Rozetka, Google и GfK: Как в 2012 году развивался рынок электронной коммерции?

1090
6

E-commerce является одним из самых быстрорастущих рынков в Уанете. Между тем, 2012 год для него не прошел без потрясений: cегмент внезапно привлек пристальное внимание ГНС и правоохранительных органов, в результате чего два крупнейших онлайн-гипермаркета вынуждены были ненадолго приостановить свою коммерческую деятельность. Впрочем, сегодня эту тему эксперты комментируют неохотно, а то и вовсе ее избегают.

Своим мнением  о том, как развивался самый «драйвовый» сегмент всего интернет-рынка Украины в 2012 году с AIN.UA поделились  Владислав Чечёткин (Rozetka.ua), Дмитрий Шоломко (Google Украина) и Татьяна Яблоновская (GFK Украина). Мы спросили у них:

  • Как в 2012 году вырос рынок электронной коммерции в Украине?
  • Какие ниши все еще остаются незаполненными? За счет чего рынок будет расти в будущем?
  • Повлияли или нет на развитие рынка в 2012 году инциденты с налоговыми обысками?

Владислав Чечёткин, руководитель проекта Rozetka.ua

Владислав ЧечеткинРынок оценивать не берусь, он очень непрозрачен. Крупных игроков на нем практически нет, за исключением Rozetka.ua, а те, что более или менее заметны, не раскрывают своих цифр — каждый сам говорит о своем росте. Поэтому такие оценки сводятся сугубо к умозрительным заключениям экспертов и собственным ощущениям игроков, это просто заявления, которые невозможно проверить. Rozetka.ua в 2012 году особого роста не показала, в том числе из-за наших проблем с ГНСУ.

В целом я согласен с оценкой GFK, согласно которой весь рынок электронной коммерции в 2012 году вырос примерно на 30-40%. В первую очередь это произошло за счет увеличения количества интернет-пользователей.

Что касается наших ощущений, то основной рост онлайн-торговли в 2012 году происходил не за счет традиционных для сегмента групп товаров. В e-commerce выходит то, чего раньше в Интернете не было: одежда, мебель, продукты — все вплоть до веников для бани. И в 2012 году эти категории уже показали огромный рост с нуля. Электроника не выросла совсем, скорее даже показала спад. Люди не стали покупать больше ноутбуков, фотоаппаратов или мобильных телефонов. Немного увеличились продажи смартфонов, пожалуй, единственный значительный рост заметен у планшетов, но это не относится к большим брендам, таким как Apple или Microsoft – растут объемы продаж так называемых «no name» брендов (мелких и малоизвестных фирм). Пока это тренд, но непонятно, как будут продаваться планшеты в будущем.

Впрочем, общая экономическая ситуация, которая сложилась в стране и, скорее всего, не изменится в скором будущем, к росту e-commerce особо не располагает. Люди не покупают больше, ритейл чувствует отсутствие роста потребления и будет значительно активнее бороться с онлайн — все открывают свои магазины, давят на вендоров, агрессивно реагируют на цены…

Дмитрий Шоломко, директор Google в Украине

Дмитрий ШоломкоПозволю оценивать обороты рынка специализированным компаниям, которые зарабатывают на этом. По тем данным, которые доступны нам, складывается впечатление, что электронная коммерция продолжает активно развиваться. В первую очередь это происходит за счет роста онлайн-торговли, а также благодаря огромному вкладу B2B-продуктов, создаваемых в Украине на экспорт. В то же время такие составляющие электронной коммерции, как групповые покупки, в 2012 году начали переживать системный кризис.

Только в 2012 году стало происходить развитие онлайн-финансов, у этой ниши самая большая перспектива в ближайшем будущем. Так же наверняка будут развиваться онлайновые транспортные услуги, а именно покупки билетов на поезда и самолеты в онлайн, заказ гостиниц и прочее.

Я считаю, что инциденты с налоговыми обысками на развитие рынка электронной коммерции в 2012 году не повлияли.

