Национальный украинский домен .UA растет черепашьими темпами, считают регистраторы. Сейчас в нем около 650 тыс. доменов, а гипотетически могло бы быть до 2 млн. В нем до сих пор нет открытой регистрации, а в региональных доменах администраторы устанавливают правила как хотят. Кроме того, в Украине до сих пор существует регистрация доменов .UA только для владельцев торговых марок. Тем не менее, находятся предприниматели, готовые вкладывать в украинские домены десятки и даже сотни тысяч долларов.
Директор компании Imena.UA Павел Блоцкий в интервью AIN.UA рассказал о том, с чего начинался доменный рынок Украины, почему регистраторы не могут ужиться с “Хостмастером”, почему не растет .UA и во сколько обходятся самые дорогие украинские домены.
Расскажите, как Вы пришли в доменный и хостинговый бизнес, познакомились с Александром Ольшанским?
В “Интернет Инвест” я официально работаю с весны 2005 года, сам холдинг был сформирован к этому времени из компаний, которые одними из первых начали предлагать на этом рынке услуги по регистрации доменных имен и хостингу еще в 2000-2001 годах.
Электроникой и вычислительной техникой интересовался с детства, и по этому пути шел в увлечениях и в образовании. Мой первый трудовой опыт был связан с компьютерами. Но постепенно интерес смещался в сетевую сторону, я практически наблюдал, как в с начала 90-х у нас развивается сеть. В 90-х работал в издательском бизнесе, там многие процессы были компьютеризованы уже на тот момент. После этого – участвовал в одном из первых контент-проектов Украины – “Украина Онлайн” (проект Global Ukraine и тогда еще “Квазар Микро”).
Где-то в тот момент мы пересеклись с Сашей Ольшанским, тогда он как раз разрабатывал стратегию создания большого провайдерского холдинга, который бы предоставлял все провайдерские услуги, от оптовой подачи каналов до услуг конечным пользователям, в виде отдельных компаний. В итоге ему удалось этот холдинг собрать, среди компаний были Digital Generation, IP Telecom, какое то время Relcom. Холдинг был позднее успешно продан группе “Оптима Телеком” (теперь входит в состав Vega – ред.). Я руководил компанией Digital Generation, которая предоставляла интернет-каналы для провайдеров и корпоративных клиентов. На базе Digital Generation была создана одна из самых мощных на то время colocation-площадок с крупным узлом межпровайдерских соединений. В это же время зарождалась и украинская сеть обмена трафиком (UA-IX).
Как из провайдерского бизнеса получилось понемногу перейти в доменные имена, в хостинг?
С доменным бизнесом мы познакомились уже в Digital Generation, поскольку все провайдеры так или иначе предоставляли услуги по регистрации доменных имен, по хостингу. Спрос на такие услуги был уже тогда. В это же время осваивали услуги хостинга и аренды серверов.
Когда в украинском интернете возник ощутимый спрос на регистрацию?
Где-то с начала 2000-х. Хотя на тот момент регистрация доменов и хостинг в структуре большого провайдера были «не видны», оборот в этом сегменте был относительно небольшой. В конце 90-х коммерческого интереса к созданию сайтов еще не было, но в 2000-2001 уже появлялись люди с видением, которые понимали, что домен – одна из ключевых вещей для интернета, по факту — единственная собственность, которой можно владеть онлайн. Были люди, которые занимались своим контентом и видели в этом будущее, например, Александр Брамс, который создал AIN и стал одним из первых интернет-журналистов. Какое-то время в Usenet-конференциях над ним потешались технари – админы, директоры провайдеров. И посмотрите, насколько сейчас все по-другому, когда каждая компания хочет засветиться в онлайн-издании.
Тогда домены можно было получить фактически бесплатно…
В то же время создавался “Хостмастер” как администратор публичных доменов?
“Хостмастера” тогда еще не было, тогда были технические специалисты, как правило, системные администраторы, среди которых были распределены функции администрирования доменов второго уровня. Большинство этих специалистов работали на должностях системных администраторов в компаниях-провайдерах. Администрирование публичных доменов для них было чем-то вроде хобби или общественно-полезной волонтерской деятельности.
