Итоги года: Как изменился рынок доступа в интернет за 2011 год?

1139
4

Итоги года подводят и в телеком-сфере. Редакция AIN.UA пригласила к обсуждению топ-менеджеров ведущих украинских провайдеров ШПД, чтобы узнать, каким был 2011 г. по их мнению для рынка в целом и для их компаний — в частности. На наши вопросы ответили Виталий Ворожбит, Эрик Франке, Андрей Бургомистренко, Александр Данченко:

  • Как оцениваете этот год с точки зрения результатов (как изменился уровень проникновения ШПД в Интернет, насколько выросла ваша абонентская база, как изменились доходы)?
  • Какие основные тенденции в ШПД-услугах на украинском рынке наметились были заметны в 2011 г. и чего ожидать в 2012?
  • Как оцениваете уровень конкуренции между всеукраинскими и локальными ШПД-провайдерами?
  • Помимо интернет-доступа, какие услуги пользуются популярностью у ваших абонентов и какие новые услуги вы планируете представить в обозримом будущем?

Андрей Бургомистренко, директор дирекции маркетинга и развития продуктов ПАО «Укртелеком»

Мы оцениваем этот год как достаточно успешный, но желаемые результаты всё равно достигнуты не были. Несмотря на задержку с реализацией инвестиционной программы, связанной с процессом приватизации компании, мы продолжили стабильное развитие. Чистый прирост ШПД-абонбазы за этот год составит около 210 тыс — это, по нашим оценкам, больше, чем у наших основных конкурентов. Прирост доходов также довольно значительный. Этот вид бизнеса в 2011 году принесет компании около 1,27 млрд грн., рост 8%. Очень важно, что несмотря на откровенный демпинг со стороны многих игроков рынка, Укртелеком продолжает удерживать высокий уровень среднегодового ARPU – 85 грн / мес с абонента, делая акцент на улучшение качества обслуживания и персонализированный подход ко всем новым подключениям, учитывая состояние абонентской линии и желаемую скорость подключения.

Уровень проникновения Интернет различный в разных городах. Если в крупных проникновение приближается к насыщению, то в небольших городах и селах он еще достаточно низкий. Основная тенденция – это примитивная конкуренция. Большинство провайдеров, которые существенно нарастили свою абонбазу в течение 2011 г., предоставляют услугу ниже себестоимости. Своей главной заслугой мы считаем отсутствие переподписки для наших абонентов фиксированного ШПД. Поскольку ресурсы «черного волокна» уже исчерпаны, мы инвестировали в DWDM для зоновых и городских сетей. К сожалению, пока мало участников рынка массового доступа к Интернет уделяют внимание развитию сетей агрегации и магистрали, поскольку увлечены сетями доступа.

Также очень мало внимания участники рынка уделяют развитию собственных сервисных платформ. Но это и не удивительно: при демпинговой ценовой политике, решающей задачу привлечения абонента, не решаются задачи дальнейшего сохранения скоростей доступа к ресурсам и предоставления одинакового уровня обслуживания при наращивании абонбазы. Не говоря уже о развитии сетей агрегации, магистралей и сервисных платформ.

2012 год спокойным не будет. Темпы роста проникновения будут сильно уменьшаться в крупных городах и областных центрах, рост абонбаз будет существенно меньше, чем в 2011 году, а инвестиций в покрытие в расчёте на одного нового абонента потребуется значительно больше. Основные усилия надо будет направлять на удовлетворение запросов пользователей в требуемом качестве доступа к ресурсам как украинской части Интернет, так и зарубежной. Возможно, будет повод задуматься о продолжении демпинга, а инвесторы, наконец, открытыми глазами посмотрят на результаты от их вложений.

Местные локальные провайдеры, которые уже набрались опыта обслуживания большого количества абонентов и довели инфраструктурные решения до промышленного стандарта по надёжности, мониторингу, управлению и безопасности, успешно конкурируют, планируют свой бизнес на перспективу и продолжают развиваться, не выставляя себя на продажу. Все другие, которых кратко можно охарактеризовать так: “быстренько протянули, прикрутили, подключили, красиво о себе заявили”, — ждёт много задач по легализации инфраструктуры, перестройке сетей, вплоть до замены оборудования и кабельных участков.

