Бен Зильберман не может оторвать свой взгляд от холодильников. Основатель и генеральный директор Pinterest и я расположились в комнате отдыха его компании в Пало-Альто. Он только что вернулся из Остина, где проходил музыкальный фестиваль SXSW. Редизайн его сайта должен произойти через два дня и все это выглядит несколько удручающим. Но в этот момент его внимание приковано к трем светящимся холодильникам. Во время его отсутствия служба доставки привезла новые полностью укомплектованные холодильники с фирменным логотипом компании. Они вклинились в крошечный угол за столом для настольного футбола, который трое сотрудников, около 15% рабочей силы  Pinterest, используют для проведения совещания. «Меня не было только один день, а нам уже успели поставить такие высоколассные холодильники. Раньше нам приходилось все время бегать в Costco», – вспоминает Зильберман.

Это было до того. До того как жена кандидата в президенты США Мита Ромни Энн, начала выкладывать семейные фотографии на Pinterest. До того как армия США выпустила руководство к пользованию сервисом и Pinterest превратился в самый быстрорастущий сайт всех времен и народов. В марте этого года на Pinterest было зарегистрировано 17,8 млн. пользователей и по данным компании Comscore, прирост пользователей составил 52% только за один месяц. И это притом, что сервис работает исключительно по приглашениям. 

Pinterest, для непосвященных, это простая, но в тоже время безумно захватывающая социальная сеть, которая позволяет пользователям хранить и распространять изображения на виртуальных пробковых досках. Первыми фанатами большинства социальных сетей были «гики» с прибрежных районов США. Но Pinterest нашла своих наиболее страстных пользователей среди женской аудитории американского Среднего Запада, которые используют сервис для планирования свадеб, записи рецептов и идей для ремонта кухонь.

Такой стремительный рост Pinterest поставил двадцатидевятилетнего Зильбермана в центре внимания, так как инвесторы и компании теперь пытаются выяснить, каким образом они могут поучаствовать в этом сервисе. Все, от крупных брендов как компания Gap и до онлайн магазинов из кожи вон лезут, чтобы обеспечить свое присутствие в нем, а некоторые начинают пожинать плоды: «прошитые» фотографии предлагают пользователям нажать на изображения продуктов, чтобы узнать больше. В феврале этого года, Pinterest сгенерировал больше трафика для сайтов чем Twitter, Google+, LinkedIn и YouTube вместе взятые. Тем временем инвесторы, которые обошли стороной Pinterest, кусают локти. В октябре 2011 года компания Зильбермана привлекла $27 млн. от венчурного фонда Andreessen Horowitz, а сделка позволила увеличить  ее стоимость до $200 млн.

Несмотря на шумиху вокруг Pinterest, теперь Зильберман должен построить компанию, которая сможет справиться с большим наплывом пользователей. Это стало проблемой для многих высокотехнологичных стартапов. Стоит только вспомнить Twitter, который страдает под тяжестью своей популярности. Кроме того Зильберман должен выяснить, как зарабатывать деньги. С этой целью Pinterest нанял Тима Кендалла, который провел много лет в качестве директора Facebook и отвечал за монетизацию и построения бизнеса.

Бен Зильберман, похоже, сохраняет спокойствие касательно успеха Pinterest. Он говорит так тихо, что во время нашего разговора я вынужден был отказаться от своего громкого голоса, чтобы соответствовать его. Его взгляд постоянно сосредоточен на плоском экране, который показывает данные об использовании сервиса юзерами. Он принимает участие в мирских, как для CEO задачах  и отвечает на вопросы пользователей через электронную почту. По его словам, это позволяет сделать Pinterest еще лучше. И в то время как офисе Pinterest в Пало-Альто висит плакат со словами «двигаться быстро и ломать вещи» которые являются мантрой Facebook, Зильберман рассуждает о сервисе, как о хрупкой реликвии. «Когда пользователь заходит на Pinterest, он должен почувствовать себя так, как-будто кто-то сшил для него книгу вручную».

Основатель Pinterest Бен Зильберман сделал несколько окольный путь к славе. Сын врачей из Де-Мойна, что в штате Айова, в детстве коллекционировал печати, листья и насекомые. Его сестры стали докторами, а он поступил в Йельский университет и получил степень в области политических наук. После его окончания в 2003 году, он переехал в Вашингтон, где разрабатывал контент для одной консалтинговой компании. Это произошло прямо после рождения Web 2.0, и он начал мониторить высокотехнологические блоги. Первым Зильберман осел на TechCrunch. Что-то происходило в Силиконовой долине. Он не был  программистом, но был огромным почитателем истории и влюбился в романтическое представление о том, что Интернет – это синоним его  поколения. «Мне казалось, что это было историей моей жизни, и я просто хотел быть рядом с ней», – говорит он. Зильберман и его подруга (теперь жена) переехали в Пало-Альто, где она стала рекрутерем для Facebook, а он устроился работать в службу поддержки и продаж Google.

Компания Google помогла Бену Зильберману мечтать по-крупному: как раз в то время, Google решил сфотографировать каждую улицу в мире. Однако без диплома инженера, ему бы никогда не удалось завоевать здесь доверие. И все вокруг него пытались открыть высокотехнологичные компании. «Это очень странное место», объясняет он дефиницию Силиконовой долины. «Люди любят технологию здесь так, как в тех местах где я вырос, люди любили спорт», – вспоминает Зильберман. После того как в 2008 году американская экономика рухнула, Зильберман оставил Google и встретился с приятелем по колледжу Полом Скиярой, чтобы опробовать некоторые идеи для запуска стартапа. В команду они пригласили друга и по совместительству дизайнера Эвана Шарпа, который тогда учился в архитектурной школы Колумбийского университета. Его задачей было создать сайт для людей, которые желают хранить коллекцию фотографий в онлайне. На День Благодарения жена Зильбермана вернулась домой с названием будущего сервиса.