Эти администраторы к доменной системе и к интернету относились как к некоммерческому явлению, как к чему-то всеобщему и бесплатному, хотя при этом сами домены поддерживались техническими ресурсами провайдеров. Любой мог обратиться за доменом, но правда, существовал вокруг этих специалистов некий ореол “гуру”. Я воочию наблюдал, как к некоторым ездили с других концов Украины, как ходоки к Ленину:). Коммерческий интерес к доменам со стороны представителей бизнеса в то время вызывал у многих администраторов резкое неприятие.
И все же, когда произошел перелом от одиночек к массовому доменному рынку в Украине?
Это все пришло с Запада, из России, ведь за рубежом коммерческую ценность доменов увидели еще в середине 90-х. Украинские пользователи интернета тогда ходили в основном на зарубежные и российские сайты. В России, кстати, шел тот же процесс что и на Западе, но с отставанием. Где-то в середине 90-х началась централизованная регистрация частных доменных имен в домене .RU, это был большой скачок в развитии российского интернета. Именно тогда такие известные интернетчики как Артемий Лебедев, Антон Носик и другие открыли в этой зоне большое количество ярких проектов. Из Украины интернетчики за этим наблюдали, и конечно, хотели такого же роста украинского сегмента сети. Однако, в отличие от других стран, где национальные домены были переданы в ведение научных, государственных или некоммерческих организаций, домен .UA оставался в частных руках и вопрос об открытии регистраций в нем долго не решался.
В результате, когда .UA стал коммерческим?
В 1998 году под давлением представителей растущего рынка регистраций доменов Министерство торговли США инициировало замену системы, в которой оператор реестра объединял в себе функции единственного регистратора на систему общего доступа к реестру с множеством конкурирующих регистраторов. Так, на заре 2000-х возник институт регистраторов и рынок регистраций. Регистраторы в свою очередь начали предоставлять не только услуги розничным клиентам, но и создали систему реселлинга. Ряд украинских предпринимателей, ориентируясь на спрос и возможности реселлинга зарубежных доменов, начали предоставлять здесь услуги регистрации и хостинга.
К этому моменту всем было очевидно, что назрела необходимость реформирования домена .UA в соответствии с мировыми тенденция и запросами рынка. В течение 1999-2000 годов группы ведущих украинских интернет-провайдеров и операторов связи через профильные ассоциации совместно с представителями государственных органов разработали и согласовали общую концепцию реорганизации национального домена. Однако, этому плану не было суждено сбыться. Весной 2001 года ООО «Хостмастер» в составе администраторов украинских публичных доменов объявил себя администратором домена .UA, ввел правила домена .UA, и уже осенью начал процесс коммерческой эксплуатации доменной системы по договорам с регистраторами. Все это произошлов вопреки попыткам привлечь «Хостмастер» к совместному согласованному плану действий и протестам со стороны провайдерских ассоциаций и государства.
Таким образом учредители ООО «Хостмастер» захватили монополию на управление пространством национального домена, что привело к многочисленным конфликтам и дальнейшему многолетнему ступору в развитии национального домена. Тем не менее, на тот момент шаг «Хостмастера» вызвал одобрение со стороны предпринимателей, которые к тому времени уже успели развернуть регистраторский бизнес или планировали его начать.
Ограничение для регистрации в .UA по торговой марке было введено тогда и существует и до сих пор, почему его не отменят?
Дело в том, что у специалистов, которые организовали «Хостмастер» не было управленческого опыта. Документы и процедуры, которые они на скорую руку создали, были плохо продуманы с юридической точки зрения и учета дальнейших перспектив развития. Они заложили это ограничение в правила, не посмотрев, как это реализовано в других странах. За рубежом часто используется так называемый sunrise-период, когда защита для владельцев ТМ действует ограниченное время (до года) – это обеспечивает соблюдение интересов как бизнеса так и рядовых потребителей. В Украине такую практику внедрить или побоялись или просто не подумали наперед. И сейчас это условие просто так отменить нельзя.
