Около 44% населения Украины пользуются интернетом, из них 10% – совершают покупки через интернет, по данным за январь-сентябрь 2012 года. И количество покупателей растет (см. график ниже). На III квартал 2012 года – это уже более 2 млн пользователей. По прогнозам компании, к 2015 году доля интернет-магазинов вырастет до 20-25% в общем объеме торговли. Эти данные на конференции “Бизнес интернет-магазинов” представлял Андрей Свирский, менеджер по розничному аудиту GfK Ukraine.
Основное внимание в презентации он уделил развитию продаж техники онлайн (это пока что основная товарная группа для интернет-торговли).
При этом, говоря в общем о продажах техники и электроники в Украине, он отметил, что этот рынок фактически остановил свой рост по итогам первого полугодия (в первом полугодии 2012 года по сравнению с первым полугодием 2011 года украинский рынок просел на 0,6%, при том, что в 2011 году за полгода он вырос на 33%). Сезон back-to-school на украинском рынке не сработал (к примеру, ноутбуки за январь-сентябрь выросли всего на 5%, а в прошлом году – на 13%). По итогам этого года ожидается рост максимум в 3% и составит 44,5 млрд грн – и это еще оптимистический прогноз. А в 2013 году, возможно, будет 1-2% рост.
Рост (в общем, по рынку) показали только компьютеры, периферия, фото и смартфоны/мобильные телефоны:
Если возвращаться к развитию торговли техникой в интернете, с одной стороны, такая стагнация – это не очень хорошие новости для владельцев интернет-магазинов, отметил Свирский. “С другой, именно ваш сегмент быстро растет в Украине, так что для вас это opportunity, вашему сегменту есть еще куда развиваться”, – сказал он.
По словам Свирского, пока еще через интернет в меньшей степени покупают продукты питания, хотя в этой нише и стали появляться крупные игроки. Одежда и обувь преимущественно тоже продается офлайн, но взрывообразно появляются онлайн-магазины в этом сегменте. Самые продаваемые продукты онлайн – все еще бытовая техника и электроника (по результатам опроса). При этом, пользователи часто заходят на интернет-аукционы, классифайды, сайты со сравнением цен:
Также, по результатам опроса выяснилось, что для товарной группы “Техника” основным фактором покупки является разница в цене, а для покупки одежды – фактор экономии времени:
Интернет все еще остается хорошей площадкой для более дорогих продуктов, и тех продуктов, для которых не нужна консультация продавцов в магазине.
По сравнению с другими странами, если сравнивать 2011 с 2012 годом, продажи через интернет-выросли не очень, но очень сильно поменялась внутренняя структура продаж (выросли продажи крупной и мелкой бытовой техники). Так выглядит динамика интернет-продаж по основным товарным группам техники по сравнению с динамикой продаж крупных офлайн-сетей:
Основные тенденции развития рынка интернет-торговли в Украине выглядят, по мнению экспертов, таким образом:
- Рост доли интернет-магазинов до 20-25% в 2015 году
- Укрупнение онлайн-ритейла, расширение ассортимента
- Покупка ведущих интернет-игроков крупными международными или украинскими офлайн-ритейлерами
- Более пристальное внимание фискальных и регулирующих органов
- Рост количества онлайн-магазинов в городах меньше 500 тыс. жителей.