За 2012 год в первой тройке кабельных провайдеров интернета в Украине произошла ротация: “Киевстар” обогнал “Волю” по количеству абонентов. Средний доход на абонента приближается к себестоимости и сейчас составляет около 60-70 грн. Но подключения продолжают расти, особенно в мелких городах, ведь в миллионниках на каждого жителя претендуют уже по несколько кабельных компаний.
Готовя серию материалов по итогам года, редакция AIN.UA опросила представителей лидирующих провайдеров фиксированного интернета. Виталий Ворожбит (“Киевстар”), Ярослав Гуменюк (“Воля”), Александр Данченко (“Датагруп”) и Ирена Лисак (“Укртелеком”) отвечали на такие вопросы:
- Как за год поменялся рынок, насколько выросло проникновение интернета, общая абонбаза, поменялись ли социально-демографические характеристики абонентов?
- Увеличился или уменьшился ARPU, можно ли говорить о продолжении жесткой конкуренции на этом рынке? Каков сейчас уровень доходности отрасли?
- Какими будут основные тенденции рынка в 2013 году, как поменяется проникновение интернет-доступа, будут ли пересматриваться розничные тарифы, будет ли продолжаться активность провайдеров по слияниям и поглощениям?
Виталий Ворожбит, директор по развитию бизнеса “Киевстар” на массовом рынке
В 2012 году изменилась «расстановка сил» в пятерке крупнейших провайдеров фиксированного интернета. Киевстар продвинулся на вторую ступеньку рейтинга, обойдя компанию «Воля». Количество клиентов «Домашнего Интернета» увеличилось за 9-ть месяцев 2012 года на 70%, в сравнении с тем же периодом прошлого года. А доходы от предоставления услуги – на 60%. По состоянию на сентябрь «Киевстар» предоставлял услуги более 551 тысячи частных абонентов фиксированного интернета.
Наиболее активно интернет развивается в регионах, за пределами мегаполисов. В крупных городах рост подключений замедляется, что вызвано высоким проникновением услуг. При этом конкуренция очень высока – по 5-6 провайдеров в высотке. В небольших городах рынок интернета для домохозяйств еще далек от насыщения, поскольку провайдеры, как правило, не хотят здесь строить. Специфика фиксированного интернета такова, что для его окупаемости требуется плотная многоквартирная застройка. Поэтому малоэтажные города игнорируются многими участниками этого ранка.
ARPU незначительно снижается, что связано с эффектом масштаба. Ведь большинство новых абонентов оформляет договоры, как правило, в середине или конце месяца, поэтому их первоначальный ARPU уменьшен пропорционально количеству дней в месяце подключения. Когда база стабилизируется, сильных колебаний ARPU не будет. Темпы прироста доходов рынка фиксированного интернета более высокие, чем в мобильной связи.
В 2013 году рынок проводного интернета для домохозяйств продолжит активный рост. Сегодня интернетом, по различным данным, охвачено чуть более 30% домохозяйств. К сожалению, полноценного развития мобильного широкополосного интернета в Украине не произошло, из-за многолетнего откладывания конкурса на лицензии 3G. Поэтому для многих жителей Украины единственная возможность работы с видео-аудио файлами, скайпом, социальными сетями и другим «тяжелым» контентом – проводной интернет на дому. При этом пользователи интернета становятся все более опытным и искушенным, растут их требования к качеству сервиса и технической поддержке. Главным трендом в тарифах фиксированного интернета стала безлимитность. Это связано с повышением интенсивности потребления, и распространению «тяжелого» контента: телевидение, видеообмен, Skype, социальные сети и др.
Продажа доступа в объемах мегабайтов, как это практиковалось еще недавно, уже неактуальна. Поэтому мелкие провайдеры, которые технически не подготовлены к таким вызовам, не могут модернизировать устаревшую инфраструктуру, обеспечить качественную круглосуточную поддержку пользователей, вынуждены будут покидать рынок. Слияний и поглощений на рынке ожидать не стоит – слишком «разнородны» сети проводного интернета по используемым технологиям, техническому состоянию, уровню клиентской поддержки. Купив локальную сеть, крупный провайдер может получить вместо ожидаемых доходов, расходы на модернизацию изношенной инфраструктуры чужой сети.
Ярослав Гуменюк, директор по маркетингу компании “Воля”
На протяжении 2012 года украинский рынок высокоскоростного доступа в интернет показывал стабильный рост, в целом повторяя (с задержкой в несколько лет) основные мировые тренды. Проникновение среди частных пользователей по завершении 3-го квартала составило порядка 35% (или порядка 6 миллионов) домохозяйств. В то же время темпы роста рынка постепенно замедляются. Так, в течение 9 месяцев 2012 года количество пользователей Сети выросло на 4%, а в то время как за тот же период 2011 года рост составил 6%. При этом социально-демографические характеристики абонентов не претерпели особых изменений. Наиболее высокие темпы роста и дальше демонстрируют аудитория «50 лет и старше», а также города с населением менее 100 тысяч человек и села. Именно в городах с населением менее 100 тысяч человек и в селах сейчас наблюдается наиболее активный рост, тогда как в городах-миллионниках рынок уже близок к насыщению.
