Я вышел из машины и двинулся в сторону парковки штаб-квартиры Google в Маунтин Вью. Не зная куда идти, я пошел вслед за человеком, гулявшим вдоль улицы, который нес очень примечательный рюкзак. За его спиной торчала гигантская камера. Подпрыгивая над головой, она захватывала все, впитывая океан информации. Эта пара первых впечатлений напомнила мне, насколько расширился и амбициозно вырос Google.
С первых дней существования, Google смотрел дальше своих маштабов, вдохновляясь новыми возможностями бизнеса. Команда, отвечающая за M&A, установила новые рекорды в 2010 и 2011 годах, когда было приобретено огромное количество компаний. Только в прошлом году Google купил 25 компаний. Если посчитать компании, приобретенные ради патентов и интеллектуальной собственности, то получится 79. При взгляде на конкурентов Google, становится ясно, насколько удивительны эти цифры. Facebook купили всего 10 компаний в 2011 году, Apple, Amazon и Microsoft, только по 3 компании.
В 2012 году количество новых сделок существенно уменьшилось. На сегодняшний момент Google провел 11 сделок M&A, среди которых фигурирует последняя покупка фоторедактора Snapseed. Но одна из сделок, а именно покупка компании Motorola Mobility за $12 млрд, стала самой дорогой за всю историю компании как в денежном эквиваленте, так и по количеству новых сотрудников. Также это приобретение лежит далеко за пределами зоны комфорта сферы программного обеспечения.
По сравнению с другими технологическими компаниями, приобретения Google выглядит весьма успешно. Компании Doubleclick и AdSense, приобретенные Google, являются основными драйверами дохода компании. Сервис YouTube – доминирует в сегменте онлайн-видео. Операционная система Android движется плечо к плечу компании Apple. При этом топовые продукты Google Maps, Docs и Analytics также играют не последнюю роль.
Пожалуй, самый поразительный факт о компании Google состоит в том, что основатели практически половины приобретенных стартапов, остались в поисковом гиганте. В тоже время в Кремниевой Долине нормальной ситуацией является тот факт, когда создатели приобретенных стартапов работают в компании до тех пор, пока их опционы не увеличатся в цене, а потом покидают компанию.
Что, если у вас в запасе все мировые данные?
Первым человеком, с которым я познакомился, был Брайан МакКлендон, вице-президент по разработкам, ответственный за Google Maps, Earth и Streetview. Еще в 2004 году МакКлендон был одним из основателей копании Keyhole , производящей 3D карты. «Мы продемонстрировали продукт Ларри и Сергею, и они сделали нам предложение на следующий день. Это было до IPO Google, и компания еще не делилась подробностями с миром о том, как она планирует зарабатывать. Мы очень нервничали, потому что думали, что цена завышена, и сделка может не состояться», – вспоминает МакКлендон.
В конечном счете, далеко не деньги убедили МакКлендона и его команду присоединится к Google. «Мы не были уверены в цене и финансовых возможностях. Причина, по которой мы присоединились к Google, крылась в информации и масштабе».
Еще в самом начале своей истории, Google получил ценный урок. Это был не просто перечень интересных данных в сети. Это были журналы подробно демонстрирующие, как люди ищут информацию, и это было главным. Миллионы людей набирающие миллиарды слов в строке поиска Google и обеспечивающие механизм Google Translate, сервис, который быстро опередил своих конкурентов.
«Первые уроки, которые мы получили в освоении пользовательских данных, сыграли огромную роль в нашем успехе», – говорит МакКлендон. Google стал платформой для всей информации в мире. «Мы много мечтали о том, чем может стать Keyhole. Больше всего нам хотелось запустить сервис, который стал бы мощным инструментом для ученых, изучающих Amazon или эвакуацию работников, но вначале мы не могли поверить, что это возможно», – резюмирует МакКлендон.
