Как развивается рынок онлайн-заказа еды в Украине: «Экипаж-сервис» — доставка блюд из ресторанов

3085
3

Украинский рынок заказа продуктов питания и готовых блюд через Интернет на сегодняшний день очень перспективен ввиду того, что только начинает оформляться сильными игроками. Его можно условно разделить на несколько специфических направлений, таких как онлайн-рестораны, которые не имея своих посадочных площадок, реализуют еду посредством онлайн-заказа, и так называемые сайты-агрегаторы, которые осуществляют продажу ассортимента крупных продуктовых сетей и оффлайн-ресторанов через Интернет.

На сегодняшний день уже обозначились лидеры в различных сегментах. Одним из них является сервис онлайн-заказа готовых блюд из украинских ресторанов «Экипаж-сервис», который работает по принципу агрегатора и предоставляет услуги онлайн-заказа и доставки еды до двери клиента.

Интервью с СЕО компании «Экипаж-сервис» Владимиром Нечипоренко, AIN.UA начинает серию материалов о том, как развивается рынок онлайн-заказа готовой еды и продуктов питания в Украине с точки зрения его основных игроков.

Как в Украине развивается сегмент заказа еды и продуктов через Интернет? Какие основные тенденции можете выделить?

Сегмент доставки и онлайн-заказов выглядит очень перспективным на фоне развития ресторанного рынка. По информации Государственной службы статистики Украины, в 2010 году объем отечественного ресторанного рынка составил 17,6 млрд. грн. Начиная с 2008 г., ресторанный рынок Украины рос в среднем на 11% в год. По нашим оценкам его объем в следующем году увеличится на 15% — до 3 млрд. дол.

В то же время сегмент онлайн-заказов с доставкой рос намного быстрее – в среднем на 30% в год. Мы ожидаем, что этот темп сохранится, и к концу 2012 года его объем достигнет 150 млн. дол. Для сравнения, в Германии объем рынка еды с доставкой уже превысил 2 млрд. дол.

В среднем по Киеву количество заказов еды и продуктов в сутки достигает 5000-7000. В других больших городах Украины — порядка 800-1000 заказов в сутки. Средний чек составляет 180-200 грн. в целом и 120-150 грн. для фастфуда. В регионах этот показатель на 20-30% ниже, чем в Киеве.

По нашим наблюдениям, в регионах около 20-25% жителей хотя бы раз в год пользовались доставкой еды из ресторана. В Киеве таких людей около 40%.

Какова динамика выхода новых игроков на украинский рынок онлайн-заказа и доставки еды? Выделите самых сильных ваших конкурентов.

В сегменте заказа еды с доставкой мы наблюдаем существенное увеличение количества игроков, в первую очередь за счет онлайн-ресторанов и активной экспансии наиболее успешных из них.

Онлайн-ресторанэто Интернет-сервис, который продает свою готовую еду с доставкой и не предоставляет собственной посадочной площадки. В Киеве этот сегмент за последние несколько лет динамично развивается. К примеру, за прошлый год, когда популярностью начала пользоваться китайская и тайская еда в коробочках, в столице появилось около 20 таких сервисов. В регионах подобные ресурсы тоже начали появляться, но динамика их открытий на порядок ниже. Сегодня самые быстрорастущие онлайн-рестораны в Украине — Суши33/ Пицца33, в плане маркетинговой активности можно также отметить сервисы FoodBox, Нями-Нями.

Среди наших давних конкурентов стоит выделить Royal Service и restorania.com. Также активно развиваются чистые сайты-агрегаторы Zakaz.ua, Ufood и Хрум (последние два появились в этом году). Агрегатор – это, по сути, сайт-платформа, который позволяет клиенту выбрать еду по ряду параметров (типу кухни, стоимости, отзывам друзей и т.д.) из ресторанов, которые находятся поблизости. Стоит отметить, что агрегаторы имеют дело только с ресторанами, которые доставляют еду сами. Радиус доставки каждого из них ограничен, чтобы сократить затрачиваемое время.

Мы рады, что на украинский рынок выходят международные игроки, такие как Domino’s Pizza. Это позволит повысить стандарты качества сервиса и оперативность доставки, что положительно отразится на темпах роста рынка. Ведь сегодня сегмент онлайн-заказов еды с доставкой составляет только 5% от общего объема рынка готовой еды. Для сравнения – этот показатель в Германии уже достиг 15%, а в США -32%.

