Сайт интернет-магазина является одним из неотъемлемых элементов e-commerce. Раньше сайт интернет-магазина можно было заказать у веб-студии или фрилансера. Сегодня все больше набирает популярность модель SaaS (Software-As-a-Service). Теперь можно за один день открыть интернет-магазин и начинать заниматься непосредственно бизнесом, а не бегать за разработчиками. В Украине три основных сервиса которые предоставляют интернет-магазины по модели SaaS. Это Shopium, Gollos и пришедший из России InSales. Бизнес-каталог компаний Украины Prom.ua и торгово-деловой центр Arbooz.com тоже предоставляют возможность создавать интернет-магазины и их можно считать провайдерами SaaS-услуг.

Общая картина

Все пять систем позволяют быстро зарегистрироваться и открыть интернет-магазин. Тарифные планы можно легко менять после регистрации, потому сразу можно не заморачиваться с выбором тарифа. Стоит отметить, что InSales предлагает бесплатно 14 дней для тестирования системы, Arbooz – 3 недели, в то время как Shopium, Gollos и Prom.ua дают по 30 дней. Но Gollos в тестовом режиме не дает попробовать некоторые второстепенные функции. Например, “Импорт товаров из файла” и “Галерея”.

InSales, Gollos и Shopium создают магазины на субдоменах и предлагают подключить ваш домен. Prom.ua разрешает подключать домен после перехода на платный тариф и его оплаты. Arbooz, на удивление, вообще не позволяет подключить внешний домен, но предлагает за 96 грн. в год сделать “ВАШЕИМЯ.ARBOOZ.COM”.

Хорошее впечатление производит Shopium и InSales, когда после регистрации магазин создается с тестовым наполнением. Все системы предлагают последовательный список действий для запуска магазина.

Общую схему можно обрисовать так:

  • добавьте товары;
  • выберите тему оформления;
  • добавьте описание магазина;
  • настройте методы оплаты и доставки;
  • сделайте пробную покупку;
  • активируйте магазин!

На Prom.ua после создания аккаунта необходимо включить функциональность интернет-магазина. Далее можно приступать к добавлению ассортимента. Все системы, в том или ином виде, поддерживают импорт товаров из Excel и XML файлов. Как это сделать правильно описано в разделах помощи. На Prom.ua можно настроить автоматическое обновление информации из файлов для прайс-агрегаторов. Ручное наполнение начинается с добавления производителей и создания разделов каталога.

InSales, Shopium и Gollos позволяют создавать индивидуальные параметры для товаров. Так же они позволяют создавать параметры для модификаций товара. Например, параметром для модификации при торговле одеждой будет размер. Если торговать кормом для животных, то модификацией может быть вес (объем) упаковки. Можно установить разные цены для каждой модификации товара. Возможность работать с параметрами товаров позволяет создавать различные фильтры на сайте магазина. Ни Arbooz.com, ни Prom.ua не поддерживают параметры и системы фильтров. Это обусловлено тем, что все товары с разных интернет-магазинов надо сводить к одному формату и отображать в одном списке при поиске товаров. За то Prom.ua предлагает заполнить сетку оптовых цен для товара. Можно указать как изменяется цена от объема закупки. Все системы поддерживают работу с сопутствующими товарами, а InSales позволяет указать еще и товары аналоги. Все, кроме Arbooz.com, позволяют загружать к товару много фотографий. InSales предлагает для товаров указывать закупочную цену. Это позволит в отчетах “аналитика продаж” посмотреть прибыль.

Оптимизировать страницы товара для поисковых систем площадки позволяют по разному. Prom.ua и Arbooz.com не дают доступ к редактированию мета-тегов и адресу (URL) страницы. Все это генерируется автоматически, на основе введенных данных о товаре. Gollos позволяет редактировать только мета-теги, а адрес страницы генерирует путем транслитерации названия и добавления служебного префикса. InSales и Shopium оставляют редактирование этих полей на усмотрение администратора магазина.

Вторым шагом предлагают выбрать дизайн интернет-магазина. Самый широкий выбор дизайнов у Prom.ua. InSales и Gollos предлагают порядка двух десятков шаблонов на выбор, часть из них платные. Shopium предлагает только два бесплатных дизайна и ни одного платного. Но все компании предоставляют услуги по созданию уникальных дизайнов, и позволяют администраторам редактировать уже доступные шаблоны на свое усмотрение. В отличии от конкурентов, Arbooz.com не позволяет менять внешний вид интернет-магазина.

После выбора и установки дизайна необходимо заполнить информацию о магазине. Все системы позволяют загружать свои логотипы, добавлять текстовое и графическое описание, менять телефоны и указывать адреса. Shopium, InSales и Gollos позволяют устанавливать основную валюту сайта. Gollos при общей настройка магазина позволяет включить такие функции как “сообщить о наличии товара”, комментарии, фильтр товаров, минимальную сумму заказа и другие. InSales и Gollos позволяют контролировать остатки на складе и автоматически изменять остатки при заказе товара. Shopium же работает только с тремя статусами товара: “есть на складе”, “нет в наличии” и “под заказ”.