Сегодня в Google Maps добавляется больше, чем было во всей системе в 2006 году, в основном это происходит за счет пользователей. Компания Google может стать лакмусовой бумажкой информации. Что произойдет, если вы владеете всеми данными в мире? Что произойдет, если вы можете запустить процессор мощностью 100 тыс Гц в комбинации с географическими данными. Смогли бы мы понять что-то фундаментальное о человечестве? Ответ-да.
МакКлендон указывает, что с такими проектами, как Google Docs, поисковый гигант стал одним из первых, способным приобретать компании, которые сейчас работают на облачных технологиях. «Инфраструктура здесь идеально подходит для молодых веб-компаний, которые выросли до масштабов «облака», – говорит топ-менеджер.
Визуализация роста компании Google
С 2001 года и по сей день, Google приобрел и интегрировал более 110 компаний. Когда ее основатель Ларри Пейдж занял пост генерального директора в апреле 2011 года, он упразднил несколько небольших инициатив и переориентировал работу компании на 7 основных подразделений.
Продолжайте движение
Когда Кейтлин, моя сопровождающая из отдела коммуникаций, провела меня по кампусу, я увидел сотрудников, катающихся на ярких велосипедах. В очереди в столовую, я слышал разговоры различных групп людей, говорящих на немецком и китайском. Потом прошли два сотрудника, которые общались на хинди, в то врем как другой дремал на диване. Компания Google выросла из PhD-проекта Стэнфордского университета, поэтому в штаб-квартире компании в Маунтин-Вью ты чувствуешь себя как в международном университете, а не в большой корпорации.
Как и деканы гуманитарных университетов, основатели Google, хотят, чтобы их инженеры занимались любыми проектами, которые их интересуют. В первые дни, сотрудники могут перемещать свои столы, куда им вздумается, даже если это означает, что новый генеральный директор Эрик Шмидт получит неожиданного коллегу. Они также могут ломать стены, в буквальном смысле этого слова. Это дает им лучшее представление о том, что происходит в других подразделениях компании. Этот вид свободы играет большую роль в сохранении талантов в Google, даже если приобретение компании не работает так, как предполагалось.
Также, как сотрудники Google могут двигать свои столы, в компании сохраняется культура мобильности . «Есть много ротационных программ, где менеджеры перемещаются по различным проектам. Даже руководство имеет различные функциональные роли», говорит один из сотрудников Сомеш Даш. «Так как Google был запущен во времена Web 1.0, у компании нет звездной болезни». В Microsoft, к примеру, каждое подразделение было вынуждено сортировать сотрудников на хороших, средних и плохих.
Илья Григорик пришел в Google, как технический директор и соучредитель PostRank и так же в качестве социального аналитика в июне 2011 года. Он обнаружил, что командная работа над теми же проблемами в Google была уже давно определена. «Люди здесь настолько привыкли к перемещению по различным позициям, что не видят ничего предосудительного в том, чтобы пробовать свои силы в большом количестве проектов», – поясняет он. «Многие компании рассматривают постоянное прыгание с места на место, как негативную практику, но здесь это поощряется, до тех пор, пока вы не найдете свое призвание», – говорит эксперт.
Вы можете рассматривать подход Google к интеграции стартапов как о философии, которая находится вне собственной инфраструктуры технологий. Когда компания только намеревалась построить свой первый центр обработки данных, руководство понимало, что не было потребности покупать разработки HP, Cisco, и других компаний. Вместо того чтобы платить премию за снижение процента ошибок своих серверов с 10% до 4%, Google приняли ошибки как особенность системы, и построил работу вокруг них. В результате появилось новое поколение центров обработки данных, которое превзошло конкурентов.
Никто не идеален
Конечно, основатели таких компаний как YouTube, Invite Media, и Admeld были уволены после того, как Google приобрел эти компании. В тоже время за счет приобретения новых компаний Google удалось нанять Эвана Уильямса и Биза Стоуна, которые, впрочем, покинули компанию и основали вместе Twitter. Среди этого успеха, есть и некоторые вопиющие провалы. Стартап Dodgeball, предшественник Foursquare, была приобретен Google в 2005 году. Однако уже в 2007 году основатели компании Деннис Кроули и Алекс Райнерт разорвали отношения с Google, так как им не хватало ресурсов и интеграции для того чтобы вырастить собственный продукт.
