Будем честны перед собой: в наших широтах проектирование сайтов — зверь все еще экзотический и толком не прирученный. Само слово «юзабилити» уже стало предметом спекуляции, а представления о том, как проистекает рабочий процесс — нет, по крайней мере, среди значительного количества владельцев и разработчиков сервисов и магазинов. Мы часто слышим в начале проекта что-то вроде: «Сделайте нам юзабилити долларов на триста, пожалуйста».

Поэтому нам пришлось собраться с силами и составить небольшой список ожиданий, которые противопоказано испытывать, обращаясь к нашему отделу юзабилити или к любым другим юзабилити-специалистам.

Не ждите результата

Этот странный заголовок, конечно, не значит, что толку от работы никакого. Просто, как и в случае с ремонтом, проектирование невозможно закончить, его можно только прекратить. В абсолютно любом интерфейсе есть с чем работать — от самых заметных недочетов вроде отсутствия нужных элементов до абсолютно неочевидных вещей. В переложении на деньги они работают очень малозаметно, зато формируют образ интерфейса и задерживаются в памяти ваших клиентов. Это интерфейсные тексты, типографика, цветовая сетка сайта, консистентность элементов, похожих по функции, и другие вещи, часто уходящие от внимания проектировщиков. Поэтому не стоит воспринимать проектирование как конечный процесс, он длится до тех пор, пока у вас хватает сил им заниматься.

Не ждите результата завтра

Когда мы говорим клиентам, что к работе можем приступить через месяц, мы видим удивленные глаза. Ничего удивительного в этом на самом деле нет, просто у клиента не установлены ни Google Analytics, ни Яндекс.Метрика, а для того, чтобы приступить к работе, нам необходимо опираться на статистику.

Чуть проще приступить к работе, если подробная статистика в течение некоторого времени уже накапливается. В любом случае, отрисовка страниц — это даже не второй этап проектирования. На этапе предварительной аналитики вам с проектировщиками вместе предстоит пережить составление списка целей и задач пользователя, карты возможностей, некоторых других документов, а потом их обсуждение и утверждение. Только после этого будут появляться прототипы и проект приблизится к стадии реализации. Но даже после внедрения всех решений стоит регулярно сверяться с аналитикой и корректировать интерфейс.

Не ожидайте фиксированного бюджета

Проектировщики считают деньги в часах работы. Когда вы получаете от них бюджет проекта с фиксированной суммой, помните о том, что они уже посчитали время, которое они потратят на ваш проект. Эстимейт — важный для рабочего процесса документ, но он чаще всего не способен предусмотреть некоторые вещи: расширение карты возможностей, возникновение дополнительных функций и разделов. Наша и ваша цель — сделать проект лучше, и если это потребует больше усилий, чем мы предполагали вначале, мы готовы приложить эти усилия, а вы готовы их оплатить. Все это, разумеется, оговаривается в процессе работы над проектом. Кроме того, есть еще самый отвратительный (что греха таить) и трудоемкий этап процесса: контроль внедрения. Сколько времени, сил и нервов он займет чаще всего никто не в состоянии предсказать. Тут все зависит от опыта и толерантности всех заинтересованных сторон — проектировщиков и разработчиков.

Не ждите, что проектировщик сейчас нарисует вам страницы

Скорее всего для начала он придет с документами, которые могли бы иметь отношение к вашим маркетологам: с картой возможностей, со списком предполагаемых типов пользователей, с кипой бумаг в папке «Результаты брейн-сторма». Это и поможет вам запустить или развить свой проект, поэтому обсудите с ним эти документы особенно тщательно. Время рисовать страницы придет чуть позже, сначала каркасные прототипы, наброски основных блоков, чтобы проверить на них общую структуру проекта и до детальных прототипов, на которых будет учтена сетка шрифтов, цветовая палитра и реальные геометрические характеристики блоков.

Оценки дизайна

В некотором смысле, конечно, проектировщики оценивают дизайн-макеты. Но все их комментарии должны касаться только того, что может повлиять на юзабилити. Если вы попросите проектировщика: «Вот нам тут дизайн сделали, посмотрите на него, пожалуйста», — он очевидно не откажет ни себе ни вам и откомментирует ваши макеты по полной программе. Но во всем, что касается дизайна вообще, а не выполнения задач пользователя на вашем сайте, руководствуйтесь собственным мнением. Если ваш опыт подсказывает, что все хорошо, верьте ему, но кнопку «удалить» стоит оставить красной, а контактный телефон не прятать от пользователя на четвертом экране. Помните о том, что вы — самый вменяемый и заслуживающий доверия эксперт по вопросам, связанным с вашим бизнесом, и спорьте с проектировщиками. Вашей и нашей работе это пойдет только на пользу.

Когда два человека делают одну работу вместе, их точки зрения непременно не совпадут бесконечное количество раз. По крайней мере, если эти два человека — заказчик и проектировщик. Изложенные нами проблемы это верхушка айсберга, но если обе стороны будут помнить что их общая задача — коммерческий успех проекта, вместо бесконечного выяснения отношений произойдет накопление опыта, а накопление опыта – это всегда хорошо.