Евангелист. Кто. Что. Зачем.
Много подобных вопросов я слышу каждый день. Не то чтобы мне надоело на них отвечать, скорее хочется пролить свет на эту странную и для многих непонятную профессию.
Когда начали появляться первые зачатки религии, нужны были люди, которые смогут грамотно рассказать о ее преимуществах, смогут привлечь и заинтересовать ее ценностями и таким образом пополнить круги общин и приходов. Евангелизм — термин, пришедший в IT именно из религии. Евангелисты — это люди, которые искренней верой, знанием Евангелия и хорошими коммуникативными навыками давным-давно начали вести активную пропаганду христианства среди остальных, так называемых, неверующих — иудеев и язычников. Главная цель евангелизма — обратить в “истинную веру”. Однако, первоначальное значение слова евангелие — “благая весть”, то есть евангелист это человек, который приносит хорошие новости.
Но вернемся к нашим дням. Основателем и отцом IT-евангелизма правильно будет считать Гая Кавасаки — человека, который помог превратить продукцию Apple не просто в бренд, а в символ для поклонения, а ее потребителей в фанатиков, готовых продать почку ради нового айфона (известная история). Нередко и самого Стива Джобса сравнивают с Богом, что вполне уместно если посмотреть на количество его последователей.
Евангелист — не маркетолог и не PR-менеджер. Евангелист должен хорошо разбираться, понимать и чувствовать тот продукт, который он продвигает в массы. Для евангелиста не достаточно просто написать пресс-релиз или сделать маркетинговую кампанию, он должен любить то, чем занимается настолько, чтобы окружающие его люди заряжались этим чувством. Он, по сути, является лицом компании и ее продуктов. В идеале IT-евангелист должен иметь технический бекграунд. Он несет технологии в массы, но если продуктом компании является не технология, как к примеру у Microsoft, то понимания как все устроено и какую ценность пользователю дает продукт будет достаточно. Однако гораздо эффективнее если евангелист имеет опыт работы в IT, хотя бы продукт или проджект менеджера.
В Украине с евангелизмом сейчас, на мой взгляд, все непросто. Во-первых, большинство не знает что это такое. Во-вторых, как пару лет назад стало модно нанимать Social Media менеджеров, так теперь становится модным заиметь у себя в штате евангелиста. И зачастую этот человек, даже не знает чем ему нужно заниматься и соотносит себя либо с маркетологам либо с пиарщиком, что и правильно, ведь всем нужно самоопределение, особенно на работе. Иногда возникает ощущение что недалек тот момент когда уборщиц будут называть клиннинг-евангелист. Недостатки моды, господа.
Если вы думаете что вам в компанию нужен евангелист, определитесь в первую очередь для чего. Может быть вам просто нужен хороший маркетолог. Вы продаете людям эмоции или же просто товары с конкретной ценностью. Нужно ли вам создавать аудиторию вокруг своей компании и ее продуктов или достаточно просто постоянных покупателей. А в целом, сделайте хороший продукт и евангелисты, в виде гипер-лояльных и активных клиентов появятся у вас сами по себе. Подружитесь с ними, поддержите контакт и увидите как они начнут приводить к вам новую аудиторию. Ну и естественно, если вас интересует евангелизация ваших продуктов, то я с удовольствием пообщаюсь лично. В ближайшее время меня можно будет найти на ивенте для разработчиков продуктов и инвесторов Hackers&Founders Ukraine во Львове или почти всегда, в нашем офисе в Днепропетровске.
Для ребят, которые спрашивают что нужно для того чтобы стать евангелистом, в голову приходит только один ответ. Евангелист — это не столько профессия, сколько призвание. Посмотрите на то, как вы ведете себя в обычной жизни. Любите ли вы быть в центре внимания, прислушиваются ли к вашему мнению друзья, и доверяют ли вашим рекомендациям посторонние люди. Умеете ли вы объединять людей вокруг идеи и умеете ли вы хорошо доносить свои мысли. Если да — то добро пожаловать в профессию! Еще вам понадобятся знания в области маркетинга, копирайтинга, SMM, умение хорошо разговаривать на публике и самое важное — глубокие знания в области того продукта, евангелистом которого вы хотите стать. Так же вам стоит оценить все плюсы и минусы данной профессии. Безусловно в моем случае работы в 908 это чистый кайф! Потому что мне безумно нравится то, что мы делаем, и я считаю что это те продукты, которые меняют мир. Конечно же приятно принимать в этом участие. У меня нет никаких ограничений в том, что и где я пишу или говорю. Я имею свое мнение, и не рассчитываю на то, что оно будет нравится всем. 908 мне позволяет иметь это мнение. Но учтите, что не каждая компания сможет вам это позволить. Ваши социальные сети и поведение на ивентах перестанут принадлежать конкретно вам, потому что отныне — вы лицо компании и ее продуктов в глазах общественности.
