Юрий Чайка, MoneXy: «В кризис пришлось продать дом в Конча-Заспе и все деньги вложить в проект»
Президент Ассоциации Электронного Бизнеса (АЭБУ), инвестор ИТ-стартапов, и просто успешный бизнесмен Юрий Чайка – пионер электронных платежных систем в Украине. На его счету не один дебют в данной отрасли: 10 лет назад он запустил первую в Рунете систему электронных денег, потом была первая в Украине сеть платежных терминалов, первый в Рунете агрегатор платежных систем и, наконец, первая лицензия от НБУ, без которой запуск MoneXy был бы невозможен.
«Я думаю, когда-нибудь наличка изживет себя — все деньги перейдут в виртуальное измерение, — сказал Юрий Чайка в интервью AIN.UA. — Сегодня люди все больше заходят в Интернет с планшетов и смартфонов, а не ПК. И популярность электронных платежей с мобильных устройств будет расти соответственно. Это говорит о том, что мы в свое время выбрали правильное направление».
Мы поговорили с Юрием о том, как ему удалось создать компанию с нуля, конкурировать с сильными игроками, которые к тому времени уже работали на украинском рынке электронных платежных систем, какие трудности возникали на пути развития MoneXy и многом другом.
С чего вы начинали свою предпринимательскую деятельность? Какие проекты запускали до MoneXy?
Моей первой компании в марте исполняется 20 лет – мы занимались продажей систем безопасности. Потом был провайдер беспроводного интернета, а уже за ним мы переключились на платежные системы и последние лет 10 работали только в этой области. В то время платежных систем в СНГ практически не было – Яндекс.Деньги, QIWI – все эти сервисы появились позже. Были WebMoney, но они не позиционировали себя как электронные деньги.
Сначала мы создали RUpay (сегодня RBK Money), которая стала первой полноценной системой электронных денег в Рунете. RUpay работала в России и Украине, росла очень стремительно, и вскоре мы продали ее российскому холдингу РБК. Еще одним знаковым проектом стал «AUTOPAY» — первая в Украине сеть платежных терминалов. Это направление успешно развивалось в России, и мы решили внедрить подобное решение у себя в стране: менее чем за год установили более 1000 терминалов самообслуживания и продали международной компании. После этого был первый в Рунет интегратор платежных систем «Интеркасса», которую тоже успешно продали.
Как родилась идея создания MoneXy?
Мы поняли, что мобильные платежи – это перспективное направление, скоро они начнут захватывать рынок и в Украине и в мире. Поэтому решили создать систему, которая позволила бы осуществлять оплату товаров и услуг легко и быстро посредством мобильного телефона. Так родилась MoneXy.
Не то чтобы мы всей командой однажды сели и начали придумывать, каким будет этот сервис. С частью первоначального состава MoneXy я работал еще в предыдущих проектах, и получилось так, что общая концепция постепенно вырисовывалась из идей и замечаний, которые проскакивали в процессе нашего общения. Формировалось представление о будущем сервисе, который мы все-еще не понимали до конца, даже когда начали заниматься проектом.
А почему прежние свои проекты вы быстро продавали, а с MoneXy такая задержка? Чем для вас является эта система?
MoneXy три года, хотя, можно сказать, что на самом деле ей только год. Полноценно развиваться она начала только в прошлом году (2012), поэтому ее пока рано продавать. А проекты, которые мы делали до нее, реализовывались очень быстро. Сейчас я сам удивляюсь, как можно было так быстро делать и продавать. Например, «AUTOPAY» от идеи до продажи развилась за год. Я вложил в нее 60 тыс. дол., а продал за миллион долларов — это сотни процентов годовых. По сравнению с ней MoneXy — это бизнес другого масштаба и по времени, и по деньгам. Соответственно, вырасти он тоже должен намного больше. MoneXy я буду развивать еще, как минимум, лет пять.
Кроме того, это мое детище. Все знания, опыт, навыки, которые я получил от предыдущих проектов, вылились в MoneXy. Когда мы работали над RUpay, все внутри горело — хотелось успеть раньше всех. Сейчас той страсти уже нет, процесс продвигается более размеренно.
Как вам удалось создать компанию с нуля и составить достойную конкуренцию на рынке? Ведь когда запускался MoneXy, в Украине уже работали другие крупные игроки.
