Глеб Вышлинский, GfK Украина: «Как меняется профиль и потребности украинских интернет-пользователей»

1528
4

Заместитель директора GFK Ukraine Глеб Вышлинский25-26 октября в Киеве проходила IV Всеукраинская конференция по поисковой оптимизации и продвижению сайтов в сети Интернет. Заместитель директора GFK Ukraine Глеб Вышлинский подробно рассказал как меняется профиль и потребности интернет-пользователей в Украине. Он отметил рекордный прирост интернет-аудитории за последние три года, а также значительную тенденцию роста проникновения пожилых пользователей в возрастной категории 60+.

Спикер предоставил слушателям самую актуальную статистическую информацию, основанную на исследованиях компании GFK Ukraine, сразу подчеркнув некоторую консервативность оценки: поскольку данные были получены методом личного опроса на дому у респондента, цифры могут значительно отличаться от результатов онлайн-исследований. Ведь в первом случае имеет место значительный перекос в сторону людей менее активных, а во втором основную часть респондентов составляют как раз активные пользователи.

Прежде всего, Глеб Вышлинский отметил, что темпы роста интернет-аудитории в III квартале 2012 года по отношению аналогичному периоду прошлого года увеличились. Подобная динамика в последний раз наблюдалась в 2009 году по отношению к 2008-му, в течении 2 последующих лет темпы упали ниже отметки 30%.

Поступательный рост регулярных интернет-пользователей

Подобная тенденция объясняется тем, что доля домашних компьютеров, имеющих подключение к Интернет, резко увеличилась. Еще 5 лет назад около 60% ПК в украинских домах не были подключены к Глобальной сети, прежде всего, из-за неразвитости инфраструктуры доступа к Интернет в Украине.
На сегодняшний день 80% домашних ПК подключены к Интернету. Несмотря на то, что темпы роста доходов интернет-провайдеров в Украине замедляются (по данным за последние 9 месяцев рост составляет всего 11%) из-за слабого инвестиционного потенциала, высоких процентных ставок и, как следствие, неспособности дальнейшего развития инфраструктуры доступа к Интернет, провайдеры успешно привлекают новых абонентов.

Среди ограничений роста пользователей Интернет Глеб Вышлинский назвал также низкий прирост, собственно, самих компьютеров в семьях. «Темпы роста продаж в ИТ-сегменте относительно небольшие, — поясняет эксперт. — Несмотря на то, что реальные доходы населения растут, украинцы не торопятся приобретать дорогостоящие товары. Потребительские кредиты дорогие, а после кризиса у людей нет ощущения стабильности доходов». Таким образом, темпы роста пользователей Интернет в ближайшие годы могут сдерживаться банально отсутствием железа.

Более 80% компьютеров уже подключены к Интернету

Любопытно, что самый значительный рост (больше чем в 5 раз) наблюдается в старших возрастных группах, в особенности 60+. Проникновение в данной группе выросло на 410% за 4 года. Кроме того, наиболее высокие темпы роста наблюдались в селах и городах с плотностью населения до 50 тыс.чел., то есть в населенных пунктах с наименее развитой проводной инфраструктурой доступа к Интернет.

В 2012 году по темпам роста интернет-аудитории лидируют пенсионеры, села и малые города

Структура пользователей Интернет по сравнению с генеральной совокупность населения Украины в возрасте от 16 лет, в общем, не меняется. Здесь доминирует молодежь: люди от 16 до 29 лет все еще составляют почти половину всех пользователей Глобальной сети. Высокий потенциал роста имеет место в возрастных группах 50-59, в особенности 60+.

Молодежь составляет почти половину аудитории Интернета

Сельское население традиционно в наименьшей степени обеспечено возможностями доступа к Интернет. Однако здесь необходимо учитывать, что в разных регионах разные села. Так на периферии в Южной, Восточной, Центральной Украине потенциальных пользователей немного из-за преобладания пожилых людей над молодежью. Но если говорить о Западной Украине, процент сельского населения здесь очень большой, а также наивысший коэффициент рождаемости, следовательно, это достаточно интересная для бизнеса группа.