В заключение, хочется добавить что на рынке Украины, вполне вероятно скоро будет расти количество евангелистов, потому что все больше компаний уходит в продуктовую разработку из аутсорса, и много людей работает над ускорением этого процесса, в том числе и мы. Следовательно, чем больше качественных интересных продуктов будет создаваться в Украине, тем больше евангелистов ей понадобится!
Комментарии | 87
Настя, першої фотки б вистачило — богиня і мати Тереза) true evangelist!
🙂 Спасибо, Юра.
Мне хотелось немного больше раскрыть суть профессии.
Не мешало бы евангелисту еще чуток пройтись по грамматике рус.яз — или дать вычитать заметку редактору…. Евангелист- он же почти святой!;) ))) В общем, придирки будут, Настя, т.к. не простое это бремя- проповедовать.. Тем более в не простое «безвременье», когда все-таки верим больше в научный прогресс и эволюцию. (это я про людей из IT-сферы)
Привет Оля http://lurkmore.to/Grammar_nazi
Оля, вам, пожалуй, тоже не помешало бы 🙂
Done) )))))))))))))))))))
🙂
Не помогло.
🙂
Настя, а ты вот говоришь, что стало модным нанимать евангелистов. А в каких украинских ИТ-компаниях еще есть люди с такой должностью?
Артур, не хочу называть конкретно. Но знаю в Днепропетровске двоих.
Правда 1го евангелисто-маркетолога на днях уволили.
В общем, если они захотят, то сами отпишуться в этой статье.
Прикольно, а я в Киеве ни одного. Днепр — город евангелистов! ))
2 человека евангилиста на город-миллионник, это точно не модно.
Эта статья и не понимание что такое ИТ-евангилизм, говорит, как раз о том, что это скорее большая роскошь для компании иметь преданного-евангилиста, а не банального пиарщика. Кстати, пиару в университатах обучают, евангилизму — нет.
Пиару и евангелизму учат в компаниях, потому что у каждой компании свои приоритеты. В университетах никогда в жизни не научат ничему подобному.
Артур, представляешь объявление о вакансии с функциональными обязанностями типа «кандидат обязан быть влюбленным в гвозди, которые мы производим»?
На первой фотке есть интересные пикселы для мужчин между синим желтым и черным.
Хотелось бы продолжение раскрытия темы.
Я думаю некоторые женщины, тоже могут не остаться в стороне.
Пусть и не остаются и вы продолжайте…
на самом деле, клево, когда каждый тим-мембер хотя бы отчасти евангелист. по крайней мере, для внешней аудитории это более доверительно как-то
Согласна с вами на 100%.
За это я люблю команду 908.
Еще круто, когда каждый участник команды ведет себя как product owner.
Вот если бы все знали как себя вести как product owner, в плане развития проекта, то было бы ооочень круто. Но почему-то многим это не нужно, им хочется четкого ТЗ, которое после реализации и в процессе разработки не будет изменятся, как пошаговая инструкция что и как делать.
А кто сказал что я не проповедую технологический прогресс и ежедневную эволюцию?
Настя, успехов.
Настя, давай, до свидания! )))
Использование этой фразы, сразу складывает определенное мнение о комментаторе.
Эх, Анастасия, если бы это еще имело хоть сколько-нибудь весомое значение! )
второй абзац самый смешной
по-моему в нашей стране евангелистом становятся в процессе работы, хотя, в почему только в нашей — везде. ярые евангелисты — маководы, но где им у нас работать?
Алена, вы правы. Я считаю, что евангелистам прямая дорога в сильные стартапы. Очень часто команда проекта не может из-за отсутсвия хорошего коммуникатора донести до аудитории насколько у них крутой проект.
