Поскольку первый блиц-опрос владельцев интернет-магазинов в Уанете нашел положительный отклик у наших читателей, редакция AIN.UA решила продолжить разговор на эту тему с новыми участниками.
Сегодня у нас в гостях – руководители интернет-магазинов и сервисов Kniga.biz.ua, Beintrend и Taki-Box. Им мы задали те же вопросы, что и предыдущим спикерам:
- Какие первые шаги были вами предприняты после того, как вы решили открыть интернет-магазин?
- Перечислите основные трудности, с которыми вы столкнулись
- Какую техническую платформу используете для интернет-магазина? Как его настраивали и во сколько это обошлось?
- Какие инструменты интернет-маркетинга наиболее эффективны для вас, а какие пробовали, но эффекта не ощутили?
- Как решаете логистические задачи?
- Что можете посоветовать тем, кто думает над запуском своего интернет-магазина?
Татьяна Гринева, соучредитель портала IZUM.ua, основатель fashion-стартапа beintrend.com
На самом деле, по первой задумке, beintrend.com не был интернет-магазином, а задумывался как социальная сеть для fashionista, которые могут добавлять свои фото и фото своих вещей. Позже мы поняли, что интернет-магазин модной одежды, обуви и аксессуаров – это логическое продолжение и естественный способ монетизации.
Изначально мы постарались выделить для себя нишу (дизайнерская одежда). Главное в интернет-магазине – иметь поставщиков и / или иметь достаточное количество денег, чтобы создать свой склад. Мы решили комбинировать, чтобы, с одной стороны, ассортимент был широким, а с другой – мы могли оперативно доставлять самые интересные позиции каталога.
Один из уникальных продуктов, который мы создали – это капсульные коллекции с молодыми украинскими дизайнерами, разработанные специально для beintrend.com. На данный момент у нас 2 таких коллекции: IVANOVA for beintrend.com и ZOSIMOVA for beintrend.com.
Основная сложность – в автоматизации с поставщиками, да и вообще нежелание или отсутствие возможности работать с чужим складом, как это успешно делает сегмент электроники. В нашем магазине представлено много товаров под реализацию, т.е. технически их нет на нашем складе. Из-за этого периодически бывают ситуации, когда заказанного товара не оказывается в наличии.
Также не все клиенты готовы покупать одежду и обувь без примерки; поэтому нужно подбирать ассортимент таким образом, чтобы вещь максимально была понятна без примерки.
Из-за боязни людей получить подделку или просто некачественную вещь они боятся заказывать дорогие брендовые вещи, это сказывается на среднем чеке заказа и немного стопорит развитие рынка. Нужно время, чтобы люди научились отличать интернет-магазины, которым они могут доверять, от тех, где их могут “кинуть”.
Мы уверены, что чем более развитым будет интернет и большее количество интернет-магазинов и шоппинг-клубов одежды будет появляться, тем больше возможности “прогнуть” рынок под себя, и тем самым предоставить возможность людям покупать качественные товары прямо с экрана монитора.
Store.beintrend.com работает на Magento: это очень удобная и для администратора и для пользователя платформа, которая гибко подстраивается под любые потребности. Мы полностью аутсорсим разработку, она постоянно продолжается, потому назвать стоимость невозможно. Могу лишь добавить, что для старта магазина на Magento может быть достаточно $1 тыс. А дальше вы сможете развивать свой магазин параллельно с увеличением продаж, при этом не бояться за свою базу и SEO-наработки.
В fashion-ритейле самый действенный инструмент – это рекомендации, или же “сарафанное радио”. Мы уверены, что нарастить большую покупательскую аудиторию возможно, если качественно обслуживать каждого клиента и прислушиваться к его пожеланиям. Также, конечно, отлично работает узнаваемость бренда – мы постоянно работаем над этим: выступаем медиа-партнером на профильных мероприятиях, выпускаем свою печатную версию beintrend.com offline, которая бесплатно распространяется, сотрудничаем с телевизионными программами, размещаем баннерную рекламу. Увы, эффект “имиджевый” сложно посчитать и определить, какой из инструментов работает хорошо, а какой – не очень. Потому рассчитываем на собственную интуицию и рост аудитории, знакомой с нашим брендом. Мы используем различные онлайн-инструменты рекламы: контекстную, социальные медиа, баннерку. Каждый маркетолог вам скажет, что эффективность каждого размещения зависит от правильной работы с ним.
По Киеву мы отправляем заказы курьером, т.к. ни одна компания, которая аутсорсит доставку, не может предоставить того сервиса, который мы хотим дать нашим клиентам. По Украине доставлять намного сложнее, мы это делаем через “Новую Почту” (благо, люди в регионах привыкли ходить в центры выдачи). Хочу отметить, что доставка в любую точку Украины у нас – бесплатная.
Совет начинающим: во-первых, выберите продукт, который хотите продавать, познакомьтесь с владельцами подобных магазинов и постарайтесь выяснить все особенности бизнеса, заводите знакомства из разных сегментов рынка, которые станут полезными со временем.
Александр Гудков, директор сервиса заказа и доставки азиатской кухни Taki-Box
Как всегда, все началось с идеи. Я хотел сделать качественный, вкусный, удобный, и в тоже время полезный продукт у нас в городе. Первым делом был проанализировал рынок доставки и кафе азиатской кухни. И как показал 2010 год, этот рынок был полностью свободен, и мы были первыми, кто стартовал с ASIAN BOX Idea в Украине.