Почему?
Потому что в правила домена .UA не были заложены ни сроки, ни основания, ни порядок снятия этого ограничения. А это значит, что всегда найдется такая точка зрения, с которой такое действие будет юридически спорным и всегда найдется достаточное число представителей рынка, которые могут пытаться доказать в суде или АМКУ, что отмена ограничения (или процедура ее проведения) нанесла им ущерб. “Хостмастер” очень уязвим в этой ситуации, ведь они – обычное юридическое лицо, коммерческая компания и монополист на рынке, к которому могут быть выставлены серьезные иски.
Кроме того, у “Хостмастера” нет ни смелости, ни политической воли это сделать. Технически просто взять и отменить это условие, но на практике должна быть проделана очень большая работа. Сам процесс отмены – сложный, его нужно провести так, чтобы не возбудить скандала. Сначала нужно разрешить регистрировать по приоритетным справкам для тех, кто уже подал на регистрацию, но еще не получил свидетельство. Если они, грубо говоря, снимут это ограничение за один день, тут же получат уголовную статью о мошенничестве, потому что до этого многие клиенты вынуждены были потратиться на на регистрацию ТМ.
Регистраторы заинтересованы в постепенной, продуманной и согласованной с ними отмене этого правила. Но не заинтересованы в решении, которое повлечет за собой взрыв.
Какие игроки на доменном рынке возникли первыми?
Сначала были мелкие предприниматели, о которых я говорил, те из них, кто решил вложиться в домены серьезнее, создали компании. Возникли первые компании, такие как Imena.UA, iName, DNS.com.ua, DMedia…
Где-то в 2003-2004, в то время, когда Саша готовил к продаже бизнес Digital Generation и IP Telecom, он начал интересоваться рынком таких «виртуальных услуг» как регистрация доменов и хостинг, присматриваться лидерам этого рынка – Imena.ua и Mirohost. Уже тогда Imena были на первом месте благодаря Денису Олейникову, очень яркому предпринимателю, умеющему создавать сервис, которого ни у кого больше нет.
До определенного момента компания росла очень быстро, после 2004 года рост был примерно похож на рост рынка, с некоторым опережением. Если посмотреть относительный прирост по годам: в 2008 году это было +60% по количеству регистраций. Тогда экономика сильно нагрелась перед кризисом. После 2008 года был провал, в среднем рынок вырос на 52% в зоне COM.UA. Сама .UA растет черепашьими темпами, показатели COM.UA – единственные, на которые можно ориентироваться.
Ранее вы говорили, что по регистрациям на июль рынок вырос на 5-6%… Почему рост так замедлился?
Это данные первого полугодия, на конец года, думаю, по регистрациям com.ua вырастет максимум на 20%. В прошлом году эта зона выросла на 19%, в 2010 – на 24% . Самый большой провал был в 2009 году, во-первых, многие бросали свои домены, зарегистрированные в расчете на запуск новых проектов, в том числе многие проекты закрылись из-за кризиса. Во-вторых, снизился объем регистрации новых доменов, опять же, в связи с сокращением инвестирования в новые онлайн-проекты.
Сейчас картина другая – регистрируют много, но одновременно очень много доменов не продлевают. Отчасти это связано со сложными условиями ведения бизнеса и общей послекризисной инерцией. Но также, я думаю и в связи с непониманием многих владельцев доменов, что домен сам по себе – это ключевой актив, при этом не требующий больших расходов на владение им.
Можете назвать процент непродленных доменов для рынка?
Не могу назвать точно, но по очень приблизительным прикидкам, этот показатель может доходить до 20% в год от общего числа доменов. До кризиса 2008 года это число было ниже 15%, сразу после кризиса доходило до 25%. Но вообще точная статистика не доступна. Кстати, это одна из “загадок” “Хостмастера”: почему они не открывают эти данные?
