибкий подход.

Краш-тест

Первым на суд публики был представлен уже известный многим читателям AIN, проект Endorphin. Целевая аудитория проекта – молодые люди, которые стесняются знакомится в общественных местах. Для решения этой проблемы Endorphin предлагает им пользоваться специальными бумажными карточками без какой-либо личной информации, но с кодом. Эту карточку можно вручить понравившемуся человеку, а он, в свою очередь, в случае интереса, использует код на сайте проекта, для обратной связи. Такой способ знакомства, по мнению создателей проекта, поможет избежать неловкой ситуации при заведении новых знакомств, особенно девушкам. Зарабатывать проект планирует, на продаже самих карточек, а также на виртуальных товарах. На разработку Endorphin уже потрачен год и сейчас он в стадии “бета”. Для дальнейшего развития ему требуется $200 тыс.

Следующий проект Wish & present позволяет создать упорядоченный список планируемых подарков для друзей и близких, а также сообщить им о своих пожеланиях, добавив на свою страницу товар из интернет-магазина. Сервис позволяет дарителям резервировать подарки, чтобы их не подарил никто другой. Система работает на базе Facebook и умеет анализировать информацию о пользователе, на основе которой может “посоветовать” подарки на свой выбор. Кроме того, в сервисе поможет распланировать коллективный подарок, когда несколько людей скидываются на одну покупку. Зарабатывать Wish & present планирует на партнерских программах с интернет-магазинами. Проект уже работает и в дополнительном финансировании не нуждается. Напомним, что это уже не первый подарочный сервис, представленный на киевском SCT. Летом этого года в краш-тесте участвовал ActiveGift.me.

Третий и последний проект краш-теста – SaveThis. Суть его – кнопка для сайтов, нажав которую, пользователь сможет одним кликом сохранить необходимую статью, фотографию или другой объект из интернета, в одном из облачных хранилищ. По мнению автора идеи, кнопка будет интересна сайтам, так как позволит им анализировать свою эффективность. Преимущество для пользователей заключается в том, что для сохранения информации не потребуется дополнительных регистраций или установки программного обеспечения, как в случае с Evernote. Публика, однако, усомнилась, что кнопка будет интересна сайтам, особенно с очень высокой посещаемостью, так как будет лишний раз грузить сервера, а кроме того, чтобы кнопка стала популярной, необходимо будет договориться с очень большим количеством сайтов, а это непростая задача – легче будет договорится с одним из тулбаров. В завершении презентации SaveThis, автор проекта признал, что проект не предусматривает получения доходов, а заработать на проекте, можно только продав его инвестору.