К примеру, вы слышали что то о проекте Fingarilla?
неа, но вы сейчас начнете проповедь?)
Я у них не работаю 🙂 но действительно считаю проект очень крутым и достойным огласки!
Хм… а євангелістом ж можна бути не тільки в ІТ-компанії.
тепер знаю, свою місію в одній соц. організації.
дякую, цікаво. )
Наталка, вы абсолютно правы. Евангелистом можно быть в и фарм, и в банкининг и в любой другой сфере.
Приятно что моя статья помогла вам понять свою миссию! Удачи вам! 🙂
Настя, Вы — хороший пиарщик. Качественный. Придумать про «евангелистов», чтобы продвинуть компанию, в которой работаете, — это достаточно «внезапно», как принято сейчас говорить. Для владельца бизнеса пытаться «нанимать евангелистов», по моему мнению, как минимум странно. Можно нанимать ботов, которые будут изливать любовь к Вашему продукту в соцсетях. Можно купить проститутку, которая будет тебя типа любить. Но купить любовь («евангелист должен любить то, чем занимается») — невозможно. Потому что она, как известно, не покупается. Поэтому не может быть профессии «евангелист». А во всем остальном — согласна с Вами. Идеально, если человек продвигает то, во что верит
Владельцы бизнеса решили, что Настя донесет идеи лучше ботов и проституток.
Уверен что бизнес ботов и проституток никак не пострадал от этого решения, так что если вам интересны эти ниши можете смело пробовать 🙂
Если пытаться нанимать евангилистов, то без горячей любви к проекту и вообще способности доносить идеи до других людей, такой евангилист будет тем самым ботом, пиарщиком, спамером, но никак не евангилистом. Тут я согласен что профессии «евангелист» быть не может. Тогда бы в университетах появлялись кафедры «Евангилизма», где бы учили, как прийти в компанию и начать ее любить с первого дня работы и при этом с любовью ее пиарить))
буду краток. WHAT THE FUCK WAS THAT?
Рассказ о жизни и работе одной девчоночки 🙂
А че не так, кстати?
Не так то, что она ничего не рассказала 🙂 кроме общих фраз 🙂
И это — настораживает
Алексей, я старалась донести информацию максимально точно и кратко. Сожалею, если вы посчитали ее общей и насторожились.
А чего ты вдруг кипешевал, что твой коммент удалили. Вот же он висит себе тут. Гебня не тронула)
Ну его-то не было) гэбня его вернула!
Sent from my Hitchhiker’s Guide to the Galaxy
Артур, мы же договаривались — только правильные коменты до конца 2012.
Извини:(
Его и в спаме тоже не было. Где он был?:)
Задел 4-й абзац. Хорошие маркетологи и пиарщики должны разбираться в продукте, именно из-за отсутствия хороших специалистов приходится городить огород. Настя, вы именно хороший маркетолог и пиарщик, пусть так будет хотя бы для тех, для кого слово «евангелист» ассоциируется исключительно с религией.
Ирина, я с самого утра ждала в комментариях маркетологов и пиарщиков, честное слово 🙂
Как недавно сказал один мой знакомый, евангелист — это пиарщик + маркетолог + гик. Для тех кто в IT — существенно быть немного гиком, быть помешанным на стартапах, продуктах, инновациях, гаджетах.
А для тех, кого еще пугает слово «евангелист» и была написала эта статья. Для штатов — евангелист уже вполне понятная профессия.
Это не профессия, это кредо человека с определенным психотипом. Иначе это работа для артиста.
так и не увидел ответов на вопросы «Кто. Что. Зачем»
Жаль.
Кто? — Настя и несколько человек из Днепропетровска)
Что? — 4й абзац.
Зачем? — чтобы потребители продукта было готовы продать почку)
Кто — плюс каждый уважающий себя стартап Долины.
ИТ-евангилист почти святой когда говорит, а когда пишет тут и десятой доли нет того заряда «проповоди», который передается в устной форме.