Мы изначально делали инновационный проект, предоставляющий услуги, которых на рынке нет. Наше основное конкурентное преимущество в том, что с кошелька MoneXy можно оплачивать счета не только в онлайне, но и оффлайне — в кафе и ресторанах, магазинах, аптеках, заправках, кино. С WebMoney до сих пор можно рассчитываться только через Интернет, хотя сегодня они, наверное, тоже смотрят в оффлайн.
MoneXy позволяет осуществлять платежи и денежные переводы с помощью бесконтактной карты или бесконтактного стикера на мобильный телефон. Бесконтактные платежи в Украине мы тоже запустили первыми — только спустя 4 месяца аналогичную услугу предложил «Приват Банк», а больше никто. Мы думали, стикер будет более популярным, но практика показала, что людям все-таки удобнее пользоваться картой. Может, потому что карту можно передать, а наклейка портит внешний вид телефона… Впрочем, в новые телефоны встраивается NFC-модуль, и на них не надо ничего клеить, достаточно установить приложение, и кошелек будет всегда с вами. В приложении можно смотреть историю платежей, осуществлять оплату услуг и товаров, перевод средств и многое другое. Пока приложения доступны только под iOS, но в дальнейшем мы сделаем и для Android, а чуть позже для Windows.
Еще в нашей системе можно осуществлять платежи по QR-кодам.
Кто сегодня ваши главные конкуренты?
WebMoney и один из крупнейших украинских банков. Пока рынок пустой, мы сами его формируем.
MoneXy — первая в Украине система, на которую была получена официальная лицензия НБУ. Как вам это удалось?
Первая официальная эмиссия электронных денег в Украине произошла в конце 2011 – мы получили лицензию спустя 16 месяцев борьбы с Нацбанком. Я понимал, что без лицензии мы ничего не сможем делать – законодательная база, регулирующая электронные платежи, к тому времени уже была, и запустить MoneXy без разрешения НБУ было нельзя.
Больше года мы им писали, они нам отвечали, после чего мы переписывали все заново и снова отсылали им. В итоге получился вот такой толщины документ (как том «Война и мир»), и нас, наконец, пропустили.
А почему вы не могли без лицензии, а те же WebMoney могли?
А только такие крупные игроки, как WebMoney, без лицензий и могут. Мелкие связаны по рукам и ногам, а у WebMoney другая юридическая схема. НБУ говорит, что нет такой схемы, а WebMoney говорит, что она есть. Они давным-давно подали запрос на лицензию, но пока безуспешно.
Чтобы конкурировать, надо быть на слуху. Как вы продвигаете MoneXy?
Мы никак не рекламировали свой сервис. Для начала мы решили построить инфраструктуру, и сразу после запуска MoneXy начали подключать магазины и сервисы. Пока у нас мало партнеров, нет смысла рекламироваться.
Хотя мы и не собираемся рассказывать о себе — о нас расскажут торговцы своим покупателям. Клиент зайдет на сайт посмотреть, какие есть способы оплатить товар, увидит в перечне MoneXy и там же ознакомится с нашими преимуществами. Воспользуется, расскажет друзьям и знакомым. Потом станет интересоваться у продавцов и поставщиков услуг в оффлайн, можно ли расплатиться с ними по MoneXy – таким образом, мы рассчитываем, что о нас узнают другие торговцы. Именно так хочется построить бизнес – совсем без рекламы, главное продукт, о котором будут говорить. Замкнуть круг «торговец-пользователь», чтобы они привлекали друг друга к нашей системе.
Мы и в других проектах не рекламировались, а росли при этом хорошими темпами. Так, терминалы самообслуживания достаточно было поставить в крупных торговых центрах — люди подходили, изучали, пробовали. А партнеры сами нам звонили и хотели купить терминал, чтобы поставить у себя в магазине.
Вначале с MoneXy, естественно, возникла проблема: пользователи не используют систему, пока к ней подключено мало точек, а точки не хотят подключаются к MoneXy – пока у нее мало пользователей. Сейчас нам главное миновать этот критический барьер.
И как будете его проходить? Уже сделаны шаги в этом направлении?
Сейчас мы подписали договор с КПИ и в ближайшее время выдадим 50 тысяч наших карт студентам, преподавателям и другим сотрудникам университета. В КПИ уже поставили терминалы обслуживания с нулевой комиссией, с помощью которых можно пополнить кошелек и в корпусе, и в общежитии. Нашей картой можно будет расплачиваться за различные курсы при КПИ, другие услуги внутри университета — она сделана в виде кампусной карты, но при этом является также платежной картой вне КПИ. Также договариваемся с другими университетами.