Больше всего отстает село

Тенденция, которая практически сошла на нет за последние 4 года, это преобладание доли пользователей-мужчин среди населения в целом.

Женщины догоняют мужчин

Как минимум 10% украинцев в возрасте 16+ пользуется мобильным интернетом. Эта цифра в значительной мере отличается от данных операторов мобильной связи, полученных на основании подсчета всех симкарт, с которых осуществляется передача данных. Однако следует учитывать, что среди этих симкарт некую долю занимают всяческие POS-терминалы, банкоматы и прочая телеметрия в ассортименте, а также люди, которые случайно нажали хитро вставленный пунктик в меню и попали в какое-то WAP-приложение, не подозревая, что пользуются интернетом (они это поймут только из счета за услуги мобильной связи). Поэтому, если операторы выходят примерно на 30% пользователей мобильным интернетом, такие данные достаточно далеки от истины.

Среди устройств, с которых осуществляется выход в Интернет, преобладают мобильные телефоны. Более или менее значительная доля у ноутбуков с USB-модемом. «Понятно, что это от безысходности, — пояснил Глеб Вышлинский. — Во многих населенных пунктах на периферии и даже в частном секторе в крупных городах Украины проводной интернет по-прежнему не сильно доступен».

10% украинцев пользуются мобильным интернетом

Интернетом на мобильных телефонах пользуются преимущественно мужчины. Это работающие люди в возрастной группе до 29 лет.

Мобильным интернетом пользуются преирмущественно молодые люди

В нерабочих целях украинцы используют интернет в достаточно небольших объемах.

В нерабочих целях украинцы используют интернет в достаточно небольших объемах

Преимущественно пользователи проводят время в социальных сетях. Следует отметить, что в 2012 году социальные сети впервые обогнали по показателям электронную почту и торжественно воцарились на первом месте по доле интернет-пользователей. Аккаунтами в социальных сетях, по минимальным оценкам, владеет 8,5 млн. украинцев.

Еще одна цель нерабочего пользования интернетом: поиск. Здесь показатели остаются стабильно высокими, но не без изменений. В частности выросла доля поисковых запросов о здоровье, что объясняется ростом количества пожилых пользователей.

Основная цель нерабочего пользования интернетом: социальные сети

Конъюнктура поисковых запросов имеет свою специфику. Так информацию о товарах и услугах ищут преимущественно люди в возрастной группе 30-39 лет. Они достаточно молоды для того, чтобы активно использовать современные технологии, имеют высокий доход (в Украине все еще сохраняется тенденция, нехарактерная для западной Европы, когда уровень дохода младших возрастных групп выше, чем старших). Зачастую это семейные люди, а посему они являются самыми активными потребителями товаров и услуг. Условно это и есть «золотой пользователь», который ищет информацию именно с целью совершения покупки.

83% опытных пользователей ищут информацию о продуктах и услугах

Поиском работы в первую очередь озабочены на периферии: в Киеве трудоустроится проще, чем в регионах с бедной инфраструктурой. Характерно, что в Украине, как и в развитых странах, безработица постепенно становится проблемой самых младших возрастных групп – людей, которые ищут свою первую работу. Поэтому в Интернет поиск работы наиболее активно осуществляют пользователи возрастом до 19 лет, проживающие в небольших населенных пунктах.

Работу ищут преимущественно молодые селяне

Поиском информации о здоровье занимаются пожилые пользователи, в особенности женского пола.

Поиском информации о здоровье занимаются пожилые пользователи, в особенности женского пола

Что касается осуществления покупок непосредственно через Интернет, то здесь лидирует сегмент активных пользователей младше 19 лет.

Покупки в Интернет совершает в основном активная молодежь

В заключение своей презентации Глеб Вышлинский подчеркнул, что пользовательская среда в Украине становится все более разнообразной. Люди, которые раньше жили в офф-лайне, сегодня активно осваивают Глобальную сеть. Поэтому каждый отдельный ИТ-бизнес должен быть нацелен на конкретную целевую аудиторию по возрасту, географии, уровню достатка и т.п., чтобы быть фокусе исключительно своих потенциальных клиентов.

Оставить комментарий

Комментарии | 4

Поиск