Яйца начали разбиваться об окна магазина Apple перед самым рассветом. Большинство из сотен людей, которые хаотично расположились возле кубического магазина Apple в Пекине, простояли возле него целую январскую холодную ночь. Но это были не фанаты нового iPhone 4s, и не жители города, которые возмущены условиями труда на китайских заводов, которые производят продукцию Apple, а крестьяне, которые получили на руки по $15 для покупки смартфонов iPhone (каждому покупателю можно приобрести только 2 телефона в день) и передачи их спекулянтам. Когда солнце начало медленно подниматься, страсти начали накаляться. Некоторые замерзшие и уставшие люди мечтали о наличных деньгах, чтобы купить себе еще несколько дней пребывания в большом городе или хотя бы горячую булочку на завтрак. Несколько людей подрались с охранниками. Наконец к толпе вышел сотрудник компании Apple и сообщил, что магазин будет закрыт, так как есть опасность насилия. В воздух поднялись сотни человеческих кулаков и куриных яиц. «Я очень зол из-за того, что они отменили продажи», – кричит бритоголовый спекулянт, который слонялся возле магазина Apple на протяжении 24 часов и заплатил нескольким сотням крестьян, чтобы они приобрели для него новые гаджеты. «Каким образом я могу зарабатывать деньги?», – с досадой спрашивает он. Об этом пишет журнал Time.
Может быть, китайский спекулянт остался не с чем, но не компания Apple. Исходя из квартального отчета, который был опубликован в апреле, компания получила $39,2 млрд выручки. Новый рекорд продаж состоялся в основном благодаря пятикратному увеличению продаж iPhone в Китае, Тайване и Гон-Конге. Выручка на рынке, который носит название «Большой Китай», утроилась за тот же период до $7,9 млрд, что составило около 20% глобальных продаж компании, по сравнению с 2% в 2009. Рынок, который еще три года назад был для компании Apple незначительным, вскоре может превысить американский рынок. По оценкам Credit Suisse только Китай может генерировать $30 млрд дохода компании Apple до 2015 года. «Фанаты Apple в Китае относятся к компании практически как к религии», – говорит аналитик компании iResearch Consulting Group Сан Чонгуй и добавляет, что довольно трудно анализировать этот феномен. Действительно, ведь в апреле китайские государственные СМИ опубликовали информацию о том, что китайский тинейджер продал собственную почку за $3,5 тыс для того, чтобы купить iPad и iPhone.
Компания Apple показывает лучшие черты американского большого бизнеса – инновационный посыл, выдержанный стиль и рекламную хватку. Она добилась успеха, потому что сумела выстроить глубокие и сильные отношение в стране, где собраны практически все гаджеты. У компании Apple нет собственных заводов в Китае, однако подписаны договора с китайскими поставщиками, которые производят комплектующие и продукцию для Apple. В последнее время нарушения трудового законодательства со стороны американской компании добавили головного боля ее руководителям.
Но проблемы с производством и сбытом только часть истории Apple. Американская компания процветает в Китае, в то время как другие западные компании проигрывают локальной конкуренции и запретам, установленным органами власти. Продукция Apple сейчас выступают в роли тотемов успеха для среднего класса. «Для компаний, которые понимают Китай, там существуют огромные возможности, и мы делаем все возможное, чтобы понять эту страну», – сказал в апреле генеральный директор Apple Тим Кук. «Для компании это был невероятный квартал. Я удивлен тем, как нам удалось достичь таких хороших показателей», – резюмирует Тим Кук.
Культ Apple распространяется по Китаю. Один из наиболее популярных продуктов Apple iPhone – не просто классный гаджет, а символ успеха. «Apple продает китайцам тщеславие, а не функциональность», – говорит руководитель китайского онлайн-ритейлера LightInTheBox.com Алан Гуо. По его словам, из-за того, что китайцы начали зарабатывать много денег, им нужен простой символ успеха. Количество потенциальных клиентов Apple в Китае увеличивается с каждым днем. «В Китае большое количество людей, которые переходят в статус богатых», – сказал в апреле Тим Кук.
