На концерте в Киеве Мадонна исполнила
свои лучшие хиты: Like a virgin, Like a prayer,
Girl Gone Wild… Но в каждом ролике новостей
показали только то, как она со цены кричала: «Ohuenna mother fucker».

Почему родилась эта статья? Потому что только за последнюю неделю к нам обратилось 10 нерешительных клиентов. Они хотели заказать «убойные продающие тексты», но выходить за рамки «Мы – команда профессионалов» наотрез отказались. Директор рекламного агентства кричал по скайпу «Мы работаем с серьёзным бизнесом, здесь шуток быть не может!» Руководитель агентства недвижимости никак не поддавался уговорам оживить рекламу юмором. Представитель компании по строительству элитной загородной недвижимости так и сказал «Мы делаем то же, что и остальные. По таким же ценам. Такого же качества. Надо бы как-то выделиться, но тексты должны быть «строгими», «деловыми»… Мы специально собрали примеры матерной рекламы для тех, кто всё ещё уверен, что продающий текст обязан быть скучным.

О явлении

На постсоветском пространстве в этом смысле дела обстоят весьма бодро. Регулярно всплывают ролики с нецензурщиной или горяченьким видеорядом в Беларуси. Поблескивают креативом эстонцы с рекламой томатного сока, предлагают насосать насосы на дачу украинцы, вставляют с гарантией россияне.

         

На Западе осторожничают: цензура зла, конкуренты не дремлют, судебные иски обходятся дорого.

О вариантах на тему

Смелее берут не словом, а телом. Как, к примеру, при проведении промо-акции в берлинском магазине косметики LUSH  или во время раскрутки шампанского Mondoro Asti: голый парень прикрывал бутылкой причинное место и предлагал «Попробовать мой Мондоро».

Кстати о теле: та же Мадонна, помнится, выходила ловить такси в чем мама родила. Таксисты не вдохновились, зато папарацци были счастливы. А что потом? Тридцатикратный (!) рост продаж дисков после появления фото в таблоидах.

А вот тема контрацепции просто напрашивается быть смелее! Энергично собирает награды рекламный ролик безопасного секса от aides.org, отправляются по назначению презервативы Sico.

О восприятии

Конечно, все мы люди приличные и воспитанием обремененные. Разумеется, мы против всякой пошлости в принципе. И матом не разговариваем. И даже не ругаемся.

Но! В какой банк мы скорее зарулим за кредитом: в тот, который подумает и даст или в тот, что с бубнежом про «десять лет на рынке потребительского кредитования»?

Что для нас выглядит убедительней: студия Лебедева с бодрым «Долго. Дорого. Ох*енно» или среднестатистическая дизайн-студия с монотонным «специалисты рекомендуют доверить разработку фирменного стиля опытным профессионалам»?

В первых вариантах есть эмоция, и она находит отклик. В противовес – стандартные фразы. Такие же пустые по сути, как и наши глаза, когда мы смотрим на очередную рекламу от очередных «опытных и профессиональных». Их просто слишком много.

Об аудитории

«Ни х*я себе, все – людям!» от Евросети помнят спустя восемь лет. Не так давно поматерились в эфире «Эльдорадо» и «Лайф».



Возможно, вы скажете, что видели эту рекламу, и она не вызвала у вас улыбки или приступа неудержимой лояльности? А даже наоборот, лишь возмущение и стремление утопить авторов в выгребной яме? Тогда встречный вопрос: кто сказал, что реклама была нацелена именно на вас и вашу лояльность? Во-первых, всегда есть аудитория, более терпимая к чему бы то ни было. Во-вторых, ваше «фе» очень даже может быть на руку компании. Если вы будете его во всеуслышание выражать!

Так, например, полвека назад сделал себе имя английский эротический журнал. Его пилотный номер разослали священникам – просто гениальный ход! Священники тут же кинулись плеваться и чернить издание в своих проповедях –  так о журнале узнали абсолютно все!

Конечно же, эта дорожка весьма скользкая: производителю необходимо быть совершенно уверенным, что он не оскорбил своих потенциальных покупателей и не пал в глазах целевой аудитории слишком низко.

О росте ног

По сути, убиенными оказываются сразу два зайца. Во-первых, это возможность выделиться.

Выделиться любой ценой! Привлечь внимание потребителя, который привычно скользит взглядом по билбордам, ни на одном из них не останавливаясь. Который чихать хотел на голодных боссов компании и ничем не выделяет ее среди конкурентов.

Во-вторых, как выразился представитель той же «Евросети», это разговор с потребителем на его языке. С тем самым потребителем, который живет на среднюю зарплату, ездит на работу в автобусе, встречается с друзьями по выходным и ругается матом, когда душа просит.

Да, ещё пара слов для тех, кто считает, что эпатажная реклама чаще всего используется для раскрутки товаров невысокой ценовой категории. Но знаменитому постеру от «Бентли», положившему конец рекламной войне между БМВ и «Ауди», это не помешало стать шедевром. Когда будете выдавать следующее задание, пожалуйста, не пишите нам, что Ваш продукт слишком статусный, слишком серьёзный и слишком деловой!  🙂

И, тем не менее, это реклама, которая вызывает чувства. Чуточку сомнений. Я, правда, вижу именно это? Кусочек возмущения. O tempora! O mores!Самую малость восхищения. Вот же, черти!

Это «цепляет». Дергает инстинкты и рефлексы. Заставляет эмоционировать. Поэтому работает.

P.S. И «контрольный выстрел» для тех, кто сегодня не завтракал, а на обед выберется не скоро: