На конференции iPROMO 2012 Александр Ольшанский (Internet Invest Group) рассказал о новых реалиях ведения традиционного бизнеса в Украине в контексте проникновения Интернета в жизнь потребителей. По его мнению, офлайн бизнес, который не будет интегрироваться в сеть, так или иначе, обречен.

В подтверждении своих слов эксперт привел пример стагнации печатной прессы: «Когда только появился Интернет, начали говорить, что бумажная пресса умирает. Над этим все смеялись, но процесс произошел практически мгновенно. Большинство изданий в один миг стали убыточными”.

Подготовка к кризису

То, что происходит сейчас, можно условно сравнить с Великой Депрессией. В начале ХХ века приблизительно 30% всей экономики США работало на гужевой транспорт, но внезапно Форд и компания совершили революцию – все перешли на автомобили. В результате огромный кусок экономики страны начал умирать.

Сейчас наблюдается схожая тенденция, связанная с Интернетом. Сеть сильно повышает эффективность некоторых процессов. Соответственно, процессы, не основанные на Интернете, стагнируют. Сегодня весь бизнес расслаивается на два слоя: тот, который будет жить, и тот, который умрет.

Кризис, скорее всего, произойдет, и нужно уже сейчас быть к нему готовым. Вы думаете, что это произойдет нескоро и вас не коснется. На самом деле уже к 2020 году половина всех денег в США будет так или иначе связана с онлайном. А до 2020 года осталось всего 8 лет – не такой уж большой срок.

В 2011 году Украина перешагнула условный порог – 30% взрослого населения стали пользователями сети. На сегодняшний день любой потребитель принимает решение о покупке товаров или услуг при участии сети.

Онлайн и офлайн: шесть отличий

Чем сеть отличается от реального мира? Почему иногда успешные бизнесы становятся неуспешными в сети?

1. В сети нет естественного трафика. Если вы поставите ларек, то мимо него будут ходить люди, и рано или поздно у вас начнут покупать жвачки. В сети просто так мимо вас никто ходить не будет. Сегодня порядка 40% всего трафика контролируется поисковыми системами.

2. Свойство нулевого трения. В реальной жизни если покупателю не понравился товар в магазине, ему придется идти в другой, а для этого необходимо проделать какой-то путь, потратить время и силы – возникает трение. В сети все находится на расстоянии одного клика мыши, здесь потребитель не поленится искать лучше, дешевле, понятней… Поэтому если вы хоть немного лучше, чем ваши конкуренты, преимущество на вашей стороне.

3. Социальная составляющая сегодня играет решающую роль. В реальном мире товары и услуги рекламируют по телевизору известные люди, кумиры. В социальных сетях это делают друзья, “фоловеры”, среди которых наши родственники, знакомые. Разумеется, в нашей личной шкале доверия близкие люди стоят гораздо выше, чем известные спортсмены, актеры, знаменитости. Мы верим фэйсбуку, твиттеру – как абстрактной величине.

4. Сегментация целевой аудитории. В реальном мире бизнес может сегментировать свою ЦА, в лучшем случае, на мужчин и женщин, до 20 лет и старше… В сети можно добиться очень узкой сегментации – например, выделить людей, дети которых ходят в соседнюю школу.

5. В сети проще что-либо измерять. В реальном мире измерить можно немногое: мы можем посчитать количество людей, которые зашли в магазин, людей, которые что-то купили. Можем посчитать проходящих мимо, и тех, кто зашел в магазин. Всевозможных конверсий, которые можно посчитать в сети, намного больше. Вы можете исследовать различные каналы поступления аудитории – сколько людей пришло к вам из Google, а сколько из Яндекса, можете узнать, на какие товары они смотрели, а какие купили… Всевозможные подсчеты и составляют суть маркетинга в сети.

6. Однако главное отличие заключается в том, что бизнес в сети – это почти всегда гонка на время. Какой бы у вас не был бизнес, против вас всегда кто-то играет. И этот кто-то находится на расстоянии одного клика от вас. Таким образом, меняется стратегия поведения предпринимателя. Если в офлайн бизнесе можно было раз в неделю почитать отраслевую газету, чтобы находится в струе, то в сети этого категорически недостаточно. Здесь чрезвычайно важно понимать тенденции еще на старте их зарождения, поэтому вам придется постоянно перемалывать через себя огромное количество информации, присутствовать на всевозможных мероприятиях и постоянно пытаться понять, что происходит и куда все бегут. Точнее, куда бегут те люди, которые играют против вас.