На прошлой неделе мы провели первое событие, полностью посвященное поиску новых членов команды. Это был спид-дейтинг фаундеров. Среди гостей все еще были те, кто считает, что можно справиться и самому. Вот я и решила высказаться на тему важности команд.

Несколько лет назад, я оказалась в довольно сложной ситуации, взяв на себя слишком много обязанностей. Я обратилась к одному мудрому человеку за помощью. Чтобы описать свою ситуацию, не слишком вдаваясь с детали своего личного и профессионального положения, я использовала такое сравнение «У меня такое впечатление, что я в лодке вместе с другими людьми, но гребу я одна».  На что, мой ментор, совершенно безапелляционно заметил, что виновата я одна, так как даже не соизволила пригласить других грести со мной! У меня лично ушло немало времени на то, чтобы осознать, что все мои проекты не просто легче запускать с кем-то, а, что, даже поделившись с другими славой и выгодами, я в итоге выиграла больше. Вроде бы банальная истина, но снова и снова я и мои партнеры по EastLabs встречаемся с единоличными создателями стартапов, которые недоумевают, почему в них не слишком верят. Ну хотя бы потому, что, если основатель стартапа в лодке один, то он может устать от гребли. Лодка остановится или утонет. Ну и кому такой риск нужен?

Традиционные мещанские подходы в стиле я собственник, а все остальные просто сотрудники, у стартапов приводят к тому, что сидящие с вами больше делают вид, что гребут. Выглядит заманчивым, когда основатель бизнеса так и остается его собственником и радуется каждому новому раунду финансирования и успешному выходу из проекта. Но это иллюзия. Во первых потому, что инвесторы, опять же не верят, в одиночек. А, во-вторых, из каких  средств, собственно говоря, одиночка может себе нанять талантливую команду? Как считаете, насколько инвестору симпатична идея платить за персонал только потому, что предприниматель не желает делиться?  Ну, и в-третьих, что там со скоростью? Кому нужен интернет бизнес, у которого рост 1% в год?

Если попутное течение для лодки стратапа слишком сильное, то единственный основатель может не справиться и даже выпасть из лодки. Динамично растущие рынки, отсутствие четких правил на них, требуют мгновенной и нестандартной реакции от стартапа. Нужно успевать и администрировать, продавать, изменять и дырки закрывать. Выход, который оправдал себя даже в Америке, которая исконно воспевает индивидуализм – это создание сильной команды на самых ранних этапах, команды, которая мотивирована действительно грести. Это не может быть в рамках работы, это может быть только в рамках одной цели, которая тебя объединяет с другими. Лучше владеть лишь частью ценного, чем обладать полностью тем, что никому не нужно.

Многие бизнес-модели требуют многовекторное развитие бизнеса – разные регионы, разные возрастные и социокультурные группы и т.д. Нанять всех – нельзя, ожидать, что наемный персонал будет по ночам страдать, изучая новый сегмент рынка вообще наивно. Безусловно, и разделение бизнеса с миллионом соучредителей тоже не слишком разумно. А если уж течение не в вашу сторону или вы в самом начале своего пути, в тихой гавани, то самому и даже с классной командой очень  трудно доплыть до победной цели.  Тут вашей лодке нужен мотор. Такими моторами и могут выступить акселераторы, ангельские инвесторы и венчурные фонды. Они тоже становятся частью команды. Принимая команду стартапа в себе в инкубатор мы, например, даем ей возможность выработать свой маршрут и стиль гребли. Менторы, а это предприниматели и эксперты, которые ранее сами были гребцами, смогут подать свисток, завидя опасность. Посевное финансирование, офис и юридические советы обеспечат ресурсы для поддержки боевого духа. Нам, так же как и вам, интересно, чтобы лодка оказалась у заветной цели – максимального охвата рынка и самого правильного продукта.

Одним словом, если сегодня, вы в начале пути, постарайтесь правильно подобрать себе цель, ритм путешествия и попутчиков. Удачного пути!