Как интернет-магазину лучше работать с налогами и таможней

2323
8

Какие налоговые и таможенные схемы лучше выбрать украинскому интернет-магазину? С докладом на эту тему на конференции «Бизнес интернет-магазинов», организованной OWOX, выступил Дмитрий Йовдий, управляющий партнер юридической компании Leetas.

По его мнению, основные проблемы, которые требуют решения в случае интернет-магазина: вопрос импорта и выбор организационно-правовой формы существования. По словам юриста, первый пункт очень часто вызывает вопросы, и только за последние две недели перед конференцией к клиентам юриста дважды обращались из налоговой и таможни с требованием показать всю документацию по импорту и продаже товаров. От деклараций и инвойсов отправителей до доставки конечному потребителю.

Редакция AIN.UA представляет основные тезисы доклада Дмитрия о легальных схемах ввоза товаров для интернет-магазинов, а также — об особенностях систем налогообложения для онлайн-магазинов.

Доставка товара в Украину

Законным способом ввезти товар на территорию Украины сложно, а если при этом еще и заплатить все пошлины, это становится просто невыгодным, говорит юрист. НДС — 20%, таможенный сбор — 10%, непрозрачные системы растаможки, завышение стоимости товара и другие особенности официального импорта усложняют работу интернет-магазинов по этой схеме. Официальный импортер  однозначно вызывает внимание налоговой службы.

Есть альтернатива — международные почтовые отправления, которые, как убежден Йовдий, являются оптимальным видом доставки товара на территорию Украины для интернет-магазина, не являющегося юрлицом:

» Эти товары, кроме того, не подлежат вскрытию, только в случае серьезных подозрений», — резюмирует юрист. Правда, появляется вопрос: как обосновать ввоз большой партии товара через почтовые отправления, доказать таможне, что это — посылки, а не импортируемые товары. «На практике компании, которые предоставляют эти услуги в местах почтового обмена на таможне («Укрпочта», GlobalPost, другие компании), эти вопросы решают», — отметил он.

В Украине может действовать такой способ доставки, как консигнация (международные услуги по передаче, таможенной очистке почтовых отправлений). Оформление международных почтовых отправлений с пометкой «консигнация» осуществляется на бланке единого административного документа (постановление Кабмина № 450 от 21.05.2012 года). В одной таможенной декларации на бланке единственного административного документа может быть задекларировано до 999 товаров.

Сейчас «Укрпочта» подписала договоры консигнации с Словакией, Чехией, Германией. Те страны, в которых есть консигнационные соглашения, дают возможность своим отправителям формировать налоговый кредит по экспортному НДС при вывозе товара. Многие игроки дистанционной торговли зарегистрированы именно в этих юрисдикциях (к примеру, BonPrix). «Наши интернет-магазины при больших оборотах могут оформлять покупку товара на компании, которые зарегистрированы в этих юрисдикциях. Речь идет об оборотах от 20 млн грн в год», — заметил Йовдий.

Выбор системы налогообложения

Практика показала, что в Украине интернет-магазину юрлицо не подходит, считает эксперт:

Кроме того, имеется требование по кассовым аппаратам и торговому патенту (сейчас это называется  збір за заняття первними видами підприємницької діяльності). «Фантазии налоговой нет предела: когда курьер доставляет товар на машине, оказывается, можно это понимать так, что машина курьера является местом продажи товара, и соответственно, торговый патент нужно приобретать по каждому месту такой продажи. — отмечает юрист, — К моему сожалению, я нашел судебное решение, когда суд согласился с такой позицией налоговой».

Альтернатива — упрощенная система налогообложения, описанная в Налоговом кодексе:

Более-менее востребованными с точки зрения бизнеса интернет-магазинов являются 2 и 3-я группы, говорит юрист. К сожалению, и здесь остаются риски: необходимость следить за тем, чтобы годовой доход не превышал установленных рамок (при превышении предприниматель платит еще 15% налога на всю выручку плюс штрафы). Именно в связи с этим риском, многие, даже крупные супермаркеты, принимают решение работать по схеме 10 СПД, 20 СПД и т.д. Также, перед СПД может встать вопрос о том, откуда появился товар, учитывая, что такие компании не имеют права импортировать товары.

Обе эти проблемы решает работа по посредническим договорам, такая возможность в Налоговом кодексе предусмотрена, рассказал юрист. При такой схеме доходом плательщика налога является исключительно сумма вознаграждения (агентское вознаграждение, вознаграждение поверенного), а не вся сумма полученных от потребителей денег.

«Юридически это выглядит так: зайдя на ваш сайт, покупатель соглашается с вашими условиями договора (публичной офертой), с тем, что покупает товар не у вас, а дает вам указания найти такой товар и закупить его у поставщика. Вы выполняете роль агента либо поверенного», — отметил Дмитрий.

Это может выглядеть и зеркальным образом: когда СПД работает с поставщиком и является его агентом (по агентскому договору, по договору поручения или транспортного экспедирования). Самый оптимальный вариант из вышеперечисленного — агентский договор. Нельзя заключать договор комиссии: для упрощенной системы налогообложения весь доход, который компания получила с потребителя, считается ее выручкой. И суды за последние 3 года занимали в таких спорах фискальную позицию.

«Практика показала, что такая схема может проходить налоговые проверки», — говорит юрист. Главное: очень четко показывать в документах, что является транзитными суммами, а что — суммами вознаграждения.

 

Оставить комментарий

Комментарии | 8

Поиск