Татьяна Яблоновская, старший исследователь отдела исследований рынка услуг GfK Украина

Татьяна ЯблоновскаяСогласно данным регулярных исследований компании GfK Ukraine, онлайн-покупки в третьем квартале 2012 года совершали 10% интернет-пользователей (около 4% населения Украины старше 16 лет). Таким образом, количество онлайн-покупателей в стране, по нашим самым пессимистичным оценкам, составило более 2 млн. человек, что в два раза больше, чем за аналогичный период 2010 года.

По данным исследования онлайн-торговли, проведенного компанией GfK Ukraine в ноябре 2012 года, украинские интернет-пользователи чаще всего покупают в онлайн-магазинах электронику и бытовую технику (64% тех, кто за последний год делал покупки в интернете). Одежда – на втором месте по популярности среди онлайн-покупок (42%). Нужно сказать, что хотя покупки одежды и обуви по-прежнему остаются преимущественно оффлайн, в 2012 году продажи этой категории резко возросли. Третье место делят между собой такие категории товаров как книги и диски, косметика и парфюмерия, товары для детей (приблизительно 25%).

Мы видим такие факторы развития рынка онлайн-торговли в ближайшие годы:

  • Растущее проникновение Интернет.
  • Возможность сэкономить будет стимулировать к онлайн-покупкам как тех, кто уже покупал через Интернет, так и «новичков». При этом немаловажную роль здесь сыграет то, насколько эффективно игроки этого рынка помогут потенциальным покупателям преодолеть барьеры к покупкам через Интернет.
  • Предложение новых категорий товаров. В Интернете нет полноценного предложения ряда категорий товаров, на которые, по данным опроса GfK Ukraine, уже существует определенный спрос. Например, продукты питания, мебель и товары для дома, билеты на развлекательные мероприятия и т.д.
  • На данный момент из онлайн-режима по-прежнему фактически вынесены оплата банковской картой и кредиты. Полноценное использование этих инструментов поможет увеличить объемы онлайн-продаж.
Оставить комментарий

Комментарии | 6

  • Непонятная статистика. На разных ресурсах объем рынка e-коммерции в 2012 г. составляет порядка 1 млрд. дол., как и в 2011 году. Как в таком случае может быть его общий рост?

    • Рынок не прозрачен… И есть БОЛЬШАЯ разница мерять объемом денег или количеством транзакций или количеством покупателей. Общий рост покупателей и транзакций не обязательно даст прирост в деньгах, если падает средний чек покупок (а это обусловлено падением продаж ИТ и БТ).

      • Ну рынок вроде как «деньгами» измеряется. Что проку от транзакций если нет реального выхлопа, или не так?

        • Реальный выхлоп для бизнеса — это его прибыльность. Есть разница в рынке ноутбуков, где маржинальность порядка 5% (у крупных магазинов чуть выше, у мелких чуть ниже) и средний чек 400 баксов (условно), т.е. порядка 17 баксов маржа на сделке и рынок игрушек, где средний чек 50 баксов и маржинальность 40%, т.е. почти теже 17 баксов… Вот и получается, что количество ноутбуков сократилось, а количество продаваемых игрушек выросло в РАЗЫ. Для оценки интересности онлайн коммерции важно учитывать что именно растёт и сокращается.

          • Иван, то что вы говорите, безусловно, верно, но кроме всего вышесказанного вами, есть такое понятие, как «объем рынка электронной коммерции», который дает общую картину. И более чем логично упоминать данные цифры в отчете, чтобы было понятно общее состояние рынка. Если российский рынок е-коммерции продолжает расти (согласно отчетов Data Insight в 2012 году вырос на 28% в денежном эквиваленте по сравнению с предыдущим годом), то в Украине он не «сдвинулся с места» по сравнению с 2011 годом несмотря на инфляцию и т.д., а это уже «тревожный сигнал». По логике вещей, в 2012 году украинцы немного «затянули пояса».

          • Анатолий, я лишь отвечаю на вопрос указанный в статье:

            Какие ниши все еще остаются незаполненными? За счет чего рынок будет расти в будущем?

            А элементарную логику я и так понимаю. Лишь дополняю комментарием картинку в формировании которой и сам участвую. Тенденции (негативные) сохранятся и в 2013-14 годах, но рынок с большей вероятностью начнет рост в 2013 за счет не ИТ и БТ составляющих.

Поиск