В 2012 году тренд падения ARPU сменился некоторым ростом. Это связано с увеличением спроса на тарифы с большей скоростью из-за роста потребления трафика, увеличения пользовательского контента (веб 2.0) и т.д., и как следствие – увеличение в портфеле доли тарифов с большей скоростью и ARPU. Доходность отрасли продолжает показывать положительную динамику, но при этом темпы роста несколько ниже по сравнению с предыдущим годом. Так, 3 квартал 2012 показал рост в 14% по сравнению с 3 кварталом 2011 года, в то время как 3 квартал 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года показал рост в 20%.
Скорей всего следует ожидать, что в следующем году рост абонентской базы и доходов в отрасли продолжится на фоне снижения темпов роста самого рынка. Понятно, что начавшаяся в 2012 году тенденция ухода от демпинга останется неизменной: интернет-провайдеры будут пересматривать тарифы скорее в сторону увеличения. 2013 год станет годом дальнейшей консолидации рынка. Ряд решений и действий государственных регуляторных органов влияет на снижение рентабельности для небольших игроков, что вероятнее всего приведет к росту сделок по слияниям и поглощениям.
Александр Данченко, генеральный директор компании “Датагруп”
Резких изменений на рынке розничного ШПД в 2012 году не было. Рынок развивался планомерно и прогнозируемо. К концу года стабилизировалась пятерка игроков, где в первой половине 2012 произошло перераспределение долей (“Киевстар” вышел на вторую позицию, сместив “Волю”, “Вега” уступила пятое место “Датагруп”). В общем, рынок характеризуется полным насыщением в столице и практически полным в городах-миллионниках. Операторы вышли в областные центры, но при этом темпы строительства сетей низкие из-за отсутствия инвестиций в должном объеме. Об этом свидетельствуют и темпы роста проникновения интернет в регионах. Как следствие, уменьшается доля мелких региональных провайдеров.
Сейчас ARPU составляет 62-64 грн, этот показатель для рынка критический. Более того, он является одним из самых низких в мире. Такая ситуация следствие непродуманной тарифной политики операторов в борьбе за долю рынка. А последствия для рынка очень печальны, потому что снижается не только прибыль операторов, но и инвестиционная привлекательность отрасли. Об этом свидетельствует практическая нулевая активность в сфере M&A. Уровень ARPU и доходность можно повысить, но не повышением тарифов, т.к. это приведет к резкому скачку отключений. Запуск дополнительных контент услуг позволит повысить ARPU на 15-20%.
Активность провайдеров по слияниям и поглощениям снизилась практически до «0». Только Датагруп, который покупал и интегрировал больше всего компаний на телеком-рынке Украины, в 2013 году не провел ни одной сделки. В 2013 году ситуация не изменится. Причины тому как общеэкономические, так и внутрирыночные. Нестабильность финансовой системы Украины, растущие кредитные ставки, снижение уровня доходности – всё это не дает возможности проводить M&A сделки.
В целом в своем развитии рынок телекоммуникаций вряд ли переживет серьезные потрясения. Операторы скорее замрут в своем развитии, а будут работать на базе уже существующих сетей, их ёмкость позволяет подключать достаточное количество абонентов. Отрасль скорее движется к консолидации, возможно операторы будут искать совместные решения для увеличения своей доходности.
Ирена Лисак, директор дирекции продажи услуг и обслуживания потребителей, член правления “Укртелеком”
В 2012 году рынок продолжал расти и по объему доходов, и по количеству абонентов. Но уже не такими темпами, как в предыдущие годы. Основные тенденции рынка остаются неизменными – это продолжающееся усиление конкуренции, которая, к сожалению, не всегда ведется исключительно рыночными методами. Несмотря на это, “Укртелекому” удалось упрочить свое лидерство на рынке – с начала года абонентская база интернет-услуги «ОГО!» увеличилась почти на 160 тысяч и на начало 4 квартала достигла более 1,5 млн. пользователей. При этом в Украине, по нашим оценкам, общее количество абонентов скоростного доступа в интернет составляет около 6,7 млн. абонентов, а, соответственно, доля рынка “Укртелекома” – около 22%.
Рынок продолжает расти как в крупных городах, так и, особенно быстро, в небольших населенных пунктах. “Укртелеком” является единственным оператором, который предоставляет интернет-услуги практически на всей территории Украины и имеет ресурсы для удовлетворения спроса практически в каждой точке присутствия своей телефонной сети.
Как мы говорили выше, рынок доступа в интернет является высококонкурентным рынком, особенно в крупных городах. Как следствие, ARPU в крупных городах приближается к себестоимости предоставления услуги. Вместе с тем, “Укртелекому”, за счет всего комплекса мероприятий, которые компания постоянно реализует при предоставлении услуги «ОГО!», удается удерживать один из самых высоких уровней ARPU на рынке. К примеру, в 3-м квартале ARPU абонентов «ОГО!» составил около 75 грн. (с НДС). Хотя, к сожалению, хотелось бы отметить, что ценовые войны и не всегда продуманная тарифная политика на рынке привела к падению ARPU наших абонентов в 2011-2012 годах более резкими темпами, чем это наблюдалось в предыдущие годы.
Рынок еще далек от насыщения, поэтому мы ожидаем дальнейшего увеличения количества абонентов и доходов по всем сегментам рынка, особенно в небольших городах и селах, где спрос еще очень далек от насыщения. Мы готовы к развертыванию нескольких проектов с использованием разных технологий, но после утверждения инвестиционной программы на следующий год. Кроме того, в компании разрабатывается ряд проектов в направлении продажи услуг и обслуживания потребителей: один из них, программа лояльности «ОГО!Клуб», стартует с 1 января 2013 года.