Согласно Закону Украины “О порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти”, у каждого органа исполнительной власти должно быть представительство в интернете. Органов законодательной власти у нас в стране не много и с наличием у них сайтов особых проблем нет. А вот “исполнителей” разных уровней хоть отбавляй. Уверенность в том, что сайт государственной организации или учреждения обязан физически находится на территории Украины, кажется очевидной и обоснованной. А есть ли вообще законодательный акт, запрещающий госорганам хоститься за рубежом? Попробуем разобраться.

Чтобы не пытаться объять весь мир, ограничимся доменом gov.ua, хотя госорганы в праве использовать любые домены для своих представительств, если это не противоречит правилам самой доменной зоны.

В ноябре 2002 года Кабмин постановил и поручил всем ведомствам “обеспечить размещение и постоянное обновление информации на собственных сайтах в сети Интернет”. Все это затевалось с целью развития демократии, реализации конституционных прав на свободный доступ к информации и так далее. Таким образом вопрос, а нужен ли вообще госконторе сайт, закрыт. Нужен.

Центральные органы исполнительной власти чаще всего в состоянии обеспечить самостоятельное размещение ресурса на своих же серверах, защитить данные должным образом, обращаясь за внешними услугами лишь к провайдерам доступа в интернет. Этого нельзя сказать о дочерних органах поменьше, поскольку бюджеты и приоритеты “в регионах” другие. В случае когда “материнские” учреждения предоставляют хостинг “детям” проблем нет, но когда сознательные дети берут на себя все бремя онлайн-активности, получается так что, сайт Львовского Государственного Архива живёт, например, в Германии. За бугор оплату за хостинг Госказначейство не пропустит — это неоспоримый факт. Даже если услуги “размещения сайта на немецких серверах” предоставляет украинский посредник, достаточно ли надёжна такая связка и построена ли там, в Германии, КСЗИ сертифицированная Госспецсвязью? Не всё сразу.

КСЗИ – это Комплексная Система Защиты Информации. Вкратце, это совокупность технических и программных  мер по защите информации в сетях автоматизированной обработки информации. Существует большое количество законов и нормативных документов, регулирующих эту отрасль, среди которых особый интерес представляют два. Восьмая статья Закона Украины о защите информации прямо говорит — в защите нуждается любая информация принадлежащая государству. Под защитой понимается обработка этой информации только в рамках КСЗИ. Всё что публикуется на сайтах государственных учреждений принадлежит государству.

Во-вторых, интерес представляет, внезапно, Закон о закупке … услуг за государственные средства, второй пункт четвёртой статьи которого определяет информационную систему, как систему с построенной КСЗИ, которая, в свою очередь должна иметь аттестат соответствия требованиям Госспецсвязи. Провайдеры, оказывающие телекоммуникационные услуги госучреждениям просто обязаны иметь аттестованную КСЗИ. Разумеется, забугорных хостинг-провайдеров никто не аттестует. Таким образом можно утверждать, что хостить государственные сайта вне страны нельзя.

К счастью или нет, но в результате проверки пяти сотен gov-сайтов популярным сервисом GeoIpTool обнаружено всего  несколько весьма вторичных ресурсов с зарубежной пропиской. Всего в зоне gov.ua на сегодня зарегистрировано около 1500 доменов.

Эксперты, мнения, комментарии?