С “Хостмастером” у регистраторов постоянно возникают конфликты. В чем здесь причина?
На украинском рынке сейчас творится полный “безлад”. К примеру, сейчас мы имеем дело с 20-тью с чем-то администраторами, каждый из которых гнет свою политику, устанавливает свои правила и их же нарушает. Есть администраторы, у которых даже сайта нет или нет полноценного whois-сервиса, так что невозможно сказать на кого делегирован домен. В некоторых случаях с администратором домена невозможно связаться.
Региональные администраторы устанавливают правила, как хотят, например, могут поставить ограничение “только для жителей нашего города”, что уже нарушает конституционные права остальных пользователей. Автоматизация сервиса в разных зонах разная, в некоторых такое впечатление, что ее нет вообще.
Конфликты с «Хостмастером» в большей степени связаны его с односторонними решениями вплоть до полного волюнтаризма, игнорированием мнений и рекомендаций участников рынка. Несмотря на то, что в последний году установилась традиция проводить консультации с регистраторами на встречах рабочей группы, часто бывает так, что после длительных обсуждений и согласований, «Хосмастер» берет и делает все по-своему, даже то, о чем договорились, реализует не в том виде, как было решено совместными усилиями.
В истории со скидками в KIEV.UA доходило до угроз судебного разбирательства. Раньше было что-то подобное?
Почему же… В 2004 году была довольно тяжелая ситуация, когда «Хостмастер» просто поднял цены и поменял условия договора на COM.UA, причем это все было сделано в ультимативной форме. Мелкие регистраторы переподписали договоры, им в принципе все равно, а крупные попытались этот процесс остановить. Закончилось тем что на 2 недели были заморожены операции по регистрации доменов. По факту, тогда регистраторам пришлось сдаться, хотя на “Хостмастер” подавали в АМКУ, комитет признал злоупотребление и выписал штраф. Вообще все они – и “Хостмастер”, и отдельные администраторы – когда делают что-то необдуманное, балансируют на грани антимонопольных исков. Например, Хветкевич подавал жалобу в АМКУ на администратора DP.UA.
В случае с KIEV.UA нам кажется, что это был не злонамеренный, а необдуманный шаг. Плохо было то, что они не захотели услышать наших возражений по этому поводу. И решение об акции было принято вне рабочих групп.
А не было более глобальных попыток решить конфликты с “Хостмастером”?
Такие попытки были неоднократно. Проблема в том, что в понимании проблем рынка между регистраторами и «Хостмастером» – пропасть. Потому что «Хостмастер» никогда не испытывал конкуренции, никогда не занимался инвестированием, не испытывал тех трудностей, которые постоянно испытывают регистраторы, он как монополист слишком абстрагирован от реалий массового рынка. То есть, часто все сводится к проблеме «сытый голодного не понимает».
Но иногда кажется, что «Хостмастер» не понимает даже и своих собственных бизнес-интересов. Другая проблема – отсутствие доверия к регистраторам. Многие наши предложения раньше игнорировались или отклонялись лишь потому, что в «Хостмастере» считали, что у крупных регистраторов якобы есть какие-то коварные планы. Так, например, мы предлагали реализовать проект EPP для всех украинских доменов силами наших разработчиков безвозмездно еще в 2007 году. Наша выгода была лишь в том, что переход на EPP снижает издержки для регистраторов. Это предложение не было принято, на мой взгляд, именно из-за недоверия…
Вы упоминали, что домен .UA развивается не так активно как мог бы. Что мешает его развитию?
Во всех украинских доменах сейчас зарегистрировано 650 тыс. частных доменов. Это очень мало. Национальный домен не растет по ряду причин: из-за отсутствия открытой регистрации в .UA, из-за «зоопарка» правил и процедур в разных украинских доменах, из-за низкого уровня автоматизации регистрационной системы. Еще один немаловажный фактор – отсутствие со стороны «Хостамастера» действий, направленных на популяризацию украинских доменов. Нужны специальные мероприятия, нужны яркие акции, нужен охват учебных заведений, бизнес-форумов, необходимо освещение жизни национального домена в масс-медиа, в том числе на телевидении. Без этого украинский национальный домен будет чахнуть.