До сих пор успех компании Apple в Китае является примером того, как можно существенно увеличить продажи, сильно не стараясь. У компании Apple в регионе «Большой Китай» открыто только 6 магазинов, 4 из которых являются самыми прибыльными в мире. В то же время серьезная рекламная кампания в Америке не имеет аналога в Китае. Смартфон iPhone был представлен в Китае в 2009 году, два года после выхода на американском рынке. До прошлого года App Store не принимал китайские юани. Кроме того, Apple до сих не подписала контракт с крупнейшим телекоммуникационным оператором в мире China Mobile, который обслуживает 672 млн клиентов.
Другие западные компании пытаются увеличить рыночную долю в Китае за счет удовлетворения потребностей клиентов. К примеру, некоторые компании дополнительно продают кремы для лица для женщин или специально увеличивают расстояние для ног на заднем сидении автомобиля, которым управляет шофер богатого китайца. Но компания Apple продает китайцам уникальный американский продукт. Посыл компании, который советует пользоваться телефоном для загрузки приложения, фотографирования и интеграции гаджета в личную жизнь – работает. «Люди в Китае покупают продукцию Apple, потому что она символизирует индивидуалистический западный образ жизни», – говорит Янг Хи, двадцатидевятилетний житель Пекина, который владеет 2 ноутбуками Apple, 7 iPod, iPhone и iPad.
Тем не менее, Apple начинает признавать силу китайского рынка. Такой же популярный, как Apple, но более дешевый бренд смартфонов Samsung продается лучше в Китае. Местные клоны Apple, которые копируют стиль iPhone, также отхватили часть рынка. Отчасти это просто вопрос цены. В стране, где годовые доходы современного городского китайца составляют менее $3,5 тыс, iPhone представляет собой предмет роскоши, который в Китае стоит больше, чем в США. Чтобы успешно конкурировать, Apple в середине июня наконец-то представила таргетированные функции,с целью привлечь китайских потребителей. Обновленное программное обеспечение позволяет проще использовать такие китайские предложения, как сервис микроблоггинга Weibo, видео сайт Youku, и поисковая система Baidu. (Twitter, YouTube и стандартный поиск Google запрещены в Китае). Apple, также получил одобрение открыть еще два магазина в китайских городах.
Эти магазины Apple, столкнутся с жесткой конкуренцией неавторизированных магазинов, которые очень распространены по всей стране и продают продукцию на 50% дороже официальных цен. В прошлом году власти в одном юго-западном городе Куньмин, закрыли 22 магазина, в которых незаконно использовался логотип Apple; значок настолько распространен в Китае, что размещен на продукции, о которой, американская компания и не подозревает. Подделки iPhone 5 (некоторые продаются как “HiPhone 5”), широко доступны в китайских компьютерных гипермаркетах, даже если iPhone 5 еще не существует. В феврале полиция в центральной части города Ухань изьяла, из соображений безопасности, около 700 газовых плит, на которых таинственным образом стояли логотипы iPhone.
Китай, как бы то ни было, уже не тот Дикий Восток, где иностранные компании могут действовать безнаказанно. Конечно, распространенность коррупции в Китае может затруднить работу американских фирм. Но транснациональные корпорации, чья рабочая сила или экологическое влияние могут быть менее вопиющими, чем у отечественных производителей, могут нарваться на санкции со стороны китайского правительства. В последние месяцы, такая американская компания как Walmart, была обвинена в нарушении стандартов безопасности пищевых продуктов. В марте, когда Тим Кук встретился с премьер-министром Китая Ли Кэцян, генеральный директор Apple был на приеме у главы государства. Кук также прослушал лекцию от китайского лидера о том, как Apple, как и другим международным компаниям, работающим в Китае, необходимо “больше уделять внимания обеспечению рабочих всем необходимым и возможностям сотрудничества с китайской стороной”, сообщает государственное информационное агентство Xinhua. Посыл Китая был ясным: мы готовы выкатить красную ковровую дорожку, если вы будете следить за манерами.