Веталь, это ты просто привык слушать мои «проповеди» по вечерам 🙂
К хорошему привыкают быстро)
Веталь, ты давно- как мужчина- под чарами Настеньки))) А она — очаровашка, не спорю)) Жаль, я и атеистка, и женщина, и скептик )))
«Жаль, я и женщина» ? надоело?? ;)))
Кстати, меня когда-то (много лет назад) звали на вакансию именно с таким названием. В очень IT-компанию. Я подумала, и решила, что искренне ЭТО у меня не выйдет. Как, впрочем, и в любой профессии — нужно быть искренним в своих намерениях и действиях, коммуникациях, — разве не так? 🙂
Да, именно так.
Очень интересно что за компания могла иметь такую вакансию несколько лет назад!
международная 🙂
Наверное с корнями в Долине.
неа 🙂 Не буду томить — это Европа-Азия, не штаты, и очень специфический продукт, это не суть важно
просто я была не уверена в том, что смогу поверить в то, с чем знакома шапочно, еще и полюбить. И счастлива, что осталась в своем фешне ))
Канацкая? 🙂
Настя, я хочу тебя сфотографировать.
Вика, я всегда за!
А я хочу на это посмотреть! 🙂
Я как очень близкий друг Анастасии скажу еще, что Настя евангелист не только в сфере ИТ, но и евангелист здорового образа жизни, евангелист здорового питания, евангелист стремления к развитию, евангелист гармоничных отношений и вообще евангелист яркой жизни).
Евангелизм, это не то чему можно научить, а то что человек сам в себе воспитывает. Владельцам бизнеса нужно нанимать человека ИТ-евангелиста (если есть такая потребность), только если этот человек уже является евангелистом к примеру, своего собственного образа жизни.
P.S. В последнее время мы часто обсуждаем всякие религии, Будду, Кришну, может Анастасия будет евангелистом какой-нибудь новой мировой религии? 😉
Она Фландерс?
Сначала добейся! :)))
Господа, умерьте свой пыл- а то вы еще меня в ку-клукс-клановцы отнесете)) Ок, пусть я граммар-наци! Но я всегда говорю то, что думаю)… Не понятно: что хотел сказать Anton Karpenko???? чего добиться???) сначала? какого?…
Учи олбанский! 🙂
http://lurkmore.to/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0_%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%8F
Да вроде и по-русски могу задвинуть..или здесь срач исключительно «по-олбански» дожен быть. Черт, я умываю руки. Честно, уже жалею.)) Господа, вы отлично друг за друга стоИте))
Евангелист это хорошо, Но есть трабла что бренд/компания начинает с человеком ассоцироватся. А потом человек уходит в другую компанию и усьо…
Кто помнит чего эвангелировал Петя Диденко? А где сейчас работает Пацай и где работал перед этим. И так поголовно…
Ну и тот же Кавасаки, кто его сейчас с Apple или Twitter ассоциирует? Не, чел сам стал брендом.
P.S. Кто-то вообще знает чем 908 конкретно занимается? Ну их проекты, команда, и т.д. Вот и я о том же…
P.P.S. Точно так же никто ничего не знает про достижения KARPOLAN, вообще за журналиста, пиарщика или еще «каку неведому зверюшку» считают 🙂
Если Настя станет « Кавасаки» я буду рад! Не забудь доехать до HF!
А Петя, он один такой, я его люблю 😉
А что дальше? Кем Вы можете стать в будущем? Какие перспективы есть вообще у данной позиции, потому что профессией это сложно назвать. Раз вы так ръяно любите продукты 908, Вы можете развиваться только в рамках этой компании, но я не помню, чтобы хоть один сотрудник 908 получил действительно хорошее профессиональное развитие. И уйти Вы же не можете, потому что это Ваша компания и вы продвигаете только продукты Вашей компании. Нет?
Оснуём (от слово-то какое…от Основать) свое ИТ-университет и будем там учить всяким специальностям…
Оснуём (от слово-то какое…от Основать) свой ИТ-университет и будем там учить всяким специальностям…
У нас нет цели развивать сотрудников, у нас есть цель развивать предпринимательскую экосистему Украины. У половины 908 есть свои проекты. У Украины есть Hackers&Founders.
а я вот не считаю Анастасию профессиональным пиарщиком. Девочка, не
знающая даже правил пунктуации, которая устраивает в инете конкурсы по
фотографированию своих ног. Это очень продвинуло продукты компании? Да,
повеселила хмурых и необщительных айтишников, удивила названием
должости, которую привезли из-за границы владельцы компании. Что ж,
давайте теперь всех SMMщиков евангелистами называть.
