Так случилось, что первые деньги в 908 мы начали зарабатывать на контекстной рекламе. Я тогда был арт-директором и все дизайнерские решения проходили через меня. Естественно, контекстная реклама для меня была чем-то отвратительным, что портило наши интерфейсы и просто кололо глаза, а денег она приносила мало.
В то время мы как раз запустили Audiko, он генерировал нам небольшую прибыль (около 25$ в сутки) с помощью банеров adSense, и я мирился с этими банерами как с неизбежным злом. Audiko требовал все больше внимания, да и нам всем хотелось заниматься им как основным проектом, и я решил поискать в интернете информацию по оптимизации рекламы.
Сделав несколько экспериментов по изменению шаблонов, мы действительно немного повлияли на CTR и, как следствие, на прибыль. Банеры стояли более-менее красиво, не мешали контенту, но их стало уже 3 на странице. В этот момент мне прислали ссылку на сайт, который полностью копировал модель Audiko. Помню, я был в бешенстве и никак не мог себя успокоить тем, что заимствуют только хорошие вещи, я просто ненавидел этих ребят. Через сутки я пришел в себя и решил внимательней посмотреть на клон. Я обратил внимание на специфическое расположение рекламных блоков. Они четко вписывались в дизайн и были практически неотличимы от содержания.
Зажав нос от отвращения, я полностью скопировал все ходы нашего клона по размещению рекламы. Мы стремились сделать максимально возможное агрессивное расположения рекламы, от дизайна нашего сайта почти ничего не осталось. Но это сработало. С утра я с нетерпением открывал отчеты и следил за поведением контекста. Мы ставили постоянные эксперименты, меняли цвет ссылок, размеры банеров, сменили несколько сетей, смешивали рекламные источники, ставили контекст на остаточные показы, удаляли конкурирующие рекламные кампании и возвращали их вновь. Мы начали получать кайф от посетителей, которых мы передаем нашим рекламодателям. Мы начали генерировать трафик и в этот момент к нам пришел первый прямой медиа-байер, готовый выкупить все наши рекламные места в два раза дороже стоимости adSense.
Я полюбил контекстную рекламу и перестал воспринимать ее чем-то чужеродным, уводящим с сайта клиентов или затрудняющей использование интерфейса.
В это время (2 года назад) мы стали партнерами Klumba.ua. Это была замечательная возможность применить свои знания на украинском рынке. Тогда контекстная реклама была не особо популярна в уанете, все продавали «медийку», и никто не задумывался над оптимизацией. Мы же меняли дизайн Клумбы и меняли рекламные места. И нашли несколько отличных решений, органично вписав рекламные блоки в дизайн сайта. Теперь уже мои партнеры пытались останавливать меня из-за кардинальных решений, например вставки банера 300х250 в центр страницы, тогда как у всего уанета он прибит в правой колонке. Банеры встали на видных местах, у нас был отличный CTR.
На Клумбе доход от контекстной рекламы за 2 года вырос в 10 раз
И тут я столкнулся со спецификой рекламы в уанете.
Дело в том, что владельцам зарубежных сайтов постоянно поступают предложения о выкупе части или всего их трафика. Сейчас на Audiko приходят несколько предложений в неделю о выкупе трафика в различных странах.
В уанете все иначе. Украинские рекламные агентства, сейлс-хаузы, рекламные сети (далее – просто “сети”) — это повелители бюджетов. К ним стоит очередь сайтов, которые с протянутой рукой просят взять себя в пул, и сети выкручивают им руки как могут. Стоимость так называемой медийной рекламы в уанете остается до сих пор заоблачной. Более 40 гривен за 1 000 показов. Система ее продажи оптимизирована в сторону упрощения работы отдела продаж рекламной сети. Базовый вариант — это скидка в 50% + бонус 10-20% к количеству оплаченных показов. За все это, естественно, платит площадка, которая в свою очередь старается прибить банер в удобном для нее месте и налить трафика из наиболее дешевого канала. Учитывая тот факт, что практически вся медийка продается по показам, для площадки абсолютно не важно, где находится банер, насколько он релевантен аудитории, какого качества трафик на сайте, и, тем более, сколько клиентов получит в итоге рекламодатель.
Я всегда считал эту ситуацию отвратительной иллюстрацией lose-lose схемы, где проигрывают все стороны. Площадка недополучает доход от продажи рекламы, рекламная сеть продает некачественный товар и тратит каждый раз новые силы на привлечения нового клиента, постоянно теряя старых, клиент выкидывает деньги в окно.
На этом фоне наша оптимизация рекламных мест на Клумбе выглядела, мягко говоря, странно. Но мы верили, что в итоге качественные рекламные места будут оценены клиентами. Мы продали эксклюзив одной рекламной сети и продолжили заниматься оптимизацией контекста. За эти два года на Клумбе происходило многое: и продажи брендирования, и нытье рекламных агентств о том, что деньги им заплатят после проведения рекламной компании, и неспособность агентств продавать горизонтальный формат 728х90, и попытки переобсудить бюджет или изменить условия после размещения и показа рекламы, и другие проблемы связанные с нездоровыми бизнес-процессами рекламного рынка уанета.
Что в итоге? Мы на Клумбе отказываемся от медийной рекламы.
От 50 грн за 1 000 показов. От 50%-ных скидок. От 10%-ных бонусов. От годовых бонусов. От согласований брендирования с заказчиком. От общения с очередным новым менеджером. От 50% предоплат. От входа в чье-то положение. От «деньги точно будут». От жирных клиентов. От конкуренции с непонятными сайтам и некачественным трафиком.
Мы продолжим продавать свой кристально-чистый поисково-прямой трафик адсенсу или прямым клиентам по адекватным ценам.
Надоели рекламные агентства? Начинайте оптимизировать рекламные места.