По итогам 2012 года самым большим разочарованием мобильных операторов стали проволочки с выдачей лицензии на 3G-связь, которые тормозят развитие в Украине мобильного интернета. В связи с этим рынок телекоммуникаций пока что топчется на месте, если говорить о финансовых показателях. Но даже несмотря на отсутствие 3G, популярность мобильного интернета в Украине растет.
Редакция AIN.UA спросила у трех ведущих мобильных операторов о том, как развивался рынок мобильной связи в уходящем году. Александр Баринов из “Астелит”, Павел Даниман из “Киевстар” и Иван Золочевский из “МТС Украина” комментировали такие вопросы:
- Какие тенденции и события уходящего года можете назвать как ключевые для рынка мобильной связи? Как оцениваете попытку со стороны государства регулировать розничные тарифы, инициативы по продаже SIM-карт по паспорту?
- Что компания будет развивать в следующем году, какие направления/технологии будут приоритетными. Как оцениваются шансы получения лицензии на новые технологии и предложение таких услуг массовому рынку? Будут ли введены персональные номера, переносимость номера, операторский контроль за “серыми” мобильными терминалами?
Александр Баринов, генеральный директор “Астелит” (ТМ life:)
Если говорить об общих трендах, то рынок телекоммуникаций «топчется на месте» по ключевым финансовым показателям, теряет голосовой трафик, наращивает услуги мобильного интернета. Отдельно хочу отметить, что дальше продолжает
увеличиваться технологический разрыв между украинским рынком и рынками соседних стран, уже не говоря о европейском рынке. Поскольку мы до сих пор не видим обозримых очертаний появления на горизонте технологий следующего поколения.
Значительным трендом на рынке можно назвать рост популярности мобильного интернета – его легко заметить по рекламной коммуникации игроков рынка. Несмотря на фактическое отсутствие 3G-технологии в Украине, интерес абонентов к услугам мобильного интернета неизменно повышается. Процент пользователей этой услуги еще невелик в общей структуре интернет-пользования (около 20%), но потребление такого трафика активно увеличивается: в сети life:), например, среднесуточный объем дата-трафика за год вырос в два раза, и иногда достигает 13 ТБ за день.
В области регулирования ситуация также осталась прежней, особо не сдвинувшись в направлении более справедливого регулирования, которое мы отстаиваем и которое может дать толчок для
оживления рынка. Если рассматривать отдельно ситуацию с розничными тарифами, то с нашей точки зрения стабильно эффективной политика государства в этой области будет только в случае определения SMP-операторов в результате объективного и детального анализа рынка. Если будут такие рациональные шаги, то условия конкуренции выровняются для компаний со значительной долей рынка и для субъектов хозяйствования, которые не обладают значительным преимуществом, а соответственно – конкуренция усилится, что для потребителя будет очевидно в росте спектра услуг и тарифных предложений по ним.
В 2013 году life:), прежде всего, нацелен на дальнейшее увеличение емкости сети. Этот вопрос является первоочередным в виду роста абонентской базы и количества смартфона в сети (за год более +40%), а соответственно и увеличения потребления мобильного интернета.
Относительно технологий третьего и четвертого поколения прогнозы делать сложно. Все операторы постепенно, в той или иной мере, готовятся к появлению 3G и LTE на рынке и рынку они необходимы для дальнейшего развития (, это доказывает рост популярности мобильного интернета), так что мы оптимисты и будем надеяться, что 2013 год в этом направлении станет переломным. Скорость же распространения таких услуг на массовом рынке будет полностью зависеть от требований, которые будут поставлены для получения лицензии, а также условий к самому внедрению технологий.
По другим нововведениям мы можем сегодня оперировать только сроками, которые озвучивают уполномоченные органы. Так, запуск услуги MNP ожидается к концу 2013 года, и будем надеяться, что этот срок станет реальностью, ведь Украина остается одной из немногих стран в Европе, где абонент не может сохранять свой номер при смене оператора.
Павел Даниман, менеджер по продуктам голосовых услуг мобильной связи “Киевстар”
Общей тенденцией рынка мобильной связи можно назвать насыщение голосовыми услугами, рост потребления, «интернетизацию» услуг, рост проникновения «умных»
терминалов. Эти тенденции заставляют операторов менять ценовые подходы.
Например, продажа услуг «бандлами», или пакетами вытесняет модель «платы за каждую единицу услуги». Если раньше абонент должен был оплачивать каждую минуту исходящего звонка, или каждый мегабайт мобильного интернета, то сегодня он может за небольшую сумму около 1 гривны в день получить до 100 минут голосовых звонков без взимания платы, и неограниченное количество мегабайтов интернета. Следует отметить, что на развитие цифрового контента также существенное влияние оказывает «пакетный» принцип. Например, клиенты “Киевстар” предпочитают «еженедельную» подписку» на цифровой контент «поштучным» покупкам. Таких заказов в десять раз больше.
Изменение модели тарификации связано со значительным ростом потребления услуг. Так, за 5 лет MOU клиента мобильной связи выросло в два раза, до почти 500 минут в месяц. Увеличение объемов потребления услуг клиентами делает «поединичную» оплату невыгодной для них, ограничивает их возможности. По результатам 3-го квартала 2012 года более 70% абонентов предоплаченной мобильной связи Киевстар активно пользуются и полностью удовлетворены пакетными тарифными предложениями компании.
Это подтверждается:
• ростом абонентской базы в мобильном бизнесе на 473 тысячи (+ 2%);
• увеличением потребления голосовых услуг на 8% и передачи данных на 41%;
• ростом среднего количества использованных минут (MOU) на 6% на фоне снижения среднего счета абонента на 2%.
Количество пользователей мобильного интернета и рост потребления трафика увеличивается, не смотря на отсутствие у крупных телеком-операторов лицензий на 3G. К сожалению, из-за нерешенности со стороны государства вопросов проведения конкурса на 3G, операторы не могут развивать такие современные услуги, как мобильное телевидение, и другие, которые доступны во всех странах Европы и СНГ.
В 2013 году мы будем развивать пакетные предложения не только в голосовых услугах и мобильном интернете, но и мультимедийном и цифровом контенте. Общение клиентов все больше интернетизируется, переходит в «онлайн». Поэтому расширение «виртуальных» магазинов видео, музыки, приложений, «разумного» контента, а также создание более удобных интерфейсов для этих услуг, станет одним из наших направлений для совершенствования.