Когда мы подключим к MoneXy КПИ и другие вузы, станет проще находить партнеров. Мы надеемся, что тогда торговцы товарами и услугами сами захотят подключиться к MoneXy.
Но ведь мало просто раздать карты – нужно как-то стимулировать людей ими пользоваться…
Специально для студентов мы делаем новые сервисы. Например, мы заметили, что им нужны железнодорожные билеты, и сейчас внедряем возможность покупать их с помощью MoneXy. Аналогично билеты в кино и на концерты, доставка суши и пиццы — мы хотим, чтобы оплата с нашего кошелька была дешевле и удобнее. Разумеется, эти услуги будут доступны для всех пользователей MoneXy, просто сегодня основной упор мы делаем на студентов.
Также в MoneXy действует система лояльности – человек может получать по карте скидки, бонусы, подарки и т.п. Мы даем возможность торговцам зарегистрироваться у нас на сайте, разместить информацию о себе, своих акциях, а пользователь может на него подписаться, и получать sms с предложениями, накапливать на карте скидки. Эти сервисы мы уже внедрили, но пока не подключили. Как только привлечем достаточное количество точек, сразу запустим. Думаю, это будет уже в марте месяце.
А еще мы сделали приложения для социальных сетей Одноклассники, ВКонтакте и Facebook, чтобы пользователи могли и оттуда обмениваться между собой средствами, собирать бонусы, дарить подарки и т.д. В феврале-марте они уже будут доступны.
А как вы мотивируете ритейлеров подключаться к MoneXy?
К каждому партнеру у нас индивидуальный подход. Мы думаем, чем мы можем помочь ему и предлагаем решение. Впрочем, большинство клиентов стараются подключать все платежные системы, которые есть на рынке — и WebMoney, и карты Visa, и MoneXy. Чем больше вариантов, тем больше клиентов они смогут обслужить, а если какой-то возможности нет, клиенты будут теряться. Поэтому сейчас наша цель подключить пользователей, а за ними подтянутся и ритейлеры.
Сколько сегодня активных пользователей и партнеров у MoneXy?
Зарегистрированных украинских пользователей где-то 80 тысяч, из них 20 тыс. активных. Торговцев товарами и услугами около 120. Это мало, надо хотя бы 500. Кроме того, среди них не очень известные бренды – сейчас нам нужно активно подключать крупные сети с звучными именами.
Сколько было вложено в проект с момента его основания? Привлекались ли сторонние инвестиции?
Я инвестировал в MoneXy в общей сложности чуть больше миллиона долларов собственных денег. В кризис пришлось продать дом в Конча-Заспе и все деньги вложить в проект. Теперь без дома…
А как MoneXy переживал кризис? Не было искушения заморозить проект до лучших времен?
Кризис забрал много денег и людей. На момент запуска в MoneXy работало 20 человек, но когда случился кризис, нам стало нечем платить зарплату и пришлось сократить штат до 9-10. Проект почти не развивался в то время: мы не могли подключать партнеров, потому что некому было работать. Поэтому так долго и «раскачивались».
Некоторые эксперты и даже члены команды MoneXy предлагали заморозить проект и перезапуститься, когда ситуация стабилизируется. Но мы продолжали работать — сосредоточились на том, чтобы максимально доработать проект и подготовить почву для будущего развития. Занимались по большинству техническими и стратегическими вопросами.
Благодаря проделанной тогда работе, сегодня мы быстро растем. Думаю, два-три месяца, и MoneXy появится во многих торговых точках.
Какими темпами сегодня растет проект? Каковы обороты компании?
Сегодня мы показываем стабильный рост на 20-30% в месяц. Такая динамика сохраняется в течении последнего года, а до этого мы росли очень медленно, приходили в себя после кризиса. Оборот средств сейчас составляет десятки миллионов гривен в месяц.
Компания уже вышла на прибыль в Украине?
Пока MoneXy убыточная, и сложно сказать, когда мы выйдем в точку безубыточности. Через полгода, я думаю, сможем.
По мере того, как проект растет, мы набираем людей. В первую очередь мы ищем менеджеров по продажам, чтобы подключать новых партнеров, программистов, руководителей направлений. Сейчас у нас в офисе работает 13 человек.
Чуть выросли — увеличили штат, соответственно, выросли затраты. Если бы мы этого не делали, то уже вышли бы на прибыль. Но сейчас наша цель — не начать зарабатывать, а продолжать развиваться, увеличивать стоимость компании.
