На сегодняшний день технологическое предпринимательство стало чем-то вроде парада рок-звезд. Все предприниматели превратились в знаменитостей. Достаточно быстрого взгляда на заголовки и события, происходящие на рынке США, и на то, как это отображается в реалиях современных медиа.

История о запуске Facebook превратилась в полнометражную голливудскую экранизацию под названием The Social Network; знаменитости Голливуда такие как Эштон Кутчер, Джастин Тимберлейк, MC Hammer, Lady Gaga и даже юный Джастин Бибер вкладывают деньги в технологические стартапы и активизируют свое присутствие в Кремниевой Долине; рост популярности таких инициатив и проектов, как Startup America Partnership, происходит благодаря растущей роли стартапов для создания новых рабочих мест и развитию национальной экономики. В Bloomberg запускают собственное теле-шоу по образу и подобию American Idol, только в роли звезд и исполнителей – участники сессий для интернет-предпринимателей в Нью-Йорке в рамках TechStars. В Bravo создают полноформатное новое реалити-шоу для телевидения под названием “Silicon Valley”; а целый ряд технологических компаний выходят со своими акциями на публичные торги (в их числе – Facebook, Zynga, Groupon, Pandora и LinkedIn).

И как результат этого повышенного внимания к интернет-предпринимательству мы наблюдаем сегодня явление, названное TechCrunch “The New Silicon Valley Douchebag (в переводе на русский получим что-то вроде “Кремниево-долинного мудака”, да простят нас читатели – примечание редакции AIN.UA). Все и каждый (и даже ваша мамочка) могут стать бизнес-ангелами; и уже можно с уверенностью сказать, что превращение “предпринимателей” в “рок-звезд” и “знаменитостей” идет полным ходом и будет только набирать обороты.

Самое время вслух говорить о том, как управиться с этим “обоюдоострым мечом”, в который превратилось современное технологическое предпринимательство. А то в скором времени дух Кремниевой Долины окончательно испарится в свете софитов.

Почему предпринимательство превратилось в “обоюдоострый меч”? С одной стороны, превращение Ит-предпринимателей в “селебрити” привлечет в дальнейшем большую новую волну талантливых кадров со всего мира, которые будут стекаться в Кремниевую Долину, что вдохновит немало молодых людей избрать для себя путь интернет-предпринимателя и создателя стартапа вместо того, чтобы мечтать о карьере банкира с Уолл-стрит или актрисы в Голливуде. Это, конечно, очень хорошо. Потому что Кремниевая Долина – место намного более могущественное и вдохновляющее, чем большинство молодых людей привыкли себе представлять в рамках определенных стереотипов. Пару месяцев назад в Долине побывала группа молодых предпринимателей из Дании. Они поделились интересной информацией: когда в Дании молодежь заводит речь об изменении мира, большинство окружающих чуть не в один голос говорит им: “Кто вы, чтобы менять этот мир? Займитесь чем-то, успокойтесь. Поступите в школу, колледж или институт. Найдите работу. Знайте свое место в жизни, нечего лезть куда не просят.”

В этом смысле популяризация интернет-предпринимательства призвана разрушить такую узость мышления. Но давайте качнем маятник стереотипов в другую сторону – и мы увидим, что на обратной стороне расположился миф о том, что каждый может сегодня запустить новый проект или основать компанию, чтобы быстро разбогатеть и стать знаменитым. А Эрик Райз (Eric Ries) чуть ли не единственный, кто не устает повторять последнее время: “В предпринимательстве нет ничего “крутого”. Здесь нет ничего привлекательного, это жутко неудобная штука, скучная рутина, которая “выедает” вам мозг. И вот эта сторона предпринимательства – это то, чего никогда не покажут в кино и о чем не напишут красивых книжек, не снимут реалити-шоу.”

Эффект “превращения в рок-звезду” привел к появлению целой плеяды “звезданутых” предпринимателей (“Starstruck Entrepreneur”). Рост числа таких персонажей очень опасен для общей экосистемы стартапов. Несколько месяцев назад College Humor представили блестящий карикатурный скетч о “звезданутых” предпринимателях (“no breakups, nooo breakups”):

Эти субъекты делятся на 2 типа. Тип первый: “идейный парень”, у которого в голове просто туча идей голливудского масштаба, которыми он готов сразить вас наповал. Он всегда предложит вам очередную навороченную платформу соцмедиа-аналитики нового поколения. А еще он может провозгласить себя экспертом по монетизации и бизнес-моделям со свежеиспеченным МВА в кармане. Такой персонаж довольно громок, надоедлив, но в целом безвреден.

