Редакция AIN.UA продолжает подводить итоги прошедшего года. В этот раз говорим о том, чем запомнился 2011-й в Уанете и какие тенденции ждут нас в этом. На наши вопросы ответили топ-менеджеры УМХ, “Интернет Инвест”, Ukr.net, “Яндекс Украина” и “Google Украина”.

  • Какие основные тендеции уходящего 2011 в украинском интернет вы можете отметить?
  • Как отразилась на интернете общая экономическая ситуация и настроения в стране?
  • Какие ключевые события прошлого года в Уанете вы можете выделить?
  • Поделитесь, пожалуйста, вашими прогнозами на 2012 год. К чему стоит готовиться участникам украинского интернет-рынка?

Виталий Гордуз, руководитель интернет-бизнеса UMH

Інтернет-ринок почав “дорослішати”. Більшість рекламодавців стали більше звертати увагу на цей медіа канал і цілеспрямовано виділяти на нього бюджети. Я би назвав цей рік перехідним між «дикою» та «цивілізованою» моделями розвитку інтернет-індустрії. Ми починаємо займати важливе місце в бюджетах великих і маленьких компаній. Це мотивує нас шукати нові можливості і пропонувати рекламодавцям не лише класичні медіа-канали, але й придумувати нові, нестандартні форми розміщення.

Загальна ситуація в країні, втім, негативно вплинула на ринок. На жаль, ми не побачили тих темпів розвитку, на які сподівалися на початку 2011 року. З іншого боку, така ситуація змусила більшість проектів звертати більшу увагу на ефективність бізнесу, а це дуже добре для ринку в цілому. Люди і влада почали серйозніше ставитися до інтернету, сприймати його не лише, як місце для читання новин, але й як один з найпотужніших медіа каналів.

Серед ключових подій року: беззаперечно саме для українського інтернету – це консолідація інтернет активів на базі УМХ. Також, слід відмітити активізацію російських інтернет-компаній в Україні – для них цей ринок стає все цікавішим. Щодо загальносвітових тенденцій, які торкнулися Уанету, я б відмітив спочатку бурхливий ріст і подальший спад інтересу до соціальних мереж.

У 2012 році варто готуватися до подальшої консолідації ринку, як на стороні площадок, так і на стороні агенцій. Проведення прозорого тендеру на вимірювання ринку, який би став єдиним показником і для самих інтернет-компаній і для рекламодавців. В 2012 ми чекаємо на підвищення прозорості ринку, адже, як я вже казав вище, він стає все більш «дорослим». З рекламних тенденцій це звісно ріст кількості спецпроектів, як в інтернет мережі, так і потужних крос-медійних кампаній.

Михаил Комиссарук, глава наблюдательного совета Ukr.net

По наблюдениям за 2011 г. в популярных сегментах рынка списки «участников забега» почти не менялись. Увеличивался отрыв лидеров. Очевидна динамичная консолидация в «охватных» категориях.

Текущая экономическая ситуация «бодрит». У лидеров доходы растут. Остальным приходится “шехерезадить” местным инвесторам, благо, желающих «срубить деньжат по-легкому» хватает. Иностранные инвесторы в основном, грамотны, осмотрительны и богаты. Вкладываются по-крупному, по нашим меркам, и в основном успешно. По их меркам, скупают рынок сегментами за копейки.

Нынешняя эпопея с налоговым законодательством вызывает ассоциации с интерном Лобановым. С прошлого года нас «лечат» методом «научного тыка», экспериментируя, до “куда пролезет”. И после налоговых майданов, после вступления в силу налогового кодекса пытаются «простить» вложения (убытки) прошлых лет. У меня более половины рабочего времени В ТЕЧЕНИИ ГОДА ушло на адаптацию бизнеса под постоянно меняющиеся, в т.ч. задним числом, правила игры. Сколько идей можно было реализовать за это время!

В 2012 вижу две основные тенденции: дивергенция и мобилизация. Новые сервисы будут специалистами, другими словами, решать какую-то одну задачу, но очень хорошо – возможно, в сегменте В2В, с использованием облачных ресурсов типа SAAS. И, несомненно, следующий большой рынок – это приложения для мобильных устройств.

Александр Ольшанский, президент компании «Интернет Инвест»

В 2011 г. имел место сильный рост соцсетей и их влияния. Стремительно рос также рынок рекламы, по некоторым оценкам — 100%-тный. Увеличение роста характерно и для услуг, связанных с продвижением в Сети: поисковой оптимизации, управления рекламой и пр. При этом наблюдалось усложнение рекламных инструментов: SMM, SMO, сложные модели управления контекстной рекламой, управление репутацией и т. п. В этой связи я бы отметил появление на рынке «шарлатанов», имитирующих оказание соответствующих услуг, потому что сегодня очень мало специалистов, которые действительно хорошо понимают суть использования нового инструментария.

2011 год был также годом стремительного роста видеотрафика, что, возможно, чревато в скором будущем проблемами технологического характера. Ведь быстрый рост трафика приводит к тому, что инфраструктура требует новых решений, которых может не оказаться, или же они будут слишком дорогими или неопробованными.