“Они упустили свою возможность, потому что оказались далеко от материнской компании”, говорит Брайан МакКлендон. «Им нужно было работать рядом с командой, которая занимается разработкой геолокационных сервисов, но они были в Нью-Йорке. Компания была очень маленькая и не получила необходимой поддержки. Работать с компаниями, разбросанными по всей стране, нелегко», – подытоживает топ-менеджер.
Также казалось, что компания Google отстает от стремительного развития социальных сетей. Такие продукты как Wave и Buzz были довольно резко восприняты прессой и не нашли отклика у пользователей. «Миссия этой компании с самого начало заключалась в том, чтобы систематизировать всю мировую информацию», – говорит МакКлендон.
Когда в апреле 2011 года основатель Google Ларри Пейдж взял на себя управление компанией, было ясно, что он согласен с этим тезисом. Одним из его первых шагов в качестве нового генерального директора была реорганизацию Google в компанию, в которой тесно должны быть связаны все подразделения. Вместо функциональных таких привычных подразделений, как финансы, юридический, маркетинговый и инфраструктурный отдел, Пейдж создал 7 новых подразделений: мобильное, социальное, Chrome, YouTube, рекламное, поисковое и GeoCommerce.
«Я думаю, что компания Google стала мыслить шире, насколько это вообще возможно», – говорит МакКлендон. После того как Пейдж переориентировал работу Google, он провел ряд увольнений и закрыл приобретенные проекты Aardvark и Slide. Казалось, что Google становится все менее любезным местом и перестает предоставлять свободу предпринимателям, которые стали частью Google.
Больше дерева, меньше стрел
Вопрос, будет ли новая структура компании Пейджа по-прежнему обращена к предпринимателям, остается открытым. В случае с уже несуществующей компанией Aardvark, оба ее основателя остались с Google. «Вы не ограничены только одним проектом. В большей степени вы должны решить, какой проект для вас», – говорит Макс Вентилла, который помог создать Aardvark. То же справедливо и для компании Slide. Google купил производителя социальных приложений еще в 2010 году за $128 млн. Ее основатель Макс Левчин, выходец из PayPal, казалось, имел тонкое понимание социального пространства, в долю которого пыталась войти Google. Но всего год спустя, Google закрыли Slide и Левчин покинул компанию.
Как бы то ни было, почти все из сотрудников Slide, которые присоединились к Google остались с компанией. «Я бы сказал, 90% людей остались», говорит Либор Михалек, бывший технический директор Slide, который сейчас работает технический директор сервиса YouTube. «Если смотреть на это как на покупку Slide в качестве продукта, то это был провал. Но если смотреть с точки зрения персонала, то Google сорвал куш», – говорит Михалек.
«Я думаю, мелкие сделки проходят у них действительно хорошо. Если продукт проваливается, у них все равно остается много талантливых инженеров», – говорит инвестор FirstMark Capital Лоуренс Ленихан. По его словам, эти прекрасные специалисты, работающие на платформах Google, могут генерировать миллионы долларов дополнительной прибыли, когда они находят нужную сферу.
Самый тяжелый вопрос касательно культуры бизнеса Google состоит в том, что если бы времена были тяжелые. Без сверхприбылей, возможно, культура бизнеса Google была бы гораздо менее терпимой, допускают исследователи. «Если вернуться к началу истории Google, эта компания делала сумасшедшие долгосрочные ставки, гораздо раньше, чем имела на это основания», – говорит Дэвид Лоуи, глава отдела M&A Google.
«Ларри и Сергей ученые и они понимают, что человек может ошибаться», говорит Рэмси Аллингтон, который возглавляет отдел интеграции М&A. «Да, это стоит времени и денег, но такого рода исследования делает нас теми, кто мы есть», – подытоживает Аллингтон.
Автор: Бэн Поппер.
Источник: The Verge