10-11 октября 2012 в Стамбуле прошел конгресс Webit , на котором присутствовало более 5 тысяч участников из 40 стран. Это одно из крупнейших отраслевых мероприятий в Европе, посвященное интернет-технологиям, онлайн рекламе, стартапам, телекому и электронной коммерции. В этом году было много гостей из Украины, России и Белоруссии. Причин тому несколько, основные ? безвизовая Турция и спасибо Яндексу за пригласительные.

В 2009-2011 годах местом проведения конгресса была Болгария. Значимость Webit с каждым годом росла по количеству участников и географии. В 2009 году мероприятие было рассчитано на страны Восточной Европы, в 2011 уже считалось значимым событием для всей Европы. Затем в Софии закончились вместительные помещения, способные принять всех желающих. В 2012 году конгресс переехал в Стамбул, и теперь нацелен на EMEA (Европу, Ближний Восток, Азию).

Отдельное спасибо организаторам за продуманную регистрацию (по первой букве имени) и минимум очередей при проверке службой безопасности на входе.

Удачно выбранное помещение позволило организовать правильное зонирование. Спикеры вещали в пяти параллельных потоках: основной зал на 1200 человек, второй на 400, два небольших на 100 и сцена для бесплатных семинаров в рамках выставки. После ажиотажа на отдельных докладах во время первого дня, когда слушатели стояли вдоль стен, на следующий день были доставлены дополнительные стулья.

В холле проходила выставка Webit Congress Expo: небольшая, всего на 25 стендов, но с интересными экспонентами. По соседству расположились столики Webit Startap Village. Из 503 желающих специальное жюри отобрало 21 стартап для бесплатного участия.

 

Проявить себя представители стартапов могли не только возле промо-столиков, но и в конференц-зале. Дабы занять время, пока готовился очередной докладчик, модератор попросил встать присутствующих стартаперов и подошел к некоторым с просьбой в двух словах осветить свой проект. Двое что-то смогли рассказать о своих проектах на английском; третий перешел на турецкий; четвертый поведал, сколько человек у них в команде и как долго они работают, но что делают – объяснить не смог. Оказалось, у половины юных предпринимателей заготовленных питчей нет.

Организаторы смогли органично совместить в программе выступления представителей локальных европейских и азиатских компаний, а также топ-менеджеров крупных мировых брендов (Adobe, Google, Facebook, Ferrero, Mozilla, Opera, PayPal, The Boston Consulting Group, Яндекс).

Подавляющее большинство докладов, прозвучавших на Webit, было посвящено глобальным трендам: влияние мобильных технологий на различные интернет-отрасли; возрастающая роль видео-контента; социальные сети и продвижение в них; использование диджитал-технологий для СМИ; реклама и креатив в онлайне.

Тем, кто выбирается на конференции раз в год или реже, контент бы наверняка понравился и был бы полезен: большинство слушателей просидело в залах оба дня и что-то постоянно записывали. Если же вы бываете на около-интернет-рекламных мероприятиях чаще, то большая часть озвученного на Webit вам и так уже известна. Но расслабляться было нельзя, так как за банальными названиями тем в программке иногда крылись действительно интересные доклады.

 

Президент Mozilla Europe Тристан Нито (Tristan Nitot) рассказал о том, что уже в ближайшее время планируется выпустить собственную операционную систему для мобильных устройств – Firefox OS. По его мнению, это станет настоящим прорывом, позволит значительно снизить цены и расширить функционал смартфонов. Один из ключевых аргументов этой теории: количество программистов, знающих HTML5, гораздо больше, чем умеющих писать под iOS и Android.

Тристан Нито уверен, что уже в скором будущем во всех недорогих мобильных телефонах будет одно сплошное телевидение их операционная система Firefox OS. Захват  мира планируют начать в Бразилии. Пока же можно только просмотреть видео бета-версии ОС.

Безусловно, и другие доклады достойны того, чтобы о них написали более подробно, что и сделала Маша Булгакова (1, 2, 3, 4, 5).

Если для маркетологов, представителей традиционных медиа и других интересующихся основную ценность представляли доклады, то для людей работающих внутри интернет-рынка более важным являлся нетворкинг. В программе были предусмотрены длительные перерывы для общения.  Со сцены даже прозвучало: «мы собрались не делать бизнес, а заводить новые знакомства».

Самые смелые и подготовленные посетители Webit просто останавливали в холле других участников, спрашивали «Хелло, вер а ю фром?», а затем рассказывали о своей компании и давали визитку на одном из пяти языков на выбор. Менее решительные гости заводили новые знакомства через уже существующие. Огромным плюсом было присутствие представителей международных компаний сразу из нескольких стран. Достаточно легко было собрать вокруг себя 5 человек из 5 стран, задать им один вопрос и понять региональные различия в ответах.

В кулуарах обсуждалось, что мероприятие необходимо для всех участников отрасли как индикатор: если все, о чем рассказывают, тебе известно, значит ты в тренде, много нового – значит, нужно работать над собой.

Ложка дегтя: кофеварки почти не работали, «problem» у них какой-то был все два дня. Программа второго дня не соответствовала регламенту, а также не соблюдался тайминг выступлений. Интернет – это отдельная мозоль всех конференций. Wi-Fi 95% времени не работал.  С участников на стендах за два дня проводного удовольствия брали 300 евро; а благоразумные туристы купили местные симки с 3G.

Подводя итоги конференции с Артемом Бородатюком из Netpeak, мы в шутку резюмировали: «конференция платная, но гардероб за 10 лир, еда за деньги, кофе-машина сломалась, интернет не работает, некоторые спикеры читают по бумажке … и все посетители довольны». Довольны, потому что программа сильная; общения достаточно; организация хорошая. Публика собралась благодарная, понимающая и улыбчивая.

Вольно и невольно строилась параллель с украинским IForum’ом, ведь по количеству посетителей, потокам, программе и значимости для локального рынка мероприятия очень схожи. Стамбулу повезло – есть помещение с удобными залами и правильной зональностью, хотя суммарно там порядка 2 тысяч посадочных мест. МВЦ в Киеве на Левобережной не столь красив, имеет проблемы с разведением звука, зато стульев можно расставить гораздо больше. Но это не главное.

Ключевыми все-таки являются программа и общение. Доклады в Стамбуле преимущественно были посвящены global vision и трендам, в Киеве было больше прикладных и практичных выступлений. Не смотря на то, что на iForum’е нет кофе-пауз и обедов в программе, общения здесь даже больше, чем на Webit. Единственное, чего пока не хватает Киеву – большого количества слушателей из других стран.

Статья написана в сооавторстве с Татьяной Романченко.