Если предположить, что этих проблем бы не было, какого объема мог бы достичь .UA?
Сложно сказать, часть этой проблемы – в закрытом домене .UA. Гипотетически это было бы 1,5-2 млн (с уже существующими доменами). Одна из проблем с открытием .UA в том, что накоплено какое-то количество доменов COM.UA, люди вкладывались в их раскрутку. Представьте, что будет, если откроют .UA и эти домены попытаются перехватить сквоттеры.
Насколько массовое для Украины явление домейнинга, киберсквоттинга?
Пока довольно распространена проблема киберсквоттинга (захвата доменов, совпадающих из торговыми марками, брэндами, названиями фирм, именами известных людей и т.д.). Этим занимаются как «профессионалы», набившие руку в этом деле, так и совершенно неопытные люди, стремящиеся таким образом сыграть в очередную «лотерею». Ну и ограничения в домене .UA породили некоторое количество «элитных» киберсквоттеров, которые захватывают домены через регистрацию соответствующих ТМ, часто орудуя совместно с недобросовестными патентными поверенными. И если в случае с доменами третьего уровня вопрос достаточно понятно решается в суде или путем выкупа домена за относительно небольшие деньги, в случае с доменами .UA все очень сложно и дорого. Самый известный пример – google.ua.
Вторичный рынок доменов у нас не будет развиваться?
Вторичный рынок развивается, когда количество регистраций на рынке исчисляется миллионами, а когда доменов 650 тыс., из которых большинство доменных зон никакой коммерческой ценности не представляют… Фактически, коммерчески интересны доменные зоны, в которых около 250 тыс. доменов – COM.UA плюс еще 15 тыс. в .UA.
Сделки на этом рынке существуют, есть свой уровень цен, но это все в основном мелкая кулуарная возня. Из-за того, что открытый доменный рынок отсутствует, часто случаются неадекватные ценовые предложения, когда владелец заламывает дикую цену, исходя из каких-то буйных фантазий о ценах или невероятной жадности. Но бывают и покупатели, которые не понимают реальной ценности такого домена, платят сумаcшедшие деньги, за которые можно было бы раскрутить и не такой яркий домен.
Можете привести несколько примеров цен украинских доменов, с которыми сталкивались?
Из последних примеров: домен euro2012.com.ua, за который его владелец несколько лет назад хотел около $30 тыс. Его так никто и не купил, и как только Евро закончилось, владелец его сбросил.
Я видел людей, которые за домен в com.ua заплатили около $10 тыс., хотя он того не стоил. Знаю владельца небольшого, но яркого портфолио доменов, который достаточно дорого купил домен втрого уровня с ТМ, и на вопрос о продаже выставляет цену не меньше, чем 200 тыс. евро. С его точки зрения, он сделал долгосрочное вложение в домен, который в будущем будет стоить именно столько, а потому нет смысла его продавать сейчас дешевле.
Мы много говорили о текущем состоянии рынка, а в ближайшее время что-то может серьезно поменяться в доменах?
С Нового года произойдет радикальное переформатирование доменного пространства, запустятся сотни если не тысячи новых gTLD. Если оставить в стороне домены верхнего уровня, которые будут регистрировать для себя крупные транснациональные корпорации, появится достаточно много разных красивых доменов с публичной регистрацией, которые будут конкурировать как друг с другом, так и начнут теснить старые устоявшиеся домены верхнего уровня. Думаю, это давление ощутить на себе и домен .UA.
Какие могут запуститься у нас?
Сложно говорить, у нас же не так много мегакомпаний и мегабрендов. Теоретически, могут возникнуть домены сообществ, по аналогии с каталонским .CAT. Возможно, какие-то наши олигархи захотят «поиграть» с доменами, но я бы не сказал, что их вообще интересует эта тематика.