Нашим первым шагом было, конечно же, разработка меню, которое могло бы максимально передать атмосферу азиатской кухни, но должно было быть приемлемым для нашего, украинского, покупателя. Следующим этапом были поиски грамотного фотографа, который смог бы передать всю красоту и идею наших боксов. После долгих поисков и многочисленных фотосессий, мы все-таки нашли идеал, и сделали правильные фото всех боксов.
Дальше дело стояло за малым – разработать дизайн сайта. Т.к. бюджет был минимальным, основной дизайн сайта taki-box.com составили фото наших аппетитных боксов. На все про все у нас ушло 2-3 недели.
Первая и главная трудность была в том, что мы не учли вероятности, что наш продукт придется по вкусу большинству киевлян так быстро, и уже на 3 неделе после запуска наш штат поваров и курьеров не справлялся с потоком заказов. И приходилось в течении дня искать новых поваров и курьеров, а то и самому садиться за руль и доставлять заказы.
Другая основная проблема любой доставки – это пробки, и уже как 2 года мы боремся с ней. В решении этой проблемы мы нашли “золотую середину”: наш штат состоит как из курьеров с машинами, так и с мопедами, а также пеших курьеров. У нас также есть отдельный человек, который мониторит пробки по “Яндекс.Картам”, смотрит web-камеры, и распределяет заказы, составляя при этом идеальный маршрут. А также я сам специально разработал 40 правил для курьеров, которые помогают еще быстрее доставлять заказы.
Для магазина мы воспользовались Joоmla + Virtualmart, на тот момент это было оптимальное решение. Установка и настройка к нашему дизайну обошлись в 4-5 тыс. грн.
Изначально самое эффективное было “сарафанное радио”, которые 6 месяцев приводило нам новых клиентов. Наша целевая аудитория была и остаётся по сей день в Facebook, это продвинутые пользователи, которым не всё равно что есть (по этой причине реклама в Facebook оказалась эффективна для нас). Fаn page TAKI-BOX введу лично, отвечаю каждому клиенту, а услугами агентств не пользуемся.
Также мы сделали максимальную интеграцию с Facebook – возможность заказать прямо с fаn page (все, кто заказывал через него, получали скидку), Facebook login и т.д. Из того, что мы пробовали, но особого эффекта не получили: реклама в лифтах, промоутеры, реклама в бизнес-центрах.
Что касается логистики: как уже говорилось, основной вызов – это время доставки. Мы живем в столице, и поэтому количество машин с каждым днем растет, что ведет за собой очень большие заторы на дорогах. Но решение этой проблемы на сегодняшний день мы нашли в дифференциации нашего курьерского состава, а также путем найма отдельного человека для составления маршрутов. Правда, все равно работать есть над чем.
Проблема поставщиков тоже существует, поэтому я лично занимаюсь заключением договоров и контролем всех поставок.
Совет начинающим? Если у вас есть силы вставать каждый день в 6 утра, ехать на закупку, круглосуточно контролировать поваров, операторов, курьеров, следить за каждым клиентом и его отзывом в Facebook, посвятить всё свое время работе, тогда можно пробовать. Посоветовать могу только одно – терпения и усердия.
Дмитрий Лаппо, управляющий партнер интернет-магазина деловой литературы Kniga.biz.ua
Мы решили не открыть, а приобрести книжный интернет-магазин. Начали сбор и анализ статистики о покупателях и покупках за прошедшие периоды. Магазин имел большую клиентскую базу, с которой вообще не велась никакая работа. Сразу же начали рассылать email-рассылку еженедельно и создали страничку в Facebook.
Первые трудности: техническое несовершенство движка магазина и многочисленные “дыры” в нем же. Это, мягко говоря, несовершенство мешает нам и сейчас в полноценной работе с клиентской базой. Две основные функции движка для нас – это конвертировать посетителя в покупателя и сбор информации для последующих рекомендаций новых поступлений. Обе функции существующий движок исполняет на “3-”. Планируем переход новый движок Magenta.
Сейчас наш ”движок” – это набор PHP скриптов, который писали и переписывали 5-6 различных программистов. Сумма запуска на Magenta с учетом проектирования дизайна – минимум 100 тысяч грн. За меньшие деньги можно только получить только те же ”3-”.Может быть, поэтому мы постоянно откладываем это решение 😉
Наиболее эффективный инструмент для нас – это email-рассылка. Можно ли назвать клиенториентированный сервис маркетинговым инструментом? Если да – то только такие магазины сейчас имеют будущее. Остальные или должны будут перестроиться или умрут. Разочарованием для нас стали продажи ”внутри” Facebook. Но сам факт создания магазина в Facebook и статья на AIN.ua, посвященная этому, удвоили наши продажи на неделю 😉
Что касается логистики, пока это курьерская служба Postman и несколько своих курьеров по Киеву. Но сейчас Postman испытывает проблемы из-за роста продаж у основных клиентов. Если к лету ничего не изменится, будем по Киеву делать полностью свою доставку. По другим городам-миллионникам останется Postman – это без альтернатив. “Новая Почта” неплохо работает, но в формате cash on delivery у них отвратительные тарифы.
Тем, кто хочет запустить свой интернет-магазин, советую проверить свою маркетинговую стратегию на небольших деньгах. Сейчас вполне реально открыть полноценный магазин на SaaS-решении + минимальные вложения в контекст и аутсорсинг доставки. Лучше потерять немного и закрыться, чем стартовать. Для тех кто уверен на 100% в своей идее, я бы посоветовал не пожалеть денег на проектирование юзабилити нового магазина и на движок. В любом случае продвижение в социальных для любого проекта станет настоящим маркетингом ”без бюджета”- не пренебрегайте этим!