Редакция AIN.UA пригласила экспертов сегмента e-commerce в Уанете поделиться своими впечатлениями от уходящего года и – возможно – спрогнозировать, каким будет для интернет-торговли 2012 год. На наши вопросы отвечали топ-менеджеры “Яндекс.Маркет”, OWOX и Google.

  • На сколько, по вашим оценкам, вырос рынок электронной коммерции в Украине за прошлый год и что являлось ключевыми факторами роста?
  • Какие сегменты товаров выросли больше всего и почему?
  • Какие из ваших ожиданий на 2011 год не оправдались и почему
  • Изменилась ли за прошлый год популярность “неналичных” способов оплаты?
  • Что вы ожидаете от 2012?

Алексей Авдей, руководитель сервиса “Яндекс.Маркет”

У нас нет данных по всему рынку, но, например, месячная аудитория Яндекс.Маркета в Украине за год выросла на 140% (по данным Gemius с октября 2010 по октябрь 2011). Число украинских магазинов, подключенных к Маркету, увеличилось с 232 до 475. А по данным сервиса «Статистика ключевых слов на Яндексе», украинцы стали на 20% чаще задавать поиску запросы со словами “интернет-магазин”, т.е. интерес к покупкам в онлайне рос сильнее, чем аудитория Уанета.

По нашим наблюдениям, в этом году очень вырос сегмент одежды и обуви, а также игрушек и товаров для дома. Многие покупатели-новички начинают свое знакомство с онлайн-шоппингом именно с этих категорий.

Наблюдается равномерный рост электронных способов оплаты, но до прорыва еще далеко. Покупателям нужна более сильная мотивация, чтобы платить именно таким образом.

От 2012 г. ожидаем, что станет больше крупных интернет-магазинов, работающих в сегментах одежды и обуви, игрушек, товаров для дома. Кроме того, крупные магазины могут превращаться в площадки для размещения товаров других магазинов, как, например, Аmazon.com.

Владислав Флакс, директор OWOX

Начнем с темпов роста рынка электронной коммерции в Украине. По моим наблюдениям, в гривне он вырос на 100%. Ключевые факторы: кривая роста количества интернет-покупателей повторяет форму кривой роста интернет-пользователей трехгодичной давности. Со временем рост рынка замедлится также, как сейчас замедлился рост проникновения интернета.

Если брать рост сегментов, то в относительном выражении выросли (даже скорее – “показались на горизонте”) продажа одежды и немного – продажа услуг. Произошло это потому, что западные компании решились вложиться в данный сегмент и прийти на рынок.

Неоправдавшихся ожиданий в 2011 г. не было. Популярность “неналичных” способов оплаты за минувший год, на мой взгляд, не изменилась. Что касается ожиданий: от 2012 г. ожидаю увеличения онлайн-продаж от оффлайн-сетей.

Дмитрий Шоломко, директор Google в Украине

Рынок e-commerce вырос значительно – мы видим это по росту бюджетов наших клиентов, которые работают в сфере электронной коммерции, и благодаря этому Украина была одной из самых быстрорастущих стран для Google в мире в 2011 году. Однако точными цифрами не обладаем – лучше, чтобы такими оценками делились специализированные исследовательские компании.

Традиционный ритейл вырос сильнее всего, благодаря значительному расширению ассортиментов товаров, которые продаются через Интернет: если еще год назад единственными хорошо продаваемыми товарами в Интернет были гаджеты и электроника, то сейчас, к примеру, уже очень хорошо продается одежда.

В этом году у меня не было завышенных ожиданий, хотелось бы только увидеть в следующем году развитие исследований интернет-рынка Украины: это важное направление, которое хотелось бы, чтобы развивалось лучше.

У пользователей по-прежнему очень мало возможностей для качественного использования “неналичных” оплат. К сожалению, мало что изменилось, но здесь необходимы законодательные решения.

В 2012 г. ожидаем продолжения роста: оснований для замедления роста рынка нет никаких.