По разным оценкам, у украинских пользователей от 8,5 до свыше 10 млн зарегистрированных аккаунтов в соцсетях. В 2012 году социальные сети в Уанете впервые обогнали по аудитории электронную почту и торжественно воцарились на первом месте по доле интернет-пользователей. Подводя итоги уходящего года, редакция AIN.UA спросила представителей социальных сетей в Уанете, а также экспертов о том, как развивался сегмент социальных медиа. Отметим, что украинский офис “ВКонтакте” не смог предоставить информации, поскольку не подводит итоги года, а администрация Facebook не ответила на запрос. Максон Пуговский предоставил общую оценку основных тенденций развития социальных медиа в Уанете, Дмитрий Шоломко (“Google Украина”) и Мария Лапук (“Одноклассники”) отвечали на вопросы:
- Как изменилась ваша социальная сеть про прошлый год – какие основные события в развитии проекта можете выделить и как изменилось число ваших пользователей? Какие в целом основыне тренды в сегменте социальных сетей можете выделить?
- В чем отличие вашей сети от конкурентов на рынке?
- Как вы занимаетесь продвижением вашего проекта в Украине? Или, если не занимаетесь, то почему?
Мария Лапук, пресс-секретарь социальной сети “Одноклассники”
Этот год в “Одноклассниках” был посвящен продукту. Мы полностью обновили функционал групп, написав новые практически с нуля. Мы обновили сервис “Музыка” и сегодня он лучшее, что есть на рынке, и запустили UGC-контент в нашем сервисе “Видео”. Также в 2012 мы сделали несколько знаковых тестов: проект с Gala Records по тестированию модели Free to Play, проект по безопасности детей в социальной сети и первая полномасштабная рекламная кампания “Одноклассников” в Украине. В уходящем году наших пользователей в Украине стало на 30% больше, сегодня около 4 млн человек ежедневно заходит в “Одноклассники”.
Бурный рост мобильной версии социальных сетей и мобильных приложений – это основная тенденция года. Также в 2012 году пользователи много играли в социальные игры. Например, в “Одноклассниках” в месяц играют около 24 млн пользователей. Еще из тенденций, многие искали новые источники монетизации и вспомнили о e-commerce.
Если говорить об отличиях от конкурентов, в каждую социальную сеть люди приходят за разным, куда-то
приходят посмотреть кино и послушать музыку, где-то пообщаться на профессиональные темы. В “Одноклассники” пользователи приходят отдохнуть: поиграть, поболтать с близкими людьми,
посмотреть, что происходит в жизни интересных людей, послушать музыку. Главное отличие нашей социальной сети – доброе и уютное общение.
В октябре мы запустили большую рекламную кампанию в Украине. Это первый подобный масштабный проект в стране. Такого не делал никто не рынке. Мы привыкли, что онлайн-сервисы крайне редко выходят в офлайн. Мы решили разорвать шаблон и сделать своеобразный рекламный ребрендинг Одноклассников в Украине. Конечно, мы понимаем, что наша социальная сеть имеет очень большую узнаваемость среди пользователей интернета в стране, но мы хотим рассказать больше именно о том, чем она отличается от других. Рассказать о том, что сеть базируется на общечеловеческих ценностях, о том, что у нас дружелюбная аудитория, которая ищет теплого и доброго, живого общения и о том, что пользователи “Одноклассников” готовы помогать и поддерживать друг друга. Также 2012 год в Украине запомнился интересным конкурсом для маркетинг-директоров “Битва за бюджет”.
Максон Пуговский, эксперт по маркетингу в социальных медиа
Основные события для соцсетей – это изменения интерфейса, появление новых функций, очередные рубежи по количеству пользователей. Например, в 2012 году Facebook купил Instagram и представил новый дизайн профайлов, названный Timeline (Хроника). Учитывая, что сетью пользуется почти 1 млрд человек, можно сказать, что значительные изменения интерфейса Facebook влияют на мир больше, чем революция в какой-нибудь стране второго или третьего эшелона. “ВКонтакте” в 2012 году представил много новых возможностей для администраторов страниц.
В Украине стабилизировалось количество пользователей основных социальных сетей. В 2011 году аудитория Facebook быстро росла, и были надежды, что он сможет потеснить “ВКонтакте” в Украине. Но вот у же год аудитория Facebook колеблется около отметки 2 млн активных пользователей. Похоже, кто хотел, уже зарегистрировался. Темная лошадка соцсетевой гонки в Украине – Fotostrana.ru, про которую я слышал, что это проект “Мамбы”. В сентябре у них было 1,1 млн активных пользователей из Украины. Сейчас топ-5 соцсетей в Украине по месячной аудитории выглядит таким образом (по данным Дайджеста Уанета, который я готовил вместе с командой Prodigi):
- “ВКонтакте” – 9 млн
- “Одноклассники” – 4,8 млн
- МойМир@Mail.ru – 3,1 млн
- Facebook – 2,1 млн
- “Фотострана” – 1,1 млн
В вебе почти не осталось места для новых социальных медиа глобального масштаба. Привычки пользователей сформулированы. Работает сетевой эффект – даже если появляется сервис с классным интерфейсом и интересными фишками (например, Google+), люди остаются там, где уже сидит большинство друзей, с которыми можно общаться (Facebook). Появление больших новых сервисов возможно только в мобильной сфере, где еще не все пользовательские сценарии придуманы.
Из основных трендов можно также выделить то, что усиливается конкуренция среди массовых социальных медиа за внимание пользователей. Чтобы удержать пользователей подольше на своем сайте и в мобильных приложениях сервисы будут строго регулировать, как отображается контент из конкурентной среды – например, Twitter убрал возможность предпросмотра фотографий из Instagram и запустил собственные фотофильтры.
Дмитрий Шоломко, директор “Google Украина”
Google+ развивается быстрее, чем любая другая социальная сеть. Во всем мире к нам уже присоединилось более 500 миллионов человек. Из них 235 млн активно пользуются всеми возможностями Google+: ставят +1 приложениям в Google Play, отправляют сообщения через Gmail, а еще 135 млн постоянно публикуют записи в ленте Google+. Мы традиционно не раскрываем статистику по отдельным странам, но мы видим большой рост активных пользователей из Украины. Например, +Страница ФК “Шахтер” за этот год собрала более 100 тыс. подписчиков, а международная +Страница братьев Кличко – более 200 тыс.
Google+ – это не совсем “социальная сеть” в том смысле слова, который вкладывают в него пользователи мировых социальных сетей. Это в первую очередь – социальная надстройка над остальными сервисами Google, позволяющая их пользователям более удобно делиться информацией между собой. Например, эта функция особенно элегантно реализована в YouTube – на главной странице этого сервиса пользователи видят, какие видео смотрели и рекомендуют их друзья. Второе важное отличие Google+ от “традиционных” сетей – это возможность просто и легко ограничивать распространение своих новостей и сообщений среди других, посредством настройки Кругов. Ну и последнее, но, наверное, самое важное – это то, что Google+ очень технологична, ее приложения очень удобны для использования на мобильных телефонах, кроме того, в Google+ встроена система видео-общения (Hangouts), работающая как на стационарных, так и на мобильных устройствах.
Мы не привыкли настойчиво навязывать пользователям свои сервисы через традиционные рекламные каналы, такие как ТВ-реклама или реклама на бигбордах и общественном транспорте. Google старается запускать сервисы, которые хорошо работают и нравятся пользователям, а пользователи, если всем довольны, уже сами “продвинут” наш сервис. Тот же принцип используется и для Google+.