Найдется ли место под солнцем среди звуковых соцсетей для украинского стартапа Hubbub.fm?
«Естественным средством человеческого общения является речь и восприятие ее на слух», — говорится в видеоролике украинской звуковой социальной сети Hubbub.fm, основателем и идеологом которой является Юрий Рифяк. Звуковые социальные сети — новый тренд IT-рынка, который возвращает пользователя к исконному вербальному общению, используя новые технологические разработки.
Это история о том, как львовянин Юрий Рифяк, заручившись финансовой поддержкой ($250 тыс) влиятельного бизнесмена Хареса Юссефа, сумел создать интересный проект, имеющий хороший шанс стать одним из ключевых игроков ниши звуковых социальных сетей, до которой пока не дошли руки крупных корпораций.
Как все начиналось
Считается что главными препятствиями к массовому использованию голоса в социальном сетевом общении являются невозможность индексирования звукового контента и синхронность записи и восприятия звуковой информации, в следствии чего человеку надо потратить ровно столько же времени на прослушивание сообщения, сколько ушло на его запись.
Мы пришли к выводу, что первое препятствие можно игнорировать, так как пользователи мало используют поиск в социальных сетях: важна актуальная, а не архивная информация. Вторую же проблему можно решить сделав сообщения короткими и объединив в сплошной поток, который можно слушать как радио: наш мозг при этом способен эффективно выделять из общего потока важную для нас информацию и в нужный момент переключать наше внимание. Такое социальное радио можно слушать на фоне, паралельно занимаясь чем-нибудь еще.
В дальнейшем несколько полезный советов по развитию продукта нам дали Денис Довгополый и Кирилл Быстряков. Последний в частности подсказал замечательную идею ставить на фон потока голосовых сообщений музыку из внешнего потока и ориентироватся на ситуации когда пользователь не может читать и печатать, например когда он ведет автомобиль или занимается спортом.
Инвестиции и окупаемость
Аудитория соцсети
Совершенно неожиданно ранний трэкшн у нас пошел из стран Ближнего Востока: Иран, Египет, Ливан, Сирия, а также из Китая. Мы специально не таргетировали эти рынки, поэтому для нас поток пользователей из Азии был сюрпризом. Общаясь с представителями этой аудитории мы выяснили, что есть две основные причины их интереса к Hubbub:
- В некоторых странах, таких как Иран или Китай, крупные социальные сети наводнены сотрудниками местных спецслужб, которые отслеживают подозрительные разговоры по определенным ключевым словам. Согласитесь, даже если вы не замышляете свержение правительства, само осознание того факта, что ваши комменты может читать и понимать на свой лад офицер в штатском, достаточно неприятно. Звуковой контент отслеживать таким образом невозможно, поэтому общение в Hubbub становится, если хотите, глотком свободы и приватности.
- Большинство восточных языков используют неалфавитное письмо, например в Китае иероглифическая система, в арабском — сочетания согласных букв с разными вариантами использования гласных. Такое письмо имеет несколько уровней сложности и большинство свободно говорящих на том или ином языке владеют письмом только на первых уровнях. Таким образом чтение и письмо для пользователей из азиатских стран сопряжено с гораздо большими сложностями в сравнении с устным общением, чем для европейцев, использующих фонетические алфавиты.
Положительная реакция азиатской аудитории заставила нас всерьез задуматся над целенаправленной адаптацией и продвижением сервиса на этот географический сегмент. Азиатский сегмент, особенно его ближневосточная составляющая, на сегодня — наиболее быстрорастущий на рынке социальных медиа.
Тем не менее, мы считаем, что Hubbub имеет хорошие перспективы и на Западном рынке. Мы видим наш сервис как следующий этап в развитии радио. Hubbub добавляет в это традиционной медиа мощную социальную составляющую. Сотни миллионов людей каждый день включают радио — и сотни миллионов ежедневно заходят на свои странички в социальных сетях. Пересечение этих двух аудиторий — это наши потенциальные пользователи.
Раскрутка
Пока же мы в процессе Customer Development, то есть в режиме исследования. Для привлечения того небольшого количества новых уникальных пользователей, которое необходимо для мониторинга ключевых показателей, нам вполне хватает средств Google AdWords и минимального набора инструментов SMM.
