На прошлой неделе украинский парламент таки успел принять налоговые льготы для айтишников буквально за минуты до того, как в стенах Рады началось побоище. Если президент подпишет принятые законы, с января следующего года IT-компании, зарегистрировавшиеся в налоговой как участники льготного режима, получат право на отмену НДС, 5%-ный налог на прибыль и 5%-ный налог на доходы сотрудников. Как такие нормы повлияют на жизнь украинских программистов, редакции AIN.UA рассказывали, Юрий Антонюк (EPAM) Игорь Лисицкий («ИТ Украины»), Эдуард Рубин (Европейская Бизнес Ассоциация, ЕБА) и Роман Хмиль (Ciklum). Они отвечали на вопросы:
- Как принятие проектов 8267 и 9744 может повлиять на рост IT-индустрии, на объем внешних инвестиций в украинские компании?
- В связи с введением 5%-ного налога на доходы физлиц, как поменяется модель работы с кадрами в украинских компаниях-разработчиках?
- Есть ли критические замечания к указанным проектам, например, создание неравных конкурентных условий компаний, принимающих и не принимающих участия в эксперименте.
- Отразятся ли их нормы на конечной стоимости услуг украинских разработчиков, конкурентоспособности украинских компаний по сравнению с РФ, Белоруссией?
Юрий Антонюк, исполнительный директор EPAM Systems, член правления IT-комитета ЕБА
Если законы будут подписаны президентом и вступят в силу со следующего года, то, в общем, они должны позитивно повлиять на отрасль, обеспечить стабильные условия работы для IT-компаний и трудоустройства IT-специалистов. Рост экспортного потенциала ожидается на уровне 30-40% в год при правильной реализации данных законов. Некоторый рост будет за счет отмены внутреннего НДС, но не думаю, что он составит более 10%.
С точки зрения конкурентоспособности больших изменений не предвидится – отрасль достаточно конкуретна по отношению как к соседним странам, так и дальнему зарубежью (Индия, Китай и т.п.). Но некоторые улучшения также возможны, так как механизмы работы IT-компаний станут более прозрачными для иностранных заказчиков.
Также, многие компании собираются переходить на трудоустройство со штатными сотрудниками. Конечно, при условии что госорганы, отвественные за перечень квалификаций IT-профессий, вовремя сработают, а комитет по информатизации и налоговые инспекции не будут задерживать с выдачей разрешений для IT-компаний.
Реальный бизнес намного сложнее любых схем и законов, поэтому большинство законов несовершенны и имеют недостатки. Данные законопроекты были разработаны при активном участием ЕБА и «ИТ Украины» и, насколько можно было, позиции IT-бизнеса были учтены. Так что это неплохой компромисс. Вместе с тем, есть опасения, что процедуры выдачи разрешений могут быть слишком бюрократичными и застрять между двумя ведомствами – налоговой и комитетом по информатизации. Кроме того законы отличаются сроками действия – один на 10 лет, а второй на 5. Неясен механизм принятия решения комитетом по информатизации, а также – принятие решений по IT-профессиям, подпадающим под действие закона в IT-компании, которая получит разрешения на специальный режим. То есть, существуют детали, которые нужно хорошо и открыто проработать за оставшиеся 6 месяцев до начала работы проектов. Но в целом я позитивно оцениваю принятие этих инициатив.
Игорь Лисицкий, вице-президент ассоциации «ИТ Украины»
Принятие этих проектов позитивно повлияет на рост IT-индустрии. В цифрах, мы закладывали рост оборота порядка 40-50% в год. Это повлияет и на привлечение внешних инвестиций в украинские компании, они станут прозрачными для инвесторов, хотя точных прогнозов по инвестициям мы не рассчитывали.
Я думаю, самое большое влияние на рост индустрии окажут ЕСВ и подоходный налог на уровне 5%, налог на прибыль в 5% тоже важны. Вообще, снижение налоговой нагрузки сильно мотивирует индустрию к «отбеливанию», отмена НДС делает невозможным теневые схемы. Безусловно, такие нормы хорошо работают в комплексе, как это и реализовано в данных проектах.
