Как развивается рынок онлайн-заказа продуктов в Украине: Zakaz.ua – сборка и доставка продуктов из супермаркетов

3113
35

Когда речь заходит об онлайн-заказах и доставке продуктов питания на дом, абсолютным лидером сегмента называют сервис Zakaz.ua. И это, пожалуй, один из немногих игроков на данном рынке, чье имя действительно на слуху. Компания активно продвигает свой бренд, работая на узнаваемость.

Продажа продуктов питания через интернет – ниша очень специфическая, поскольку данная модель все еще во многом непонятна украинскому потребителю. Чтобы этот рынок рос, а вместе с ним набирали обороты игроки, необходимо делать упор на маркетинг, считает основатель и глава Zakaz.ua Егор Анчишкин, интервью с которым AIN.UA продолжает серию статей о развитии рынка онлайн-заказа готовой еды и продуктов питания в Украине.

Как по вашим оценкам растет рынок онлайн-заказа продуктов питания в Украине? На какой стадии развития он находится сегодня?

На сегодняшний день в Украине продуктовый ритейл через Интернет все еще находится на зачаточной стадии. Для сравнения, в Великобритании доля онлайн-продаж составляет 5% всего оборота по продуктам питания. В США эта доля достигает примерно 2,5%. На третьем месте, пожалуй, Швейцария, хотя цифр назвать не могу. А в Украине доля продаж гастрономических товаров через Интернет пока меньше 0,1%.

Если в Европе и Америке рынок постепенно становится на ноги, то в постсоветских странах он еще мало-заметен в сравнении с обычными супермаркетами. В Белоруссии, например, его вообще не видим. В Украине рынок быстро растет. В России существует сильный игрок — «Утконос». Его услугами уже пользуются более 280 тыс. пользователей, а это порядка 3% всех интернет-пользователей Москвы. Поэтому, можно сказать, что рынок в РФ несколько более развит, чем в Украине.

В целом рынок e-commerce растет в нашей стране достаточно высокими темпами. Люди постепенно привыкают к онлайн-заказам, и это отражается, в том числе, на продуктовом сегменте. Но мотивация здесь не такая, как в сегменте электроники и бытовой техники, где пользователи в первую очередь ищут экономию. Онлайн-заказ продуктов привлекателен в силу того, что людям это удобно — не нужно ехать в супермаркет, тащить домой, а потом на 5 этаж, огромные пакеты с едой и бояться разбить яйца.

Как за этот год вырос ваш проект? Какова сегодня ваша рыночная доля?

За 2012 год по отношению к 2011 мы выросли в 2 раза. На сегодняшний день с нами работает 8 продуктовых сетей. В сумме они сгенерируют оборот в чуть больше $4 млн. в 2012-ом по сравнению с $2 млн. в 2011-ом. Точно прогнозировать рост на 2013 год тяжело, однако мы уверены, что динамика будет еще выше.

Мы считаем что в нашей относительно-молодой нише спрос формируется качественным предложением. По нашим оценкам, мы сейчас владеем как минимум половиной рынка онлайн заказов продуктов. Тут мы заявляем нижнюю оценку, поскольку наши конкуренты–коллеги не раскрывают своих показателей.

На сегодняшний день мы обслуживаем порядка 100-150 заказов в день. Во многом на этот показатель влияет сезонность. Например, летом количество заказов намного меньше, чем зимой. Август в этом смысле самый низкий месяц, зато в Декабре объемы продаж в два раза выше, чем в Августе. Сейчас, в предновогодний период, у нас, можно сказать, горячо.

Если ниша онлайн-заказа продуктов питания не заполнена, легко ли в нее зайти новым игрокам? Назовите ваших самых сильных конкурентов

Мы о конкурентах особо не задумываемся. В Украине в сегменте продуктового e-commerce у Zakaz.ua уникальная модель, поэтому нам сложно выделить конкурентов. Ну а если говорить о тех компаниях, к которым кроме нас пользователь может обратиться для заказа продуктов, я бы назвал интернет-магазин «Мегамаркета».

Хоть ниша и свободна, привлекательна она в первую очередь для ритейлеров с развитой инфраструктурой – тех же крупных торговых сетей. Строить Интернет-магазин продуктов с нуля смерти подобно.

В чем заключается специфика вашего проекта? Какова ваша бизнес-модель?

Zakaz.ua — это, прежде всего, сборщицы, которые работают на покупателей и собирают их заказы в известном большом супермаркете. Независимость сборщиц от магазина является принципиальным условием. Сейчас это ядро нашей модели работает только в одной продуктовой сети – в NOVUS. Другим сетям Zakaz.ua также помогает наладить Интернет-торговлю из существующих магазинов, но до сборки заказов в них мы пока еще не дошли. Также есть алкогольные магазины, где функция сборки выглядит не так, как в продуктах — сомелье оказывает вам косультацию, а мы только координируем и выполняем логистику.