В сфере законодательства «решениями года» стали две инициативы: Закон«О защите персональных данных» и проект Закона о внесении изменений в Закон Украины “О защите общественной морали”. Если так пойдет и дальше, это будет чревато перетеканием интернет-ресурсов за границу.

На доменном рынке значимой стала тенденция упорядочивания правил и процедур регистрации доменных имен в Украине, процесс которого начался в этом году со взаимных договоренностей между регистраторами и ООО «Хостмастер»

Хочу отметить также появление в 2011 году большого числа образовательных мероприятий: семинаров, конференций и т. п., посвященных Интернету. Тенденция эта иллюстрирует всплеск интереса украинцев к Интернету как инструменту для повышения эффективности своей деятельности. Через пару лет самые качественные мероприятия останутся, остальные – канут в Лету.

Общая экономическая ситуация не очень хорошая. На сегменте Интернета она не сильно отражается, но основная проблема здесь — «утечка» людей, проектов и компаний за границу. В стране отвратительный инвестиционный климат, – как в микро-, так и макро-масштабе – для всего, что связано с hi-tech. При чем главная проблема — это не высокий уровень налогов, а неправильная система налогообложения. Не может в стране, в которой существует НДС, развиваться hi-tech. Сейчас какие-то законодательные попытки изменить текущую ситуацию предпринимаются; но они выглядят странно, потому что предполагается, что для кого-то его отменят, а для кого-то – нет. И кто-то будет определять, кто у нас настоящий hi-tech, а кто — “ненастоящий”. Т.е. это неэффективно: нужно отказываться от этого налога вообще. Карфаген (рано или поздно) должен быть разрушен (с). Страна, в которой есть НДС, будет проигрывать экономическое соревнование в ближайшие 20 лет. Это абсолютно очевидный факт.

Из ключевых событий 2011-го – конечно же IForum, конференция IDCEE-2011, активная покупка УМХ долей в нескольких медийных интернет-проектах

В 2012 г. следует готовится к очень быстрому росту спроса на услуги, связанными с социальными медиа. И одновременно стоит готовится к «нашествию» малоквалифицированных «специалистов» в этой области, которые будут пытаться заработать на всплеске, предлагая «волшебные» средства, способные сделать вас завтра «лидером интернета», и таким образом будут дискредитировать эту услугу. Кроме того, в 2012 году стартапы, которые получили инвестиции в 2010 году, должны готовится к вопросам инвесторов: «Что дальше?» и «Как мы будем возвращать назад свои инвестиции?». Это вполне хронологически ожидаемо, поскольку «стартапомания» стартовала в Украине в 2010 году.

Сергей Петренко, генеральный директор компании “Яндекс.Украина”

Вообще-то ничего революционного в этом году в Уанете не произошло. Много говорилось про стартапы, и Яндекс тоже не остался в стороне: в июле мы провели в Одессе первый публичный Яндекс.Старт. Но стоящих среди стартапов по-прежнему совсем мало. Инвесторов с кучей денег, которые бы купили половину местных проектов, тоже не наблюдалось 🙂

Порадовала общая тенденция к самоорганизации нашего интернет-рынка. Регулярно собирается ИНАУ, наметилось какое-то движение вокруг УАИР, чтобы сделать ее действительно работающей организацией. На конференции WebIt – одном из главных мероприятий для ИТ и цифровой индустрии в Центральной и Восточной Европе – в этом году присутствовало порядка 80 человек из Украины (а в прошлые годы почти не было). Да, результатов пока мало, но главное, что участники рынка задумались над повышением его качества и начали работать в этом направлении.

Хочется также надеяться, что SMM потихоньку перестает быть школьной забавой: в этом году в Украине появились первые действительно неплохие примеры продвижения компаний в соцсетях.

О тенденциях следующего года – вероятно, как и год назад, стоит ожидать дальнейшего роста всего мобильного и социального. Кроме того, многие интернет-компании наверняка отметятся повышенной активностью вокруг Евро-2012. Вообще, грядущий чемпионат Европы, возможно, наконец-то даст толчок развитию онлайновой составляющей для традиционно офлайновых активностей. Например, все давно ждут, когда же в Украине можно будет купить электронный билет на поезд (то, к чему давно привыкли в западном мире и даже в России).

Дмитрий Шоломко, директор Google в Украине

За 2011 г. я бы отметил стремительный рост ритейла, причем если ранее это были электроника и гаджеты, то теперь спектр продаваемых продуктов значительно вырос: до одежды, обуви, продуктов питания.

Как и в 2008 году, когда разразилась первая волна мирового финансового кризиса, текущая экономическая и социальная ситуация в стране сильно подстегнула рост Интернет, как с точки зрения контента, так и с точки зрения использования интернет-сервисов, таких, как инструменты электронной коммерции.

Для меня главное событие года – расширение присутствия Google в Украине: наша команда в Украине выросла с 1 до 10 человек.

Относительно прогнозов: думаю, что внимание аудитории в 2012 году будет приковано к Евро-2012 и всему, что с этим связано. Мы по своей статистике видим, как вырос интерес к футболу и туризму в стране, и я думаю, все это станет еще большим в следующем году.