В январе 2010 года Зильберман и его соучредители рассылали друзьям и родственникам по электронной почте приглашения протестировать работу их сервиса. Это были времена медленного роста. С одной стороны, им не хватало денег, и никто не хотел инвестировать в стартап с тремя учредителями, которые даже не имеют технической степени. (По окончании работы над дизайном сайта Шарп устроился в качестве дизайнера в Facebook, где он работал до весны чтобы платить по счетам.) Более того, в 2008 году большинство стартапов были сосредоточены на сборе информации в режиме реального времени и работали в частности для мобильных платформ.  С другой стороны, Pinterest помогал пользователям хранить информацию в качестве архива. Кроме того, ни один из инвесторов, которые изучали Pinterest не мог понять, почему кто-то захочет тратить столько времени на коллекционировние фотографий. Четыре месяца у Pinterest было всего несколько сотен пользователей.

Но спустя некоторое время сервис начал становиться популярным среди пользователей в штате Айова. После, Pinterest начал расти и его уже было не  остановить. С момента его основания, прирост новых пользователей в среднем составляет 40% – 50% в месяц.

Прошлым летом генеральный директор компании Omaha Steaks Тодд Симон и его жена были на строительстве нового дома вблизи Омахи. Друг порекомендовал им воспользоваться Pinterest. Вскоре они уже просматривали и сохраняли фотографии с интересными дизайнерскими решениями. «За прошедший год, мы листали журналы по дизайну, вырезали фотографии и  прикрепляли их к стене. Работа с Pinterest была равносильной», – говорит он.

Симон взял эту идею в работу, только чтобы обнаружить, что его маркетинговый отдел был на шаг позади него. Он начал замечать, что клиенты прикрепляют фотографии их стейков и других продуктов на виртуальные пробковые доски. В декабре 2011 года компания Omaha Steaks создала свой собственный профиль и начала прикреплять фотографии своей продукции на пробковые доски с названиями вроде «Интересные деликатесы» и «Рецепты, которыми мы хотим поделиться». Хотя еще слишком рано говорить о том, что этот инструмент оказывает прямое и положительное влияние на продажи.

По сути, Pinterest помогает сделать то, что очень трудно сделать в Интернете – открыть для себя что-то новое. Если вы можете назвать то, что ищите, то Amazon и Google довольно хорошие инструменты для поиска. Но что, если вы не знаете, чего хотите? Социальные сети помогают компаниям влиять на людей, но они несовершенны. Люди используют Facebook и Twitter чтобы общаться друг с другом, но не обязательно для обсуждения покупок.

Со временем, Pinterest сможет генерировать больше продаж чем другие социальные сети. Катя Бешамп, главный исполнительный директор Birchbox, уже увидела это. Pinterest является одним из десяти лучших генераторов трафика для сайта, который продает косметику. Конечно, ему еще далеко до объемов Facebook, но Бешамп говорит, но модель Зильбермана приводит к прямым продажам.

На данный момент компании не могуть тратить деньги на маркетинг в Pinterest даже если они хотят, а Зильберман не готов говорить о том, как он планирует заработать на своем проекте. Тем не менее Pinterest может стать площадкой для будущих предпринимателей, стремящихся заработать на своих увлечениях и пойти по пути компании eBay, которая создала новый класс пользователей-продавцов.

Юрист и фотограф Кристина Ковальски спровоцировла бурные дискуссии в марте этого года, когда в своем блоге она выразила опасение, что Pinterest позволяет пользователям публиковать контент других людей без разрешения. Сервис, по словам критика, побуждает пользователей к нарушению авторских прав.

Когда Зильберман прочел блог Ковальски, он сразу же перезвонил ей. Они разговарили больше часа. В итоге компания решила обновить лицензионные условия и не допустить чтобы пользователи переиздавали материалы блогов, как это ранее сделала Flickr, которая принадлежит Yahoo. В конце концов издатели могут сделать материал более доступным материал, если сайт станет очень популярным.

Хорошие манеры Зильбермана могут быть хорошим активом. После того, как Ковальски обратилась к нему, юрист написала хвалебную оду молодому директору. «Он не кричал на меня. Он не обвинял меня в том, что мне что-то не нравиться», писала она. «Я искренне верю, что он вместе с молодой и блестящий командой будет работать над решением проблем пользователей». После этого инцидента Ковальски стала ярым фанатом Pinterest .

В середине марта Pinterest представил измененный профиль. Во время нашего визита Зильберман и соучредитель Шарп решили поделиться деталями. «Идея апдейта состоит в том, чтобы помочь пользователям искать других юзеров», – говорит Зильберман. Каждый пользователь может загрузить фотографии в профиле, и существует поток постоянно обновляемых пробковых досок, а не информации как в Facebook. Pinterest использует Facebook Connect для подключения к социальной сети и позволяет его пользователям выбирать ленту новостей для публикации. Но чем сильнее Pinterest, тем выше его потенциальная угроза для крупнейшей социальной сети в мире. Facebook практически полностью захватил американский рынок, поэтому его рост будет зависеть от приглашения новых пользователей на сайт. Одна седьмая часть населения планеты имеет профиль в Facebook. Для того чтобы процветать, Pinterest должен быть лучше конкурентов. Зильберман уже начал работать над улучшениями своего детища.

Источник