Когда речь идет о продуктах, заказ обычно состоит из 30-60 разнородных позиций, многие из которых имеют трудно специфицируемые нюансы. Кроме этого, у каждого товара есть срок годности, который надо проверить. Все это приводит к тому, что женщина доверяет хорошей сборщице больше, чем собственному мужу, знает ее по имени да еще оставляет чаевые.

Наша бизнес-модель почти уникальна – в Швейцарии есть компания LeShop, которая работала по такой модели, но потом их купила розничная сеть Migros, на базе которой они работали.

Еще у нас самая высокая скорость доставки на сегодняшний день в Европе в сегменте продуктов. Если вы оформите заказ до полудня, его доставят вам в тот же день, с 14:00 до 17:00. Такого нет даже в Британии, которая явлается сейчас лидером онлайн заказа из супермаркетов.

Сколько было инвестировано в ваш проект с момента его основания и планируете ли вы привлекать дополнительные средства? Вышел ли Zakaz.ua в точку безубыточности?

Мы не называем конкретную сумму инвестированных средств в Zakaz.ua. Могу назвать порядок – несколько сотен тысяч долларов. В будущем мы намерены привлекать дополнительные средства – ангельские инвестиции примерно в таком же диапазоне.

Сегодня Zakaz.ua уже безубыточен с операционной точки зрения, но пока в минусе из-за капитальных инвестиций, которые мы делаем в технологию. Ожидаем, что совсем скоро нам удастся выйти на прибыль в целом.

Расскажите о вашей стратегии продвижения? На что в первую очередь вы делаете упор?

Сейчас мы работаем на то, чтобы модель Zakaz.ua становилась понятна людям. Наш проект слишком специфичен, чтобы рекламировать его на билбордах или ситилайтах — для успешного маркетинга в данном случае подходят далеко не все каналы. Нам кажется, что гораздо лучше будут работать те ресурсы, которые позволяют вести непосредственный диалог с потребителями. Например, социальные сети — на них мы будем делать основную ставку. Сегодня все говорят о том, что ритейлер должен становится ближе к клиенту – это мировой тренд.

Как вы планируете расширять свой проект? Собираетесь выходить в регионы или зарубежные рынки?

У нас есть эксперименты в Борисполе и Севастополе, но они работают без маркетинга. Пока мы оцениваем, насколько сложно там работать. Чисто с технической точки зрения особенных трудностей нет, но без рекламы ничего продаваться не будет.

Я думаю, что уже весной 2013 года мы откроемся в других больших украинских городах. Вообще мы планируем расширяться по Украине и выходить на российский рынок. На западные рынки не пойдем — там ритейлеры находятся на другом витке эволюции и уже составили свою Интернет-стратегию на пять лет вперед.

Оставить комментарий

Комментарии | 35

  • Скажите, а почему на сайте основной язык английский? Что вы этим хотите сказать? — Ваш проект для англоязычных жителей Украины? Или вы хотите засветиться и побыстрее продать этот стартап?

  • Вы бы с крупными сетями договорились, Метро, Ашан.
    А то качество и ассортимент морских продуктов в подключенных магазинах оставляет желать лучшего.
    А, учитывая более низкие исходные цены, могли бы сделать свои цены меньше и заодно маржу увеличить.

  • Хотелось бы чуть больше цифр. 4млн. долл. это сугубо комиссия проекта или объем проданных продуктов через заказ.уа.? Входит ли в эту сумму стоимость доставки?

    • написано ж — оборот (тобто, «объем проданных продуктов»)

      • Ну догадывался, но мало ли. Ну тогда я не совсем понимаю якобы оптимистичные перспективы этого бизнеса и какое-то технологическое развитие, которое поедает деньги. Сети наверняка дают максимум 2-3%. Т.е. 3% от указанной суммы за год = 120К долларов. В месяц 10К. Это если откинуть что эта цифра не общий оборот по товарам а там еще и доставка «сидит». Это так сказать грязными. Не совсем понятно как может быть операционно 0 — такие низкие зарплаты и аренды и т.д.? Ну и тогда при таких цифрах это бизнес на оооочень длинную дистанцию, если говорить за Украину. Как бы идея хорошая, но есть ли там деньги?
        В Европе и США я так понимаю проекту места нет, т.к. те же воллмарты, теско и т.д. уже давно все это делают сами.
        С Экипажем как-то понятнее, у ресторанов другие наценки.

        • Да, это бизнес на очень длинную дистанцию. Но это ведь тоже преимущество, не правда ли. Все стартапы хотят окупиться завтра, а нам в кайф развить нечто классное за 6-7 лет.

          • Присоединяюсь к мнению и расчетам avanturist44!!

            Я для себя разделяю бизнес-проекты и стартапы.

            Бизнес-проекты — это проекты, которые создаются, чтобы зарабатывать деньги на клиентах. Стартапы — это проекты, которые создаются, чтобы зарабатывать деньги на инвесторах. 😉

            Похоже, Zakaz.ua — в большей степени стартап, чем бизнес-проект.
            Главная его ценность, на мой личный взгляд, это не уникальные технологии и все такое, а просто удачное название доменного имени.

