Высокая мировая динамика роста пользователей смартфонов и планшетных компьютеров. Рентабельность от 10% до 30%. Проекты для американских и европейских заказчиков. Но не для Украины. Редакция AIN.UA решила выяснить, почему локальным аутсорсинговым компаниям не интересен украинский рынок мобильных приложений?

Павел Башмаков встречает меня на первом этаже темного подъезда  с высокими потолками и старым домашним лифтом, чтобы провести в свой офис. Ничем не примечательное пятиэтажное жилое здание недалеко от метро «Лукьяновская» никогда не скажет вам о том, что здесь уютно расположился один из крупнейших игроков на украинском аутсорсинговом рынке разработки мобильных приложений, компания Stanfy. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Когда Стив Джобс и Стив Возняк в 1970м году трудились над своим первым компьютером в гараже, никто бы не мог подумать, что их компания Apple создаст целый ряд инновационных продуктов, а ее капитализация превысит $500 млрд. Многие высокотехнологичные компании начинали работать именно так: в квартирах, гаражах или небольших офисах. Украинские разработчики мобильных приложений не стали исключением. Практически все компании из десятки крупнейших игроков этого рынка начинали работать в «кустарных» условиях и открывать офисы в квартирах. Так было и с киевскими компаниями Stanfy и Trinetix, днепропетровской компанией Yalantis и многими другими.

Основатель компании Stanfy предлагает выпить чего-то горячего. Я говорю, что буду кофе, он наливает себе зеленый чай. Не успеваю я включить диктофон, и настроится на правильный для общения лад, как основатель и генеральный директор компании Stanfy с грустью говорит, что «он разочарован в украинском рынке» и добавляет, что «хорошей инженерной компании, которая сохраняет свою экспертизу и качество работы, выжить на украинском рынке практически нереально». Непривычно слышать столь критичные заявления. Особенно от лидера рынка мобильной разработки. Углубившись в детали и пообщавшись с другими игроками становится ясно, почему работать и зарабатывать на украинском рынке мобильной разработки непросто.

Локальный рынок начал формироваться в начале 2008 года. Толчок к развитию этого сегмента дал сначала выпуск революционного смартфона от Apple, потом увеличение популярности смартфонов на платформе Android и наконец выпуск целого ряда планшетных компьютеров. Подсчитать объем украинского аутсорсингового рынка мобильной разработки практически невозможно, говорят игроки рынка.  В тоже время по оценкам локальных IT-компаний, доходы отечественной аутсорсинговой индустрии в 2011 году составили $1,5 млрд. При этом, по экспорту IT-услуг Украина занимает пятое место в мире. Если не брать во внимание такие большие компании как Сiklum, EPAM, GlobalLogic и другие у которых есть отделы мобильной разработки, но они не являются профилирующими, то всего в Украине работает до 20 компаний, которые специализируются на разработке мобильных приложений.

Поверили в перспективу

Многие украинские компании, которые раньше работали в ІТ-сфере, обратили свой взор на новый, казалось бы, прибыльный сегмент. Но ожидания не оправдались. Киевская компания Trinetix, основатели которой Александр Строжемин и Андрей Иванов с 1998 года занимались разработкой компьютерных игр и консольных игр в партнерстве с украинскими и российскими компаниями, решили попробовать свои силы в разработке мобильных приложений. «С 2008 года мы начали изучать мобильный рынок и наблюдать за его тенденциями», – вспоминает генеральный директор компании Trinetix Александр Строжемин. Первым для кого компания начала разрабатывать мобильные приложения стал американский рынок, на котором за 4 года работы Trinetix удалось реализовать 50 проектов. Заказы из украинского рынка начали поступать чуть больше года назад, и на сегодняшний момент компания выполнила 20 заказов. Среди крупнейших клиентов  – «Фокстрот», Samsung, «Интернет-Инвест», «Европейская Бизнес Ассоциация», футбольный клуб «Динамо Киев» и другие.

