Насколько важно IT-стартапу патентовать свои технологии? На какой стадии работы над продуктом нужно задумываться о защите своих авторских прав и сколько это обычно стоит? На эти и другие вопросы в ходе лекции, организованной GrowthUP, ответил Марк Белобородов, ведущий патентный специалист Philips.

Он рассказал, в чем должна заключаться IP-стратегия для стартапов (стратегия по intellectual property), как принять решение о том, нужен ли компании патент на данное изобретение, как оформить экспресс-заявку на получение патента, если завтра неожиданно организовалась встреча с инвестором, описал самые распространенные ошибки, которые допускают стартапы, пытаясь защитит свои права.

Редакция AIN.UA представляет основные практические рекомендации Марка. 

Как пояснил Марк, IP-стратегия стартапа должна строиться на таких принципах:

  • С первого дня существования компании растить культуру инноваций, которые работают на рынок. Не давать инженерам “влюбляться” в свои изобретения и защищать их. Это должна быть инновация, которая предусматривает решение, существующее на рынке, или то, которое может там появится в будущем.
  • Думать “наперед”, о том, какие ключевые технологии появятся в сфере работы компании.
  • Оставаться в курсе технологических трендов, чтобы успевать понять, как будет выглядеть мир в будущем.
  • Отслеживать, кто где и что патентует. “Это отличный индикатор того, что думают лучшие умы, технические стратеги больших компаний в вашей области”, – говорит Марк.
  • Если уже имеется защищенная интеллектуальная собственность, пытаться защищать свои патенты в суде против конкурентов.
Чтобы принять решение о том, стоит ли патентовать идею, нужно взвесить все “за” и “против”. Учитывать, что придется потратить достаточные средства (в США полное патентное сопровождение на протяжении всей жизни патента обходится примерно в $20 тыс.) и время. Сравнить это с конкурентными преимуществами, потенциальным доходом от лицензий.
Помочь принять такое решение помогут ответы на вопросы:
  • Нужно это изобретение для целей компании, это просто хорошая идея или есть реальный способ ее реализации?
  • Насколько широкий можно получить патент, будет ли возможность после получения патента найти компании, которые используют такую технологию? (Имеется в виду, что патентованная технология обязательно раскрывается в патенте, который является общедоступным. Именно поэтому Coca-Cola патентует форму бутылки, но не формулу напитка. И узнать, кто использует подобные технологии, при этом держит их в секрете, может быть сложно).
  • Можно ли придумать другие способы решения проблемы, которую решает данная технология?
  • Насколько просто обойти это изобретение? “Часто патенты просто не нужны стартапам. Если вашу идею просто скопировать, если она – поверхностная, ее скопируют, и вы ничего с этим не сделаете”, – уверяет Марк.
  • Рабочая ли это технология?
Перед тем, как подавать заявку на патент, нужно подумать, на какой стадии готовности находится эта технология. “Если время вас не поджимает, и завтра вам не нужно идти на встречу с инвесторами, не начинайте процесс патентования слишком рано”, – советует Марк.
Нужно учитывать, что в патентной заявке придется рассказать все, что известно о данной технологии. Фактически, выступить инструктором для всей индустрии. Также, стоит провести патентный поиск, если нет средств на него – хотя бы своими силами, на начальном уровне. Хороший поиск можно провести за $2 тыс. Некоторые адвокаты представляют такие услуги почасово, за $200-300 в час. “Я очень часто вижу, в том числе у стартапов из Украины, России, своеобразные “розовые очки”: то, что кажется здесь новым, отличным решением, уже известно в США или Европе”, – говорит Белобородов.
Стоит также принимать во внимание, что патентный процесс может длиться 2-3 года. Нужно подумать, будет ли изобретение все еще актуальным через несколько лет. Получать заявку быстро имеет смысл только в том случае, если нужно идти на разговор с инвестором.
Также, необходимо уяснить для себя географию патента: где он будет оформляться, где будут находиться конкуренты, покупатели продукта.
Распространенным заблуждением является то, что изобретение – это объект, к примеру, устройство. “Изобретение не должно быть объектом, это концепция. Это – не  микроволновая печь, не iPhone, не тостер. Эти предметы воплощают в себе множество инновационных концепций. И если вы в заявке укажете, что ваше изобретение – это какое-то устройство, вы получите в результате очень узкую защиту, которую просто будет обойти”, – рассказывает Марк. К примеру, патент на технологии лифтов Otis содержит описание проблемы и решения: проблема неконтролируемого обрыва кабеля решается автоматическим торможением. Изобретение здесь – не конкретный механизм торможения, но идея использования автоматического торможения при обрыве.

Как подавать заявку

Первичная подача может проходить в Украине, может – в США. Американская заявка существует 12 месяцев, и через год нужно будет решить, будете ли с этим работать дальше, – говорит эксперт. Далее можно подавать заявку точечно – в США, Канаду, страны Европы, либо же по PCT (Patent Cooperation Treaty), через Всемирную организацию интеллектуальной собственности, где заявка рассматривается предварительно. Рассмотрение там длится до 1,5 года. В результате у компании есть около 30 месяцев, когда она уже заплатили за написание заявки и первичную экспертизу, и выиграла время, чтобы понять, что с этим делать дальше. Следующий шаг – патентование в конкретных странах. Вход в Европу стоит $8-10 тыс. (госпошлины и гонорары адвокатам), в США – от $2-3 тыс., в Китае, Корее – от $10 тыс. (в том числе, из-за перевода).
Предварительная заявка (Provision Application) является недорогой, к ее оформлению не очень высокие требования, она обеспечивает приоритет в патентовании, не публикуется. Все страны мира ее признают как первичную заявку. Это оптимальный вид первичной заявки, если компания хочет получить патент в США.
Но, если у стартапа нет времени, к примеру, завтра нужно быть на встрече с инвесторами, юрист или патентный поверенный может просто выслать как заявку презентацию продукта (слайды и картинки). В идеальном мире, даже в первичной заявке должно быть полное описание изобретение. В реальном, в случае срочности, ищется некий баланс между презентацией и полноценной заявкой. Правда, в заявке из слайдов может содержаться финансовая информация, планы по другим разработкам, и если она подана, после получения патента вся эта информация станет общедоступной.

Передача прав

 Очень важно знать, кто владелец патента, при том, что авторами изобретения могут быть несколько человек. “Представьте, что у вас в компании над технологией работало несколько человек, и один из них уволился. Проходит время, и вы хотите передать лицензию на свою технологию компании Intel, а там обратят внимание на то, что в вашем договоре передачи прав нет подписи уволенного сотрудника”, – говорит Марк. На момент подачи патента все права на изобретение должны быть переданы компании, особенно это касается молодых проектов. “Это очень скользкий момент, на нем постоянно спотыкаются стартапы”, – отмечает эксперт. – Слухи о том, что при продаже компании один из патентов не входит в пакет продажи, могут привести к большим проблемам, серьезно обвалить акции”.

Распространенные ошибки стартапов

  • Слишком рано раскрывают изобретение
  • Не проводят патентный поиск
  • Думают, что если показать инвестору идею, не защищая ее патентом, инвестор сам возьмет на себя патентование
  • Не полностью описывают изобретение в заявке
  • Не применяют подход “проблема-решение”, регистрируют устройства, а не идеи
  • Забывают собрать подписи у изобретателей, называют в заявке не тех изобретателей или забывают кого-то указать.