30-й Startup Crash Test прошел в пятницу, 25 мая и был посвящен тому, как проектам набрать аудиторию от нуля до 100 тыс. В панели принимали участие Дмитрий Дубина (Klumba.ua), Мария Захарченко (Httpool, Fs.ua, Fileshare), Екатерина Микула из Superdeal.com.ua и Данил Тонкопий из Best.ua. Вел панель Максим Школьник, руководитель проекта Address.ua. В рамках краш-теста было представлено три проекта – сайт по выбору интернет-провайдера Multitest.me, проект продажи эксклюзивной одежды Dressup и сайт, посвященный инвестициям в первичную недвижимость ants2ants.

Экспертная панель

Первые 50 посетителей можно получить, просто купив домен и повесив на него сайт, рассказал Максим Школьник. Больше всего трудностей у нового проекта вызывает разгон от нуля до первых 100 тысяч. Если пользоваться только «белыми» SEO-методами, на это задание уйдет как минимум год, считает Дмитрий Дубина (на Klumba – около 80% – это поисковой трафик).

Данил Тонкопий и команда Best.ua активно практиковали «партизанщину»: «Потратив 200 тыс.грн., то есть по 2 грн. на привлечение одного пользователя, можно набрать такую аудиторию за неделю. Мы пошли другим путем, полтора года активно работали. Так как у нас книга отзывов, я сначала просто массово ходил по форумам, где люди обсуждают рестораны, рассказывал о проекте, регистрировался на всевозможных досках объявлений».

Это – не единственный выход для контент-проекта, считает Дмитрий Дубина. Можно активно наполнять его содержанием. На  Klumba благодаря этому рост был не менее 100% в месяц (100 пользователей в первый месяц, 300 – во второй, уже более 2 тыс. на четвертый). Кроме того, можно протестировать, насколько идея интересна пользователям. «Когда я запускал социальную сеть для мам «Синички», я за день сделал страничку, с которой можно было подать заявку на регистрацию, и на $300 купил тысячу посещений. Эта тысяча сконвертровалась в 300 запросов на инвайт. С этими запросами я начал проект», – рассказал он.

Такой метод хорош еще тем, что первые сотни пользователей – early adopters – если проект им понравится, приведут на него основную аудиторию, считает Екатерина Микула. «Тратишь $200 и смотришь, жизнеспособна ли вообще твоя бизнес-модель… Дружите с первыми пользователями – инноваторами,  opinion leaders, потому что если они полюбят ваш сервис, потом будут привлекать тех пользователей, которые сами не рискуют пробовать что-то новое».

Еще один способ продвижения на ранней стадии и с небольшим бюджетом – это affiliate marketing, о котором рассказала Мария Захарченко. Начинающему проекту можно попробовать партнерку с крупными аудиторными проектами, которые могут разместить его рекламу, например, за 10% с каждой покупки.

На конкретный вопрос о том, сколько же нужно потратить денег на привлечение первых 100 тысяч, эксперты ответили по-разному: от $50 до 200 тыс. в зависимости от периода. Если $50-60 тыс. – это реалистичная сумма на год, то для полугода это будет $100 тыс., для месяца – $200-300 тыс.

Краш-тест

Первый проект, показанный на краш-тесте, назывался Multitest.me – геосервис по поиску интернет-провайдеров, доступных в конкретном районе города. Бету проекта представлял CEO Артем Белодед. Пользователю предлагается вбить  в строку поиска или найти на карте свой адрес или название населенного пункта, и в выдаче появятся доступные подключения от провайдеров интернета с рейтингом, выставленным пользователями проекта. На карте отображается покрытие в том или ином населенном пункте. Пока что проект работает только с операторами беспроводных подключений (3G,4G), кабельные – в планах.

Также, проект предлагает услугу мультитеста: по адресу выезжает мастер и тестирует покрытие и скорость доступных провайдеров интернета, такая услуга стоит от 100 грн. Проект зарабатывает на агентских выплатах от провайдеров за привлеченных клиентов. Уже в 2013 году планируется выход на рынок России и СНГ, а далее – возможно, на мировой рынок интернет-услуг. По словам Павла Башмакова из Stanfy, проекту нужна мобильная версия: чтобы пользователь мобильного устройства в несколько кликов мог узнать, какой интернет доступен в данном районе.

Проект Dressup.ua представлял его фаундер Сергей Молявко. По его словам, это – перезапуск проекта, который впервые стартовал в 2009 году, но был заморожен. «Если описывать проект очень кратко, это – prom.ua для молодых фешн-дизайнеров и магазинов одежды, который решает основные проблемы: как быстро выйти в онлайн и как найти своего первого потребителя», – рассказал он.  Сейчас проект в альфа-версии. Продавцы одежды (но не интернет-магазины) могут быстро зарегистрировать свой магазин и начать продавать с помощью общего каталога. Здесь запрещено продавать массовые вещи, только дизайнерскую и винтажную одежду и аксессуары. За четыре месяца работы в проект привлекли около 170 продавцов. Проект планирует зарабатывать на платной подписке, дополнительных функциях для продажи, комиссии за совершенную покупку.

Третьим презентовался проект, которого еще нет в сети – ants2ants. Его представляла Екатерина Пилипчук, которая рассказала, что проект стартует через два месяца и сейчас его команда ведет активную работу с инвесторами и девелоперами. Проект рассчитан на то, чтобы помочь инвесторам найти проекты по недвижимости для вложения средств, иметь при этом возможность отслеживать репутацию таких проектов. Фактически, это будет международная база проектов по строительству. Подписка будет стоить 360 евро, и как не раз отметили слушатели, она могла бы быть вдесятеро дороже, учитывая специфику рынка. Первым участникам сообщества предлагается 100%-ная скидка на год. Трудность может заключаться в том, что рынок первичной недвижимости в интернете представлен мало и его участники пока не видят интернет как инструмент для подготовки сделок.