Компания Apple меняется в Китае и это изменение связано с новым руководителем. Тим Кук в прошлом году заменил с Стива Джобса и стал генеральным директором Apple. Под руководством Джобса, компания овладела культурой корпоративной тайны, которая защищала свои технологические инновации. Элемент неожиданности обеспечил рост акций с каждым запуском нового продукта. Однако одержимость конфиденциальностью привела к тому, что операции на рынке Китая стали слишком непрозрачными. На протяжении многих лет, Apple отказался сделать сеть своих поставщиков публичной, этот «недостаток» предоставил компании удобный способ откреститься от нарушений, совершенных партнерами в Китае. Джобс никогда не посещал Китай с официальными бизнес визитами.
Не все так чисто. Каталог поставщиков компании Apple не включают в себя все компании, которые производят компоненты для основных поставщиков. И хотя Apple, признал в своем ежегодном докладе, что нарушения имели место в своей цепочке поставок, компания не уточнила, какой именно производитель был виновен в этих преступлениях. В мае Scholars Against Corporate Misbehavior (SACOM) опубликовала доклад, утверждающий, что такие нарушения, как переработка и принудительные стажировки, до сих пор происходят на заводах Foxconn производящих продукцию Apple. (В ежемесячных обновлениях говорится что выработка увеличилась примерно до 90%.) «Люди, которым нравится продукция Apple, как правило, считают себя социально ответственными», говорит Дебби Чан, сотрудник проекта НКК, но их любимая компания не соответствует этому».
На тайванскую компанию Foxconn в Китае работает 1 млн человек. В 2010 году она переоборудовала комплекс с пустыми цехами Чэнду в крупный центр по производству iPad. Некоторые части этого комплекса стоимостью 2 млрд, были построены за несколько месяцев. В мае 2011 года 4 сотрудника погибли из-за выброса алюминиевой пыли в плохо проветриваемой комнате. Независимый аудит компании Apple обнаружил, что около 54% из 16,6 тыс сотрудников были свидетелями или были вовлечены в инциденты, которые могли отразиться на их здоровье. В Foxconn говорят, что критика не является справедливым. «Поскольку мы являемся крупнейшим производителем электроники в мире, и, пожалуй, крупнейшим частным работодателем в Китае, мы несем определенную социальную ответственность. Foxconn не является совершенным и не существует идеального завода, но мы стремимся каждый день становиться лучше».
Горькая правда состоит в том, что заводы Foxconn – лучшее место для работы среди многих китайских заводов. Некоторые рабочие говорят, что устроились на работу в комплекс Чэнду потому что больше работы нет. Тем не менее, Foxconn продолжает набирать сотрудников, хотя многие другие компании жалуются на нехватку рабочей силы, так как китайская молодежь все больше и больше избегает работы на фабриках. В начале этого года, компания Foxconn заявила, что 100 тыс сотрудников будут наняты на фабрики в Чжэнчжоу, который в марте посетил Кук. При этом, была объявлена начальная зарплата в $260,а толпа желающих устроится на работу достигла полмили.
Поздно вечером Лян Ли закончила свою смену на производственной линии Foxconn в Чэнду. Двадцатитрехлетняя сотрудница Foxconn взяла за руку своего парня, который также является сотрудником этой компании. Пара проходит ряд ресторанов, которые кишат сотрудниками Foxconn и заходят в магазин, залитый флурисцентным цветом. Лян рада. Она планирует потратить $430 на то, что копила несколько месяцев: iPod Touch со специальным адаптером, который позволяет пользоваться им как телефоном. Новый iPod Touch не напоминает Лян о длинных часах работы на заводе, а говорит, что гаджет был разработан в Америке, создан в Америке, а произведен в Китае. Это отражает только одно: любой человек, проживающий в этих странах, мечтает о лучшей жизни.