Сейчас зарабатывать деньги Trinetix пытается на американском и европейском рынках. По словам ее создателей, на украинском рынке рентабельность проектов либо очень низкая, либо ее вообще нет. «Мы работаем здесь только для раскрутки собственного бренда в Украине», – говорит Александр Строжемин. Такой же подход исповедует днепропетровская компания Yalantis, которая работает на украинском рынке мобильных приложений  с начала 2009 года. Финансовый директор Yalantis Сергей Фесенко рассказывает, что все заказы приходят из-за границы, а также говорит, что украинский рынок пока не готов вкладывать деньги в мобильные приложения, ведь разработчики хотят получать за работу хорошие деньги, а украинские заказчики ищут, где подешевле. Кроме того из-за серьезной конкуренции работать на локальном рынке совсем непросто. «К примеру, компания Stanfy заняла основные ниши разработки мобильных приложений», – подытоживает Фесенко. Павел Башмаков подтверждает, что его компанию хорошо знают в Украине и неплохо в России, но сам руководитель Stanfy в эти рынки не верит. «Я верю, что на украинском и российском рынке есть деньги и заказчики готовые нормально работать и платить соответствующие деньги, но нам бы хотелось интегрироваться туда, где технологии разрабатываются и используются в первую очередь», – резюмирует топ-менеджер.

Рынок не готов платить

Компании-разработчики постепенно отказываются от устоявшихся моделей работы на рынке. Если раньше они выполняли заказы по фиксированной цене, то теперь будут работать по часовой оплате. «Проекты с фиксированной оплатой перекладывают все риски на компанию. Если что-то идет не так, страдает компания-разработчик, а не заказчик», – рассказывает Сергей Фесенко. Что касается стоимости часа разработки, то в Yalantis он начинается от $30. При этом длительность разработки в среднем составляет 300 часов. В Stanfy назвать стоимость часа разработки отказались, однако сообщили, что стоимость проекта варьируется от $10 до $70 тыс. Киевская компания Trinetix работает в трех ценовых сегментах и может разработать мобильное приложение в ценовом диапазоне от $2 до $30 тыс.

Павел Башмаков заявляет, что если ему не удастся научить бизнес работать по этим правилам, то компания, оборот которой в прошлом году составил $600 тыс. и которая с момента ее создания осуществила 60 проектов, уйдет с украинского рынка. «Мы готовы полностью отказаться от украинского рынка. На локальном рынке есть достаточное количество игроков, которые смогут поддержать спрос», – подчеркивает основатель Stanfy, на компанию которого 25% заказов приходится из Украины. Директор по маркетингу компании Trinetix Олег Демчик добавляет, что до сих пор в бизнес-среде остались стереотипы, что ІТ это бизнес школьников и студентов, где мобильные приложения делаются сидя на коленках за коробку с пиццей. «Львиная доля времени у нас уходит на то, чтобы найти общий язык с клиентом», – подытоживает директор по маркетингу Trinetix.

Из-за проблем с заказчиками страдает и рентабельность бизнеса. Так, рентабельность разработки мобильных приложений в Украине составляет от 10% до 20% и далеко не всех заказчиков устраивают эти цифры. К примеру, рентабельности в 20-30% на американском и европейском рынках вполне достаточно для того, чтобы компания нормально функционировала и развивалась.

Головной боли компаниям-разработчикам добавляет кадровая проблема. Эксперты говорят, что уровень зарплат украинских разработчиков в 1,5- 2 раза меньше чем в той же России и Польше. Динамика рынка такова, что крупные компании с западным капиталом, работающие в Украине и имеющие здесь свои представительства, поглощают практически весь сформировавшийся штат хороших IT-специалистов. «Тем самым на рынке постоянно раздувается зарплатный пузырь», – говорит Александр Строжемин.

Опрошенные эксперты и разработчики сходятся во мнении, что серьезный интерес к мобильным приложениям со стороны бизнеса появиться не раньше чем через 3-4 года. В развитии рынка должен помочь недавний запуск украинского AppStore, а также внедрения ряда законопроектов, основным из которых является закон о предоставлении налоговых льгот ІТ-компаниям. А пока, локальным игрокам приходится лишь ждать. Тем временем Yalantis работает на американский рынок, Trinetix нашел свою нишу и разрабатывает мобильные приложения для дополненной реальности, а Stanfy Павла Башмакова усердно работает над тем, чтобы построить компанию стоимостью $5 млн. Таков его план.