Настройка методов оплаты и доставки

InSales позволяет для каждого метода оплаты добавлять наценку в %, а так же различные формы оплаты могут настраиваться отдельно. Например, можно настроить оплату через банк и пользователю будет печататься квитанция для оплаты. При чем, настройка – это заполнение полей “название банка”, “расчетный счет” и т.д. В настройках методов оплаты можно подключать платежные системы. У InSales самый большой выбор платежных систем. В способах доставки можно указать стоимость услуги в зависимости от веса товара или от суммы заказа. Можно привязывать метод доставки к региону. К сожалению в словарях доступны только регионы России. А для перевозчиков России присутствует автоматический расчет стоимости. Будем ждать локализации для Украины.

Shopium предлагает в настройках методов оплаты подключить платежные системы WebMoney, Liqpay и Интеркасса. При настройке способов доставки можно выбрать расчет стоимости: автоматический расчет для Укрпочты, фиксированная цена и настраиваемая тарифная сетка.

Gollos, в отличии от конкурентов, не позволяет связывать методы оплаты со способами доставки. В качестве расчета стоимости доставки можно настроить только сетку стоимости услуги в зависимости от суммы заказа. Из платежных систем присутствуют: Webmoney, Paypal, Liqpay, Единая касса, AlertPay, EasyPay.by и QIWI.

Arbooz.com предлагает только три варианта оплаты: наличными, по квитации в банке и через Liqpay. Вместо настройки способов доставки можно описать условия в текстовом поле. Prom.ua позволяет настроить и методы оплаты и способы доставки. Подключать платежные шлюзы, к сожалению нельзя. В способах доставки можно указывать от какой суммы заказа доставка будет бесплатная и условия доставки.

После этих настроек можно попробовать оформить заказ и обработать его. Gollos, Arbooz.com и Prom.ua позволяют оформить заказ в один шаг (одна форма). В Gollos смущает только необходимость заполнять поле “адрес” при выборе способа доставки “самовывоз”. А в Prom.ua просят заполнить полностью в разных полях фамилию имя и отчество. Arbooz.com сделали самую простую форму оформления заказа, всего три обязательных поля: имя, телефон, e-mail. Но очень странно то, что от зарегистрированных пользователей заказы попадают в раздел “заказы – ждут согласования”, а просто от посетителей сайта заказ оформляется в виде личного сообщения внутри системы. В Shopium заказ оформляется в четыре шага, у InSales в три. Во всех системах есть уведомление о новых заказах на e-mail. InSales и Prom.ua позволяют настраивать sms-уведомления. Все системы поддерживают работу со статусами заказа. У Arbooz.com и Prom.ua самые простые наборы статусов. InSales и Shopium предлагают больше статусов, что упрощает контроль заказов. А Gollos позволяет редактировать список статусов, что упрощает адаптацию решения к бизнес-процессам.

Работа с клиентской базой

Начнем с того, что у Gollos в список клиентов попадают зарегистрированные пользователи, а просто покупатели, которые не прошли регистрацию теряются. У Arbooz.com от незарегистрированных пользователей приходят личные сообщения созданные системой, а не заказы. У Prom.ua работать со списком клиентов можно путем экспорта всех заказов в XML-файл с его последующей обработкой. InSales и Shopium позволяют экспортировать список клиентов в Excel-файл. Gollos и InSales позволяют объединять клиентов в группы и устанавливать скидки для групп пользователей.

В качестве других маркетинговых инструментов системы предлагают работу со скидками. В InSales можно добавлять скидки по сумме заказа, накопительные скидки и скидки по купонам. Gollos тоже умеет работать с купонами, а так же, как и Prom.ua, позволяет добавлять скидку непосредственно к товару и ограничивать время действия. Shopium, к сожалению, не представляет возможности работать со скидками.

Все системы, кроме Arbooz.com, представляют возможность делать экспорт прайсов и поддерживают формат Яндекс.Маркет и Excel-файлы. Российская InSales предлагает еще Товары@Mail.ru. Gollos и Shopium предлагают форматы “магазины Bigmir)net” и MetaMarket. Справедливости ради, стоит отметить, что многие прайс-агрегаторы поддерживают формат Яндекс.Маркета.

Arbooz.com и Prom.ua, обладая не только сервисом предоставления интернет-магазинов, но и торговыми порталами, предлагают различные условия размещения на самих порталах. В Arbooz.com на главной странице сайта представлены ТОП-магазины. Что бы стать ТОП-магазином необходимо хорошо описать товары, заполнить раздел «витрина», а самое главное «активно вести продажи и консультировать клиентов». Если товар пользуется популярностью среди пользователей портала, то он попадет на главную страницу. Prom.ua сортирует товары в зависимости от полноты контента и тарифного плана магазина. За отдельную плату можно заказывать товарные информеры и рекламу в категориях. Оба портала предлагают услуги по размещению контекстной рекламы. Arbooz.com предлагает еще и продвижение в поисковых системах.