            А сам бизнес-проект — больше как бесплатное дополнение к названию. 😉

          • >> Все стартапы хотят окупиться завтра, а нам в кайф развить нечто классное за 6-7 лет.

            Нет, Егор, это бизнес-проекты хотят максимально быстро пройти точки безубыточности и окупаемости.

            А цель стартапов — раздувать щеки, говорить про свою перспективность и уникальность, и привлекать инвестиции. 😉

  • Когда ожидать подключения «Сильпо»?

  • Я бы разместил информацию в спальных районах столицы. Потому что, принимая решение идти в магазин, я должен в окно увидеть информацию о возможности заказа и доставки продуктов…

    • А в какой момент, интересно, вы принимаете решение идти в магазин сегодня? Например, до выхода с работы? или еще утром? или совсем заранее?

      • ИМХО, то что может подойти.

        Есть две конторы которые размещают рекламу в лифтах в Киеве. Минимальный срок, кажется от недели (или двух), минимальный заказ от 50-100 лифтов. Сумма в итоге выходит небольшая, пару тысяч гривен. Для пиццерий, такси, ближайших отделений банков работало хорошо.

  • Zakaz.ua действительно удобен. Наличие фотографий весомо добавляет доверия к сервису. Я бы не рискнула оформить заказ у того же МегаМаркета — не думаю, что они привезут мне качественные продукты и положат в корзину именно то, что я заказывала.

    Было бы хорошо, если бы сборщица перезванивала и спрашивала не забыли ли чего-то заказать (очень часто бывает, что выйдя из маркета или оформив заказ, вспоминаешь что закончился кофе/чай/порошок). Она всё-равно отзванивается — в большинстве случаев чего-то нет в наличии.
    И чтобы продукты с бытовой химией в одной коробке не привозили.

    Ну и, конечно же, Ашана и Мэтро вам 🙂

    • Коробки — это значит вы в Фуршете заказываете. Там собирают сборщицы Фуршета. Мы им пытаемся помочь с разных сторон (сайт, контакт-центр), но не все в наших силах. Надо отдать должное Фуршет-у, мы видим некоторые улучшения в мотивации сборщиц. В NOVUS отвечаем за весь процесс.

  • Ребята! Когда уже zakaz.ua прийдет в Ровно? Здесь туча Новусов а мне нет времени по магазинам бегать 😉

  • Ребята! Когда zakaz.ua уже прийдет в Ровно? Здесь туча Новусов а мне некогда бегать по магазинам 😉

  • Интересно, только мне кажется что бизнес-модель и технология притянуты друг к другу за уши.

    • Не согласен, на мой взгляд, бизнес-модель и технология — очень органичны.

      А вот как раз между позиционированием себя как лидера рынка, безумно популярного проекта и реальным состоянием проекта, на мой личный взгляд, пока наблюдается большой дисбаланс.

      Главная страница на английском — капец.
      Мощные торговые сети подключили — нет.
      Интерфейс, юзабилити, информативность сайта — очень хромают.

      Ну и так далее.

      • Что органичного? Технология автоматизирует малую часть процесса, даже сборщики работают по вашему заказу. В процессе столько ручной работы, что при более-менее нормальном качестве услуги, дешево стоить она не может в принципе, зато точно будет дорожать. Не говоря уже о том, что сама услуга, востребована лишь в ряде случаев и лишь для определенной части покупателей. Не знаю какими терминами можно более точно охарактеризовать эти проблемы, скажем так, решается банальная задача очень спорными методами. Для того чтобы решать такие задачи, имеющие известное решение, нужен квантовый скачок в технологии, волшебная таблетка. Предложенная технология на волшебную таблетку объективно не тянет, разве что в воображении инвесторов и маркетологов. Почитайте в свободное время почему для многих задач физики не существует аналитических решений, а численные решения не могут быть точными, почему пилоты садят и будут садить самолёты вручную не зависимо от уровня технического прогресса, и почему робот не отличит один пакет молока от другого пакета ряжанки.

  • Кем доставляете? своя служба?

  • Столько критики… я еще лет семь назад с одним американцем разговаривал на эту тему, так он говорил, что сегмент онлайн покупки продуктов считался на тот момент в топ-5 самых перспективных в штатах. многие, правда, боялись идти в этот рынок из-за того, что до этого было с webvan, но плохая реализация хорошей идеи одним предпринимателем не отменяет ее перспективности для других. не знаю, правда, как там ситуация с тех пор развивалась, не следил. в любом случае, мне кажется, что потенциал прослеживается очень четко. дело за реализацией. приходите в харьков, у нас тут есть районы, в которых вообще супермаркетов нет!)

  • Егор, здравствуйте. Протестировали доставку. Если интересна конструктивная критика, сообщите, поделюсь.

Поиск