Тип второй в когорте “звезданутых предпринимателей” куда опаснее. В этот подвид входят инженеры и дизайнеры, у которых даже есть талант к разработке технологических продуктов, но поскольку в их организм попал “вирус рок-звездности”, их амбиции и потенциал ограничиваются фразой: “Привет, я фаундер и CEO компании-имя-рек-никому-не-нужной.” И вместо того, чтобы свои навыки и талант реализовать в компании, которая по-настоящему решает важную проблему и становится компанией, которая меняет рынок, они создают очередное никому не нужное приложение для iPhone. И в итоге на рынке крутится куча стартапов, у которых был потенциал для изменения рынка, а вместо этого получилась неработающая команда и неработающая идея.

Вирус “звезданутости” в среде предпринимателей надо как можно скорее поместить в карантин, а рынок изолировать от него, а то всех нас накроет эпидемия фейспалмов (знакомо для украинского рынка, неправда ли? – примечание редакции AIN.UA). Причина такого эпидемического роста “звезданутости” (Starstuck Virus) – в переоцененном ажиотаже и бесконечном описании экономического потенциала и социального влияния стартапов и предпринимательства. Уже на ранней стадии стартапы “забивают” шумихой, неправильной мотивацией, некорректным применением потенциала и талантов, отвлекающими факторами.

К счастью, для всех видов “звезданутости” есть одно противоядие. При этом надо применять взаимодополняющий подход к методологии и социологии (помните, что “звезданутый предприниматель” мало смыслит в экономическом эффекте и долгосрочном социальном влиянии своего “проекта”):

Один из потенциальный способов бороться с “вирусом звезданутости” – игнорировать “носителя”. Полный игнор успешно устраняет питательную почву для человека с нарциссическим расстройством личности на почве “звезданутости”, а именно: ваше внимание. Нет внимания к “звезде” – нет и самой “звезды”.

Но в запущенных случаях рекомендуется применять более суровые и изощренные методы. Воспользуйтесь методикой параноиков, верящих в заговоры: пользуйтесь системой 4 шагов “Identify, Vilify, Nullify, Destroy” (Распознать-Уличить-Обнулить-Уничтожить). Когда к вам со своей идеей вновь пришла “рок-звезда”, не улыбайтесь, не кивайте и (боже вас упаси!) не говорите, что его идея “классная”. Скажите “звезде”, что его идея – полный отстой. Или же просто спросите “звезду”, правда ли, что это самая важная вещь, над которой он может работать; и правда ли, что он хочет до конца дней своих продавать сладкую воду или может – всё-таки – хочет изменить мир.

Если говорить о методологии, то инвесторы и предприниматели должны научиться распознавать ту точку, в которой сейчас находится стартап, и должны дать возможность говорить за них результатам работы, а не словам (именно этому отчасти посвящен и проект Startup Genome). Вместо избыточного инвестирования и завышенной оценки проектов инвесторы могут вкладывать адекватные суммы (ровно столько, чтобы предприниматели не могли купить на эти деньги “веревку”, на которой же сами и “повесятся”). А предприниматели могут устанавливать более трезвые ожидания для самих себя относительно того, “а нужно ли окружающим еще одно посредственное приложение для списка задач на день?” Такой подход не лишен практичности и позволяет избежать нереального авторитаризма в том, что надо делать, а чего делать не надо. Такой подход не означает, что “звезды” не должны начинать свой “полет” на крыльях фантазии; он просто дает возможность гравитации быстренько вернуть их на землю грешную, а заодно – скинуть с них голливудский нимб “рок-звезды” и “миллионера”, чтобы они занялись делом, которое по-настоящему имеет значение для простых смертных. И так мы сможем очистить экосистему стартапов от “мусора”. Ведь именно эта экосистема питает экономику завтрашнего дня.

Да, мир технологического предпринимательства имеет полное право привлекать внимание СМИ, деньги инвесторов, и становиться таким себе “проспектом”, который ведет нас широкой дорогой в будущее к новому процветанию экономики. Но всё это – шум, деньги, слава, фильмы и интервью – должны по крайней мере доставаться тем, что создает компании, способные изменить мир. А иначе все мы превратимся в “звезданутых”, и на том и дело кончится.

По мере растущей силы и потенциала предпринимательства в новом его формате очень хочется, чтобы сообщество предпринимателей не забывало, зачем мы всё это делаем. Дело здесь не в деньгах, отдыхе на лаврах и известности. Дело заключается в создании продуктов, способных изменить мир и содействовать дальнейшему развитию человечества.

Автор оригинального поста в HBR – Макс Мармер (Max Marmer), человек, который стоял за созданием проекта Startup Genome и масштабного исследования причин провала многих стартапов. Созданное под его эгидой комплексное исследование Startup Compass (о котором мы писали ранее), охватило показатели и проблемы более чем 16 тыс. стартапов по всему Земному шару. В Twitter он ведет собственный микроблог под ником @maxmarmer.