Миграция на другие технические решения всегда была острым вопросом. Чем больше существует магазин, тем больше сайт накапливает в себе полезной и ценной информации. Самым ценным для магазина является база клиентов и товаров. Площадки позволяют экспортировать и товары и клиентов. Prom.ua и InSales отдают даже заказы. При необходимости, думаю можно договориться о каком-то особом формате экспорта данных. InSales, готова предложить индивидуальную разработку с сохранением всех данных, когда SAAS-решение стане стеснять бизнес.

Каждая система имеет свои интересные особенности

В системе Gollos администраторам магазина можно раздавать права на доступы в те или иные разделы. Можно разделить контентщиков от менеджеров по продажам. Покупателям система позволяет входить в интернет-магазин с помощью учетной записи facebook, если это было разрешено владельцем. Shopium предлагает вход на сайт с помощью Google, Яндес или ВКонтакте.

Arbooz.com, в силу своей “порталообразности” может и показывает, кто сейчас находиться на странице интернет-магазина или кто его смотрел. Да, Arbooz показывает профиль зарегистрированного пользователя, со всеми вытекающими коммуникационными и маркетинговыми последствиями.

InSales обладает самыми внушительными особенностями. Во-первых, это встроенная система отслеживания эффективности каналов продаж. Для заказов, которые поступают через телефон, система предлагает специальные коды. Менеджеры должны будут спрашивать коды у покупателя и вводить вместе с данными о заказе. Система автоматически собирает статистику и формирует отчеты. Вторая особенность InSales – это приложения, способ обращаться к магазину через InSales API. Через приложения возможно использование сервиса Mailchimp для e-mail рассылок, возможна автоматическая синхронизация с 1С, организация SMS рассылок, онлайн-консультант и другие сервисы. К тому же система обладает лучшим справочным разделом: InSales Wiki.

Меркантильные интересы у каждой системы разные

Prom.ua и Arbooz хотят оплату сразу за год. Остальные предлагают помесячную оплату и бонусы за оплату большего периода. В основном все тарифы отличаются ограничением на количество товаров. InSales ограничивает и функциональные возможности. Prom.ua и Arbooz.com включают в стоимость тарифного плана действия по привлечению клиентов, например, контекст или SEO-оптимизация.

Небольшая сводная таблица, которая поможет сделать выбор. Но перед принятием решения обязательно посмотрите уже готовые магазины вашей тематики в каждой системе. И проведите личное тестирование систем под ваши индивидуальные требования.

  InSales Gollos Shopium Prom.ua Arbooz.com
Общее  
свой домен да да да да  
настройка дизайна (шаблоны) да да да да  
индивидуальный дизайн да да да да  
 
Товары  
импорт товаров да да да да да
параметры для товаров да да да    
модификации товаров да да да    
настраиваемые фильтры да да да    
сопутствующие товары да да да да да
аналогичные товары да        
много фотографий к товару да да да да да
экспорт товаров для прайс-агрегаторов да да да да  
редактирование мета-тегов да да да    
редактирование адреса страницы да   да    
 
Торговля          
остатки на складе да да      
платежные системы Webmoney, Paypal, Portmone, Liqpay и др. Webmoney, Paypal, Liqpay и др. WebMoney, Liqpay и Интеркасса   Liqpay
печать квитанции / выставление счета да     да да
настройка методов оплаты да да да да да
настройка способов доставки да да да да  
связь методов оплаты со способами доставки да   да    
оформление заказа, кол-во шагов 3 1 4 1 1
кол-во статусов заказа 6 редактируется 6 4 5
экспорт клиентов да   да да  
скидки для групп пользователей да да      
скидки от суммы заказа да        
накопительные скидки да        
скидки по купонам да да      
скидки на товар   да   да  

 

В конце хочется выразить субъективное мнение относительно описанных систем и разделить их на два типа: классические интернет-магазины (Gollos, InSales, Shopium) и порталы с функцией интернет-торговли (Prom.ua и Arbooz.com). Это принципиальное отличие, т.к. классические интернет-магазины предлагают в большей степени техническое решение, не вмешиваясь в то, где и как надо продавать. Порталы сразу дают место для торговли, где ходят покупатели. Мне действительно сложно представить, где я могу открыть магазин и в ходе его настройки люди уже будут его посещать. Но именно благодаря своей “портальности” они проигрывают технологически.

Несмотря на то, что оба типа – это SaaS-решения, они предлагают разное и подходить к вопросу выбора надо с пониманием. Для меня лично, порталы – это возможность попробовать начать продажи в сети или как дополнительный канал продаж к уже работающему интернет-магазину. А вот системы Gollos, InSales и Shopium это уже более осознанный выбор, потребность в технологиях, которыми обладают системы.