Конкуренция
Вообще, по моему мнению стартапу на ранней стадии развития не имеет особого смысла говорить о конкурентах. Во-первых конкуренты не есть главной проблемой стартапа. Главная проблема — невозможность предвидеть реакцию пользователей на твой продукт. Во-вторых — на раннем этапе бизнес-модель является еще очень гибкой и часто меняется. Соответственно сегодня у тебя могут быть одни конкуренты, завтра — другие. И все они — достаточно условны до определенной поры.
Тем не менее есть достаточно много сервисов, в той или иной мере решающих похожие проблемы. Один из наших основных конкурентов — сервис голосовых соощений Bubbly, имеющим сегодня около 20 млн. пользователей. Стоит также отметить мобильное приложение DriveSafe.ly от iSpeech, озвучивающее сообщения Twitter, SMS и электронную почту с аудиторией в 15 млн. пользователей. Недавно познакомился на TechCrunch Disrupt в Сан-Франциско с основателем интересного аргентинского стартапа The Social Radio. Они также используют речевой процессор для озвучки Twitter-ленты и позволяют ставить музыку на фон. Из других достойных внимания проектов можно отметить Text’n’Drive, Ionroad, vBox, Voice Brief и Qwips.
Конкурентные преимущества
У Hubbub есть два ясных преимущества перед похожими сервисами:
- Естественность. В основе контента лежат сообщения, записанные реальными людьми, собственными голосами. Все указанные выше приложения, за исключением Bubbly, используют исключительно искусственные голоса, озвучивающие текстовый контент при помощи речевого процессора. Естественно, при этом теряется значительное количество информации: индивидуальные характеристики голоса, эмоциональная окраска, звуковой фон и др.
- Универсальность. Здесь более сложно, но и более интересно. Не смотря на все вышесказанное, мы все же решили интегрировать text-to-speech, добавив к оригинальному контенту Hubbub озвученные сообщения из Facebook, Twitter, а так же SMS и электронную почту . Это необходимо для того, чтобы новый пользователь, который еще не успел завести друзей на Hubbub, сразу имел что слушать. В дальнейшем можно будет выбрать, что слушать: только оригинальные сообщения Hubbub или все в вперемешку. Релиз с интегрированным речевым процессором и полностью обновленным интерфейсом мы рассчитываем выпустить в феврале-марте 2013 года.
Таким образом Hubbub превратится в единое окно, превращающее в звук и транслирующее сплошным потоком все, что происходит в социальных сетях. Пользователи смогут твитить, обновлять статусы в Facebook и отвечать на электронные письма на ходу, используя только голос.
Множество сервисов решают отдельные части этой задачи, но именно Hubbub будет первой универсальной платформой для голосового общения в сети.
Монетизация Hubbub
Планы
Дальнейшее развитие Hubbub во многом связано с партнерством с международными медиа-компаниями, новостными сервисами, продюсерскими агентствами. С этой целью мы приняли решение перенести фронт-офис компании в Лондон. Команда разработки под руководством CTO Юрия Марчука при этом по прежнему остается во Львове.
Мы разработали виджеты, которые позволят встраивать в веб-страницы каналы Hubbub. Таким образом у читателей новостных сайтов появится возможность зайдя на главную страницу, послушать все последние новости. Тот же виджет, встроенный в страницу блога позволит удобно выкладывать свои путевые заметки.
В будущем планируем так же запустить на платформе Hubbub первое open-source радио. Из наиболее популярных голосовых и музыкальных постов на Hubbub будет формироваться отдельное онлайн-радио, которое мы будем всячески продвигать. Это может стать хорошей возможностью для начинающих артистов заявить о себе.
Комментарии | 3
на что потратили 250К где результаты работы? можно и несколько миллионов потратить на RND как-то не ок.
вопрос еще в том, как это решение сможет конкурировать с тем же подкастингом. и вообще понять бы, в чем та большая особенность и «big idea», отличающая именно этот проект от еще минимум трех таких же, которые (или наналогичные) появились годами ранее
Конкурентные преимущества
Естественность Универсальность
Ребята! Я вообще то в Одессе нахожусь , так что потрудитесь хотя бы по ip пользователя верную языковую версию сайта выдавать! На кой мне ваш инглишь если я учил немецкий!
Да я не пользуюсь айфонами у меня моторолла дроид икс на андроиде зачем мне ваш апсторе? Я не зарегистрирован в фейсбуке и твитере а что без этого я не могу зарегистрироваться на вашем сайте ?) Надо идти сначала регистрироваться на твитер или фейсбук? Да нет наверное вы сами идите…. ну вы поняли куда….