Сегодняшний итоговый блиц посвящен основному двигателю торговли в Интернете – контекстной рекламе. Каким был для этого рынка 2012 год и что, по мнению экспертов, сулит ему 2013-й? На вопросы AIN.UA ответили Дмитрий Шоломко (Google Украина), Валерий Красько (Netpeak), Артур Кушнир (Promodo) и Татьяна Коваленко («Яндекс.Украина»).
- Насколько выросли объемы рынка контекстной рекламы в 2012 году? Можете выделить тенденции, которые оказывали влияние на развитие этого рынка?
- Как менялись бюджеты на контекстную рекламу? Как это отразилось на доходах вашей компании? Согласны ли вы с оценкой ВРК?
- За счет каких сегментов рос рынок? Что будет влиять на его развитие в будущем?
Дмитрий Шоломко, директор Google Украина
Рынок контекстной рекламы продолжает расти, не особо замедляясь по сравнению с прошлыми годами. Рост в первую очередь генерируется сектором мелкого и среднего бизнеса, что традиционно для развивающихся рынков – сначала в сеть приходят обычные пользователи, затем начинают подтягиваться предприятия. Сейчас этот процесс начал особенно активно проходить в Украине – проникновение Интернет именно среди бизнесов растет еще быстрее, чем среди простых граждан.
Мы традиционно не комментируем наших финансовых результатов. Могу отметить, что мы довольны тем, как растут наши доходы в Украине.
Два фактора были доминирующими в 2012 году – выход в онлайн-ритейл новых товаров (одежда, обувь, оборудование для дома, предметы роскоши и пр.) и развитие так называемых «экспортных» направлений бизнеса, в первую очередь в программном обеспечении. Эти две вертикали дали наибольший рост в 2012 году. Они так же будут и дальше влиять на рост контекста в 2013 году. Кроме того, я ожидаю появления более серьезного отношения к контексту со стороны банков и финансовых учреждений.
Валерий Красько, руководитель департамента контекстной рекламы агентства Netpeak
Объем рынка контекстной рекламы (поисковая реклама + КМС) за год вырос примерно в 2 раза. Росту способствовало не только увеличение количества интернет-пользователей, но и повышение у них доверия к Интернету, как источнику информации об услугах и товарах. Причин тому несколько:
- в этом году, как никогда ранее, рекламировали Интернет по телевидению;
- бурно развивались службы доставки товаров;
- социальные сети приучили людей ходить в Интернет на ежедневной основе – растет целое поколение людей, связаться с которыми можно только через Интернет;
- растет количество людей, у которых есть платежные карты.
Есть ряд клиентов, которые росли намного быстрее рынка – за год их бюджеты выросли в 3-10 раз. Примечательно, что в основном такой рост показали те проекты, для которых Интернет – это основной бизнес. Гораздо хуже дела у тех, кто уже имеет основной успешный бизнес и решил в качестве эксперимента «попробовать заработать в Интернете». Есть исключения, но основная масса подобных клиентов не настроены развивать свой проект, и считают, что достаточно купить большое количество рекламы.
Итоговые числа ВРК нам сложно комментировать, но мы согласны, что оценка ВРК полезна для рынка. Что касается рекламодателей, то рынок контекстной рекламы рос в первую очередь за счет интернет-магазинов, сервисных сайтов, представителей локального малого бизнеса (так называемый «длинный хвост»).
В 2013 году в интернет-рекламу продолжат перетекать рекламные бюджеты из традиционных сегментов. Рынок контекстной рекламы, включая КМС, будет расти за счет дальнейшего проникновения Интернета в сознание потребителей, а также развития видео-рекламы, рекламы с оплатой за действие (CPA). Стоит отметить также увеличение охвата «мобильной» аудитории: сегодня мобильным интернетом активно пользуются около 10-13% всех интернет-пользователей, и это число постоянно растет.
Артур Кушнир, руководитель отдела контекстной рекламы Promodo
Уходящий год ознаменовался дальнейшим ростом рынка контекстной рекламы. По данным ВРК, за год объем рынка увеличился в два раза и впервые превысил рынок медийной рекламы.
В нашей компании рост бюджетов составил более 150%. Многие крупные игроки на рынке контекстной рекламы в 2012 году также значительно увеличили свои бюджеты.
Что касается основных тенденций, необходимо упомянуть, что во многих нишах, например, электронике, значительно усилилась конкуренция. Это заставляет активнее работать над эффективностью с позиций непосредственно сайта, используя юзабилити и веб-аналитику.
Кроме поисковой рекламы активно растет контекстно-медийное размещение в сети сайтов Google. Все больше и больше рекламодателей обращают внимание на этот инструмент благодаря его результативности.
Стоит отметить, что растет общая грамотность рекламодателей и их требования к качеству и эффективности контекстной рекламы. В то же время, достаточно много клиентов и агентств по-прежнему мало внимания уделяют этому инструменту и его правильному использованию.
Татьяна Коваленко, директор по продажам компании «Яндекс.Украина»
Украинский рынок интернет-рекламы в уходящем году значительно вырос, и это органический рост. Самыми быстрыми темпами растет именно контекстная реклама.
В Яндекс.Директе мы наблюдаем рост практически во всех сегментах, но лидирует среди них e-commerce. Данная тенденция очень хорошо заметна и по статистике Яндекс.Маркета. Это означает, что рекламодатели все чаще используют Интернет в качестве источника клиентов. А пользователи, в свою очередь, предпочитают сеть как площадку для выбора и заказа товаров или услуг. Поэтому можно предполагать, что в следующем году рост будет сохраняться.
Помимо роста активности пользователей Интернета, на развитие рынка контекстной рекламы будет также влиять стоимость и эффективность других видов рекламы. Отразится на нем, естественно, и развитие рекламных технологий, благодаря которым реклама становится все более адресной и удобной для пользователя и все более измеримой и настраиваемой для рекламодателя. Возможность платить только за целевую аудиторию и рассчитывать бюджет, исходя из прибыли от рекламы, а не из фиксированных цен, которые предлагают традиционные рекламные каналы, несомненно, является значительным преимуществом для рекламодателей.