Софтверный гигант, компания “Майкрософт Украина”, начала свою работу на локальном рынке в 2003 году, когда здесь было открыто представительство Microsoft. За 9 лет работы в Украине компания застала разные времена: от рассвета и роста украинского IT-рынка, до его резкого падения после кризисного 2008 года.

За счет чего компании “Майкрософт Украина” удалось после кризиса вырасти в двое быстрее рынка, почему в нашей стране до сих пор официально не продается Xbox и когда Украина появится в Windows Store, рассказывает генеральный директор компании “Майкрософт Украина” Дмитрий Шимкив.

Как изменилась работа компании «Майкрософт Украина» после кризиса? Чего удалось достичь?

Главное, что нам удалось достичь, – это выйти на уровень доходности по обороту, который был до кризиса. В 2009 году украинская IT-индустрия упала на 50%, соответственно, выйти из кризиса было непросто. Такое падение было связано со структурой рынка, который был завязан на аппаратном обеспечении. При этом объем украинского ІТ-рынка до кризиса составлял около $4 млрд, а после – чуть больше $2 млрд. В то же время? компания «Майкрософт Украина в 2011 году выросла в два раза быстрее рынка. Это связано с тем, что нам удалось отвоевать определенную часть рынка у пиратов и конкурентов.

Кризис показал, что технологии могут повышать эффективность, и многие наши заказчики голосовали своими деньгами за наши продукты как возможность выхода из кризиса. Важно понимать, что вместе с компанией «Майкрософт Украина» зарабатывают наши партнеры. В частности, экосистема зарабатывает в 7 раз больше, чем компания «Майкрософт Украина». В то же время конкуренция на рынке стала жестче.

Почему конкуренция стала жестче и с кем компания «Майкрософт Украина» конкурирует в нашей стране? Какую долю рынка вы занимаете по основным продуктам?

Конкуренция у нас существует практически со всеми компаниями, которые разрабатывают и продают программное обеспечение. Сюда входят: HP, IBM, Google, Apple, Oracle, Terrasoft, «1С» и другие компании. Самое интересное то, что компании, с которыми мы конкурируем, являются и нашими партнерами. По этому поводу мы используем специальный термин «coopetition». К примеру, мы конкурируем с компанией HP в системах управления инфраструктурой, но в тоже время мы партнеры, потому что наша продукция работает на их серверах. С Terrasoft мы конкурируем в сфере CRM. Несмотря на то, что «Лаборатория Касперского» является нашим партнером и продает большое количество продуктов на платформе Windows, мы конкурируем с ней посредством продукта Microsoft Security Essentials.

Что касается доли рынка продукции, то, по данным Gemius, более 90% пользователей украинского интернета пользуются ОС Windows. При этом только 50% компьютеров продается в рознице с предустановленной операционной системой. Как Windows попадает на остальные компьютеры, вопрос. Если говорить о Microsoft Office, то мы занимаем внушительную долю рынка. Если говорить о CRM-системах, то сегодня лидирующие позиции занимает компания Terrasoft. Что касается сервиса IP-телефонии Skype, то Украина является вторым рынком восточной Европы по количеству пользователей. Если говорить о поисковых системах, то здесь вся доля рынка делится между «Яндексом» и компанией Google. Лидирующие позиции по базам данных в Украине занимает Oracle, однако мы видим большие возможности для того, чтобы потеснить эту компанию на рынке, так как наш продукт обходится в 10-15 раз дешевле.

Ужесточение конкуренции связано с тем, что люди и заказчики начали более уважительно относиться к деньгам, которые есть в их распоряжении. Теперь они выбирают наилучшее качество по оптимальной цене. Соответственно, если компании соревнуются в решениях, им необходимо соревноваться за счет функционала и скорости внедрения. Объем денег, который клиент начал выделять на приобретения продуктов, сократился. В то же время, Украина, вместе с Россией, Турцией и Польшей, входит в группу стран с быстрым ростом рынка.

Если рассматривать весь оборот компании Microsoft в мире, какую долю в нем занимает Украина?  

Очень маленькую. По моим подсчетам, он составляет менее 0,5%. В тоже время наша страна входит в категорию стран, которая имеет большой потенциал. Это определено не только возможностями рынка, но и компаниями, партнерами и сотрудниками компаний. Что касается процента роста компании «Майкрософт Украина», то я не могу назвать точную цифру, однако отмечу что это двухзначная цифра. И это не 11%.

Какие продукты превалируют в общей структуре продаж компании «Майкрософт Украина»?

У компании «Майкрософт Украина» есть несколько категорий продуктов. Первая категория – это продукты, которые связаны с Windows. Вторая категория – продукты для повышения продуктивности, т.е., офисная группа продуктов. Также есть категория серверных решений и средств разработки. Далее следует категория Dynamics, которая касается CRM и ERP-решений. Также существует категория Entertainment & Devices, которой в Украине нет, потому что мы не продаем Xbox в Украине. Наконец, категория Advertising & Online, которая касается рекламы и ее продажи онлайн. Сейчас у нас появилась продажа рекламы в Skype. За эту часть бизнеса украинский офис не отвечает, но, тем не менее, способствует ее росту. Если говорить о пропорции в мире, которая распределяется между категориями, то она практически идентична и в Украине.

Вы сказали, что официально не продаете Xbox в Украине. Почему?

На сегодняшний момент 20% рынка игровых консолей Украины составляют «серые» консоли Xbox. Почему нам пока не интересно запускать этот бизнес в Украине? Я был очень большим сторонником запуска Xbox в Украине, но есть социальная составляющая запуска бизнеса, и есть аспект прибыльности бизнеса в Украине. Практически все консольные бизнесы, которые развивают компании Microsoft, Sony, Nintendo, зарабатывают на роялти от игр, а не на консолях. То есть заработок денег происходит за счет роялти от игр или роялти от контента. Запуская Xbox на территории Украины, мы должны создать весь процесс, который необходим потребителю. Мы должны будем запустить технический сервисный центр, внедрить маркетинговые кампании. Это затратно. Доля Microsoft составляет от 20% до 30% доли рынка производства игр. Для нас важно, чтобы дистрибуторы компаний Electronic Arts, Ubisoft и других компаний присутствовали на украинском рынке и продавали наши игры. Пока мы ждем лучших времен. Есть мировой тренд, когда большую часть дохода приносит контент, а не игры. Приятно видеть, что эта часть рынка динамично развивается. Появилось большое количество провайдеров, которые предоставляют легальный контент. Если посмотреть на стратегию Microsoft, экосистема компании базируется на таких компонентах, как мобильные телефоны и офисные технологии. Не хватает двух элементов – Xbox Live и Xbox. Я думаю, что запуск Xbox в Украине можно ожидать в течение года.

Зарубежные СМИ пишут о том, что Windows 8 еще не готов. Что вы скажете по этому поводу?

На самом деле продукт готов, мы им пользуемся внутри компании. Уже 16 млн человек протестировали эту операционную систему. То, что в дальнейшем будут  выпускаться патчи, так они должны выпускаться, ведь всегда возникают нюансы о том, что убрать, а что добавить.

Какие каналы продаж использует компания «Майкрософт Украина»? Превалируют интернет-магазины или же традиционные магазины?

В последнее время мы начали наблюдать интересную динамику. Работать с онлайн-магазинами мы начали еще с выходом Windows 7 в 2009 году. Вместе интернет-магазином Rozetka.ua мы сделали эксперимент, в рамках которого склад из ОС Windows 7 разошелся за 20 минут. Все больше людей начало покупать в онлайне. Однако, несмотря на то, что в Украине начали развиваться платежные системы, потребители все равно пока покупают ПО за наличные деньги через партнеров. Операционная система Windows 8 будет иметь несколько вариантов продаж, как через онлайн, так и через традиционные магазины. Сегодня интернет-магазины приносят нам 10% прибыли, все остальное приходится на классические каналы продаж.

Компания «Майкрософт Украины» известна своей борьбой с пиратством. Удается ли приучить украинских пользователей покупать лицензионное программное обеспечение?

В первую очередь серьезные изменения коснулись корпоративного сегмента. Практически 100% телекоммуникационных операторов выполняют условия и используют легальное ПО. В банковских учреждениях уровень легальности вырос до 80%. Многое зависит от формы собственности. Если она частная, то около 60% компаний пользуются легальным контентом. Что касается государственной формы собственности, то в данном случае 100% используют нелегальный софт. Самым большим пиратом в Украине является государство. Доля пиратства в государстве не сокращается вообще и остается постоянной. Государство должно нам больше $100 млн, но никто не хочет садиться за стол переговоров.

В одном из интервью Вы сказали, что «Украина является второй страной в Восточной Европе, где у нас есть большое количество разработчиков, создающих абсолютно гениальные инновационные вещи». Тем не менее, Windows Store доступен для разработчиков из 120 стран мира, однако, в отличие от Уганды Украины в списке нет. Почему? Какие шаги вы планируете предпринять для решения этой проблемы?

Украина будет в Windows Store. Я лично занимаюсь этим вопросом. Это не предвзятое отношение. До 26 октября нашей страны не будет в Windows Store, однако после определенного времени мы должны там появиться. Я занимаюсь этим вопросом каждый день. Стив Балмер очень тепло относится к Украине и украинским разработчикам. Это юридические и технические вопросы, которые находятся в плоскости двух сторон, и они должны быть решены в ближайшее время.

Какая стратегия найма сотрудников в «Майкрософт Украина»? Является ли лояльность доминирующим фактором?

Я не верю в то, что люди, которые не любят свою продукцию, могут эффективно работать в компании. Я с трудом представляю сотрудников Apple, которые не любят продукцию Apple. Сотрудники, которых мы нанимаем, должны представлять, что такое продукция компании Microsoft. Конечно, они должны быть профессионалами высокого класса, но любовь к технологиям – это одна из наших главных ценностей. При этом мы берем на работу людей из разных индустрий, и они привносят новые взгляды и идеи. Это дает нам возможность широко играть на рынке.

То есть, если я хороший специалист и использую компьютер Apple, то я не устроюсь на работу в компанию «Майкрософт Украина»?

Если вы пользуетесь компьютером Apple дома – пожалуйста. На рабочем месте компьютерами Apple пользуются только разработчики Microsoft, которые работают для компании Apple. С другой стороны, если вы сами не выбираете продукт компании и не пользуетесь им, зачем идти работать в такую компанию?