Какие барьеры сдерживают развитие сегмента заказа еды и продуктов через Интернет в Украине?

Основным препятствием для более динамичного роста в этом сегменте пока является отсутствие узнаваемых брендов, которые бы вызывали доверие у пользователей, сравнимое с доверием к оффлайн-ресторанам. В первую очередь это относится к онлайн-ресторанам, что вполне объяснимо, так как проверить качество их кухни и сервиса сложнее.

А какие тенденции на зарубежных рынках онлайн-заказа еды и продуктов вы можете выделить?

На западе рынок заказа еды через Интернет с доставкой успешно развивается уже более десяти лет. Причем последние 2-3 года наблюдается бум агрегаторов заказов из ресторанов.

Наиболее известные агрегаторы: GrubHub и Seamless в США, Британский сервис JustEat, Голландский Takeaway, немецкие Lieferheld и Lieferando. Пока американские игроки концентрируются на своем огромном рынке, активную экспансию в мире ведут немецкие компании. Причем, если LieferHeld активно поглощает успешных игроков в Европейских странах, Lieferando нацелен на запуск новых компаний в развивающихся странах, таких как Бразилия и Китай. Также стоит отметить сингапурский сайт Foodpanda, который доминирует в странах Юго-Восточной Азии.

В России неоспоримым лидером рынка является Delivery-club, также стоит выделить izrestorana.ru – дочку турецкого сервиса Yemeksepeti — и Foodik.

Какова специфика вашего проекта — чем «Экипаж-сервис» отличается от конкурентов?

Наш сервис объединяет вебсайт, службу доставки и call-центр. Мы одними из первых начали развивать интернет-ресурс в формате онлайн-агрегатора в Украине, а также первыми запустили приложения под iPhone и устройства Android в нашем сегменте.

За счет наличия собственной логистики мы можем не только генерировать заказы для офлайн ресторанов, но и вывозить их. Это удобно тем заведениям, которые по разным причинам не планируют развивать собственную доставку, а также для их клиентов.

Как и другие игроки, мы предоставляем ресторанам свою экспертизу в онлайн-меркетинге, а также предлагаем ресторанам-партнерам различные оффлайн акции.

Игорь Головин, директор по развитию «Экипаж-сервис», и CEO Владимир Нечипоренко

Расскажите про вашу бизнес-модель.

На самом деле нам приходится работать по смешанной модели — мы объединяем услуги агрегации и доставки заказов. Для ресторана – это чистые дополнительные заказы, которые не создают нагрузки на зал, а также активное продвижение в Интернете. Для клиента – это возможность оценить и выбрать наилучший ресторан для заказа еды. Также мы предоставляем возможность оставлять отзывы о заведениях, что позволяет ранжировать их по качеству еды и сервиса.

В свою очередь агрегатор продает еду по цене ресторана, зарабатывая на комиссии от продаж. За рубежом эта комиссия составляет 10% от стоимости заказа.  В Украине достигает 15-20%. Комиссия «Экипажа» составляет 20%.

Сколько было инвестировано в ваш проект с момента запуска? Вышли ли вы на точку безубыточности?

«Экипаж-сервис» был запущен в 2009 году, в самый разгар мирового финансового кризиса. Тогда компания предоставляла услуги такси, но, начав испытывать трудности, в качестве дополнительного заработка взялась доставлять еду из ресторана «Меланж» на Оболони в Киеве. Сервис оказался востребованным, и уже в 2011 году было принято решение отказаться от такси и полностью перейти на курьерскую доставку.

Проект изначально генерировал достаточное количество дохода за счет комбинирования услуг по агрегации заказов и доставке. Однако «Экипаж-сервис» растет настолько стремительно, что обойтись без внешних вливаний невозможно. Недавно мы привлекли средства от группы украинских и иностранных инвесторов на развитие платформы и дальнейшую экспансию. Ожидаем, что эта инвестиция полностью окупится уже через год.

Как в прошлом году вырос ваш проект?

Количество заказов у «Экипажа» за год выросло в три раза — до 8 тысяч в месяц. Оборот увеличился в два с половиной раза — до 1,5 млн. дол.

Сегодня у «Экипажа» более 600 ресторанов-партнеров в 13 городах Украины. Ежедневно подключаются 1-2 новых заведения.

Оставить комментарий

Комментарии | 3

Поиск