В будущем году мы планируем предоставлять услуги доступа к ТВ-контенту. А также — бесплатный Wi-Fi доступ к Интернет для всех пользователей услуги «ОГО!». Конечно же, для удобства пользователей количество хот-спотов планируем существенно увеличить. В следующем году хотим предложить и виртуальное хранилище данных «сетевой диск». Эта услуга уже в завершающей стадии тестирования. Наши пользователи «ОГО!» смогут хранить значительные объемы информации, а также делать их доступными другим пользователям. Также мы готовим к выпуску новые интернет-ресурсы, о которых подробнее расскажем несколько позднее.

Виталий Ворожбит, директор по развитию бизнеса Киевстар на массовом рынке

Для «Киевстар» 2011 год был отмечен двойным ростом бизнес-показателей на рынке ШПД. Компания увеличила вдвое территорию проникновения услуги. Если в начале 2011 г. к оптоволоконным линиям «Киевстар» было подключено 23 тыс многоквартирных домов, то на декабрь 2011 года их количество увеличилось до 46 тысяч. Также увеличились вдвое объемы работ по строительству магистральных сетей между городами и внутри городов. На декабрь прошлого года протяженность сети FTTB «Киевстар» была 4,7 тыс км, а сегодня наша сеть для ШПД – это 9,7 тыс км оптики. Также мы расширили географию сети «Домашнего интернета», подключив в 2011 г. 100 новых городов. Важно, что из этого количества около 50% — малые города, с населением менее 30 тыс чел. На конец 2011 г. услуга ШПД «Киевстар» по технологии FTTB будет предоставляться в 135 городах Украины. Это – крупнейшая в Украине сеть передачи данных, полностью построенная на волоконно-оптических технологиях.

Наш «широкополосный» бизнес показал успех не только в операционных, но и финансовых результатах. Мы пока можем оперировать только цифрами за 1-3 квартал 2011 г. (результаты 4-го квартала будут известны позже), но уже можно говорить, что операционная выручка от этой деятельности увеличилась практически вдвое. Если за 9 месяцев 2010 г. мы получили от услуги «Домашний Интернет» 59 млн грн, то за аналогичный период 2011 г. – 111 млн грн. Более чем в два раза выросла абонбаза услуги: со 149 тыс на октябрь 2010 г. до 324 тыс — на октябрь 2011 г.

Если говорить о проводном интернете, можно отметить 2 тенденции. Идет переориентация на волоконно-оптические технологии. Даже те компании, которые ранее развивали сети ШПД в стандарте ADSL, DOCSIS – начали достраивать новые участки сетей с использованием технологии FTTB/FTTX. Также следует отметить насыщение рынков в мегаполисах и активное развитие в регионах. В тарифных планах – это переход от предложений с включенными мегабайтами к безлимитным тарифным планам, а также мультисервисные предложения, включающие сразу несколько услуг: например, проводной интернет и мобильную связь, как у «Киевстар». Можно ожидать, что в 2012 г. клиентам будут предлагать все больше мультисервисных услуг в «едином пакете»% передача данных, голосовая связь, видео-контент, предоставление абонентского оборудования и др.

Национальные провайдеры переходят от ценовой конкуренции к более «рыночным» формам соперничества: усиление качества, развитие системы обслуживания, программы лояльности. Касательно локальных провайдеров – здесь давать оценку сложно, поскольку среди них множество мелких компаний, домовых сетей, которые нигде не учитываются, работают вне правового поля и в целом не оказывают существенного влияния на этот рынок. Согласно исследованиям аналитиков рынка ШПД, в Украине около 60% всех пользователей услуги обслуживают всего ТОП-5 провайдеров.

Касательно обслуживания — клиент хочет всегда получать гарантированный доступ в сеть на той скорости, за которую он платит. Важно также быстрая своевременная реакция на запросы клиента. Если говорить о продуктовом решении, у наших клиентов имеет неизменный успех конвергентное фиксировано-мобильное предложение: начисление бонусов в размере уплаченной абонплаты, которые можно использовать для мобильной связи. Мы позаботились о том, чтобы клиенту было максимально удобно пользоваться интернетом у себя в квартире, и он не был «привязан» к одной точке доступа: предложили wifi-роутеры, которые можно заказать как в «комплекте» с подключением к интернету, так и приобрести отдельно. Также запущена партнерская программа с крупной сетью супермаркетов бытовой техники, где клиенты «Домашнего Интернета» могут получать скидки при покупке различных товаров.