Настя, есть вопросы:
1) как оценить работу евангелиста? как понять, что он справляется?
2) надо ли мне уволить маркетолога и пиарщика, или же их надо подчинить евангелисту, если таковой появится в команде? 😉
3) согласны ли вы с тем, что в украинских реалиях евангелистом по сути часто является владелец компании? (60% акций компании наверное мотивируют и обяъывают больше, чем ЗП евангелиста?)
4) должен ли евангелист быть совладельцем компании (следствие вопроса 3), или он будет достаточно хорош за ЗП?
Сереж, выскажу лишь свое мнение, без претензии на то, что оно верное.
1) Оценка работы евангелиста действительно непроста. Мне, особенно после работы PMом, вообще было сложно привыкнуть что нет «планов» и KPI. Я думаю что цифрами никак не померять эту работу. Чтобы понять, справляется ли человек, наверное стоит смотреть на аудиторию, которую он собирает вокруг себя, насколько он в теме рынка, умеет ли он устанавливать профессиональные контакты, да вообще, знают ли его люди. Можешь ли ты отправить его на ивент вместе себя и знать, что он представит компанию так же хорошо как и ты, как фаундер.
2) Зависит от того, чем занимается компания и упомянутые сотрудники. Если у вас большие объемы работы с трафиком для проекта, то я думаю, что это все таки должен быть PPC менеджер. А вообще зависит от того, чем евангелист занимался ДО. Я сейчас выполняю функции аналитика и немного маркетолога в 908, потому что мой бекграунд мне это позволяет. Но у нас нет ни пиарщика, ни маркетолога. Так что смотри на объем работ, на то, что этот человек может выполнить, и уже на основе этого, принимай решение о количестве нужных сотрудников.
3)Да. Согласна.
4) На этот вопрос я думаю лучше сможет ответить Андрей. Вопрос совладения сильно зависит от этапа развития компании. Если это стартап — то да, взять в долю евангелиста просто и правильно. Если компания уже выросла и сформировалась, это сделать гораздо сложнее.
Финансовая мотивация не самая действенная, не думаю что роль человека в компании как то строго связана с формой компенсации. Настя права, на этапе создания IT-компании в партнеры лучше брать людей которые могут непосредственно разрабатывать продукт, программисты например.
С другой стороны ежемесячная ЗП в чистом виде не отражает реальных заслуг (и наоборот) сорудика в продуктовой компании. Однако немногие готовы идти на риск и ставить свой доход в прямую зависимость от успеха разрабатываемого продукта. Стоит помнить что совладелец не только приятное слово но и риски, совладелец это статус с отрицательной ЗП.
Мне приятно что вы знаете о FootStory 😉
Я думаю если собрать владельцев всяких компаний, не только из ИТ, и провести для них диктант по русскому языку, то многие получат двойки. Но это никак не мешает им разрабатывать и продвигать свои продукты. Они развивают те навыки, которые им нужны и которые они хотят развить, а не навык грамматики, чтобы не бесить тех кто знает правила пунктуации)
P.S. У меня в школе по гуманитарным наукам были сплошные двойки и тройки отсутствие знаний где ставить запятую не мешает мне написать это сообщение а вам понять его смысл.
А еще это не мешает двоечнику — Виталику быть владельцем и создателем достаточно крупного и прибыльного сайта игр.
А мне вот нравится Довганя на ютьюбе смотреть. Человек реально попал в струю индустрии успешности и может даже не уступает гаю кавасаки. Ну конечно вначале нада разобраться о чем эта успешность, зачем, какие там методы. оттуда и появляется понятие евангелизма в том виде котором мы его знаем по западным компаниям. В этой статье почему то упор сделан на какието СММ, знание продуктов, маркетинга и прочую мало связанную с евангелизмом муть. Если Настя никогда не слышала про индустрию успеха то ей нада срочно восполнить этот пробел, иначе никакого евангелизма не будет а будет один маркетинг и ПР.
Вслед за появлением евангелистов ждем с нетерпением появления инквизиторов!
А там и до крестовых походов недалеко…