5%-ный налог на доходы физлиц также повлияет на перевод работников IT-компаний из СПД в найм, ради этого все и делается. Это значит, что скрытая схема работы с наемными работниками через СПД потеряет смысл, потому что исчезнет экономическая мотивация, и сотрудники будут приниматься на правильные, контрактные трудовые отношения.
Сложно сказать, как проекты могут повлиять на конечную стоимость услуг разработчиков, компании ориентируются на рынок, но в принципе они могут оказать опосредованное влияние, поскольку здоровая конкуренция всегда ведет к снижению цен. Нашим компаниям предлагаются условия лучше, чем в России, и сравнимые с условиями в Белоруссии, Индии. И сейчас мы хорошо выглядим на уровне стран-конкурентов.
Чтобы принять участие в проекте, компании нужно обратиться в налоговую до января следующего года, чтобы уже с Нового года работать по таким условиям. В общих чертах, нужно подать документы, содержащие финансовую отчетность, чтобы по критериям, содержащимся в законе, быть отнесенным к участникам этого проекта. Документы подаются в Госинформнауки и в налоговую службу.
Эдуард Рубин, председатель правления харьковского филиала EБA, глава Telesens International
Хорошо, что такие законы приняли, это уже сдвиг в государственной политике. Если президент их подпишет, отрасль сможет развернуться. Хотя там и стоит ограничение в 10 лет, но, думаю, для любого инвестора это достаточный срок, чтобы поднять производство здесь и потом перейти на общую систему налогообложения.
Что касается инвестиций, то нужно понимать: инвесторы ориентируются не только на этот закон. Есть еще политические, экономические риски, еще много негатива, который нужно исправить, чтобы инвесторы принесли сюда деньги. В индексах ЕБА видно ежеквартальное падение инвестиционной привлекательности Украины.
То, что было внесено в конечный текст документа и против чего мы выступали – это регулирование вопроса «кто может, а кто не может быть признан IT-компанией». ЕБА выступает против того, чтобы IT-компании получали экспертные оценки от третьей стороны по поводу того, являются они или нет IT-бизнесом.
Если будет еще одна организация, которая будет заниматься этим вопросом, я не представляю себе, сколько государство должно потратить денег, чтобы такая организация могла обработать данные всех IT-компаний Украины. Мы рассчитываем на то, что это все-таки не будет коррупционная схема, иначе пройдет шум по всей стране. Представьте, что будет, если какой-либо известной IT-компании откажут в регистрации. Но с другой стороны, для маленьких компаний такой риск останется. В законе есть четко прописанный критерий: если у вас 70% подписанных договоров на IT-услуги – значит, вы можете принимать участие в этом проекте. А сейчас существует необходимость получать дополнительный разрешительный документ – вывод Госинформнауки.
По моему убеждению, разрешение компаниям, которые отвечают установленным критериям, должен выдавать один орган, и таким органом выступает Государственная налоговая служба. Ее специалисты, конечно, должны иметь возможность обратиться за экспертным мнением к другому органу исполнительной власти, но работа госорганов по получению экспертной оценки – это процедурные вопросы, которые не являются вопросами Налогового кодекса.
Роман Хмиль, Chief Operating Officer, Ciklum
Принятые законы существенно повышают привлекательность Украины для иностранных инвесторов, которые будут заинтересованы наращивать свои производственные мощности в нашей стране, а также заводить прибыли холдингов в нашу страну и дальше инвестрировать их в экономику Украины.
В том, что касается кадров, большинство компаний перейдет на трудоустройство большинства сотрудников в штат, в то время как сейчас компании очень часто отдают работу на суб-контракт частным предпринимателям. В ближайшие несколько лет пропорция станет похожей на ту, которая наблюдается в развитых странах – 70% наемных сотрудников и до 30% консультантов, который продолжат работать по контрактам.
Данные законы существенно на цену разработки не повлияют. Однако они устанавливают понятные и прозрачные условия игры на рынке на ближайшие 10 лет, что существенно повышает конкурентоспособность и привлекательность страны и индустрии в целом.