Взяв курс на мультисервисный продукт и заботу о клиенте, мы продолжим развивать наши предложения в этом направлении и в будущем году. Если в 2012 г. государством будет решен вопрос с выдачей лицензии на IPTV, мы сможем предлагать клиентам «Домашнего Интернета» еще больший ассортимент услуг.

Александр Данченко, генеральный директор Датагруп

Для розничного сегмента «Датагруп» результаты очень хорошие: мы выросли на 127% по сравнению с 2010 годом. В целом за год рынок вырос на 28% по количеству абонентов. Операторы ТОП-10 и региональные провайдеры активно набирали абонентов. В деньгах совсем другая ситуация – рынок упал на порядка 20-25%. Это следствие непродуманной политики телекомовских топ-менеджеров.

Сейчас показатель ARPU нужно держать на уровне 55-60 грн – это разумный предел. Снижение этого показателя может привести к обвалу рынка, особенно в высококонкурентных регионах.

Рынок будет динамично развиваться в сегменте массового ШПД. На сколько быстро – это вопрос инвестиций. Ведь показатель роста прямо пропорционален расширению географии. Иными словами будут деньги на строительство сети – будет рост. Очень хочется пожелать здравомыслия руководителям компаний, особенно региональных. Количество абонентов – это далеко не самый главный показатель эффективности провайдера. Для любого бизнеса важно, чтобы он приносил деньги. И всё! Рынку необходимо удерживать ARPU на существующем уровне.

А в общем, на рынке будут продолжаться маркетинговые и ценовые войны, особых потрясений мы наблюдать не будем. Локальные провайдеры конкурируют с нами только в цене. Они не могут конкурировать в плоскостях качества, сервиса, набора дополнительных услуг с национальными операторами связи.

Летом этого года мы запустили телевидение, сейчас у нас порядка 20 тыс человек. Мы начали подключать существующих ШПД абонентов, т.к. наша сеть позволяет это делать. В планах расширение географии ТВ услуг. В планах запустить различные VAS и контент сервисы также на базе ШПД.

Эрик Франке, генеральный директор компании “ВОЛЯ”

По нашим предварительным оценкам, рост нашей базы Интернет-абонентов составит порядка 10%. Кроме того, в 2011 г. мы значительно увеличили покрытие в целом по Украине. На сегодня оно составляет более 3 млн домохозяйств.

Трендом на рынке фиксированного Интернет-доступа является снижение темпов роста в крупных городах, где уже высокое проникновение интернета. При этом в регионах мы видим хорошие показатели роста, и в ближайшие 3 года проникновение там начнет приближаться к показателям в больших городах. Другие базовые тренды на рынке не изменились: стремление провайдеров предложить комплекс услуг из одних рук, продолжающаяся консолидация рынка, усиление конкуренции, борьба с демпингующими компаниями.

Ценовые войны привели к тому, что фактор цены перестал быть определяющим. Например, цены на услуги на столичном рынке выровнялись. Потому на первый план выходит доступность, качество, возможность получения нескольких услуг из одних рук, надежность, наличие сервиса и техподдержки, удобство оплаты и т.д.

Лидером продаж являются пакеты единой услуги ТВ+Интернет: хороший выбор рейтинговых телеканалов + высокая скорость интернет, а также существенная экономия по сравнению с покупкой двух услуг по отдельности у разных провайдеров.

Что касается планов ВОЛЯ, то в работе несколько комплексных проектов, которые касаются основных услугообразующих направлений. ВОЛЯ приступила к масштабному техническому перевооружению с целью улучшения качества услуг. Запланированы инвестиции в размере 300 млн гривен в техническую модернизацию сетей в 2011-2013 гг. (обновление оборудования, расширение пропускной способности каналов передачи данных, внедрение 3-го поколения стандарта DOCSIS в тех городах, где мы предоставляем ШПД по этой технологии), запуск новых технических решений, мониторинг соответствия качественных характеристик услуги заявленным параметрам (quality sweeps).

Также мы продолжим внедрение цифрового телевидения в тех регионах, где пока услуга предоставляется по аналоговой технологии, а там где услуга уже предоставляется по цифровой технологии – будет внедряться телевидение высокой четкости.

Оставить комментарий

Комментарии | 4

Поиск