А кроме украинского, на каких рынках еще работаете?
Сейчас выходим на рынки Белоруссии, России, Словакии. В прошлом году я ездил в США, изучал рынок — и понял, что для такого бизнеса Америка – сложная с юридической точки зрения страна. В каждом штате свое законодательство, и нужно в каждом штате получить отдельную лицензию. А юридические услуги там стоят недешево.
В течение 2013 года мы планируем запуститься еще в нескольких странах с адаптированным под тамошнюю культуру продуктом. Пару лет назад мы перерегистрировали компанию в Англии, чтобы делать не украинский бизнес, а глобальный. Мы надеемся построить крупную международную компанию, и для этого у нас есть все необходимые элементы.
Комментарии | 25
Почитал, интересно молодцы всё ок.
Потом подумал, а где деньги? Т.е. на чём планирует система зарабатывать(комиссии системы на сайте не нашел)?
И второй вопрос, а зачем нужна данная система? Ну тут хоть немного проще, ответ вроде нашел — альтернатива дебетовой карте, для тех у кого её нет. Но на чем планируют зарабатывать, таки не понятно. Или после набора «критической массы», введут комиссию системы?
На главной странице и на других есть раздел «тарифы» и там указаны тарифы системы, мы берем небольшой процент с транзакций.
На єту страницу заходил https://www.monexy.ua/free_tax.php , там где «вывод средств» — это уже комиссия системы?
Да, мы за ввод не берем, только за вывод.
ок, ясно
Всегда было интересно наблюдать за созданием бизнеса, целью которого дальнейшая продажа самого бизнеса.
Не, ну не заметить ГМ в качестве конкурента, это надо суметь )
Юрий в чем фишка этого сервиса ? Пока весь мир пользуется банковскими картами (VISA, MC) и PayPal-ом у Украины другой путь — придумывать какие-то прокладочные сервисы между банковскими картами и продавцом.
Открою секрет — есть много других финансовых сервисов, которыми пользуются люди в интернет, но если так смотреть, то и paypal является прокладкой между картами и продавцом, зачем им пользуются, если можно оплачивать картой?
Откройте секрет — какие другие финансовые сервисы используют, например, американцы ?
PayPal — является совершенно прозрачной прокладкой между картами и продавцом. Я привязываю к нему карту и дальше он сам все делает. Мне не нужно вводить и выводить деньги куда-либо. К тому же PayPal предоставляет дополнительные гарантии по доставке товара продавцом покупателю. Ваш сервис предоставляет такие гарантии ?
Мы не работаем в Америке и предоставляем сервис для других стран и в этих странах используют различные другие финансовые сервисы.
Мы предоставляем различные платежные сервисы и не только платежные, в том числе и механизм предоставления гарантий
Да-да. Мы работаем в других странах, у которых свой путь. Ок.
У Вас есть офис в Лондоне. Расскажите, какие платежныефинансовые сервисы Вы предоставляете на территории Англии.
автопей за 1 млн $ ? международной компании ? зачем это озвучивать? кто-то ведь может быть в курсе….вложили 60 тыс долларов и установили более 1000 терминалов))))
Увеличение штата ведет к увеличению прибыли. Давно терзает сомнение: почему таки кормите конкурента, принимая платежи с банковских карт?
Увеличение штата ведет к увеличению прибыли через время, и то не всегда, если бы было как вы пишите, то мы бы набирали работников сотнями и представьте как росла бы прибыль )
Вопрос предпочтений)
имеется ввиду не бесконечный набор новых сотрудников. в данной ситуации людей не хватает для нормальной работы компании и увеличение штата ведет к увеличению прибыли.
Ведет к увеличению прибыли через время, затраты сразу, а прибыль потом.
Мы любим всех своих конкурентом и уверяю вас, что им будет что кушать даже если мы не будем с ними сотрудничать.
Верю Вам, Юрий. Только когда я приду оплатить через MoneXy, а вы, любя, перенаправите к вашему конкуренту, то я найду третий способ оплаты 🙁
Юра молодец и классный профессионал, уверен, что у него всё получится.
«Я думаю, когда-нибудь наличка изживет себя — все деньги перейдут в виртуальное измерение» — это, положим, вряд ли. Особенно в таких странах, как наша.
удачи!
Юрий! Очень нравится проект и есть большое желание заняться популяризацией платежной системы MoneXy в Крыму. Были сделаны первые шаги, с «первым бонусным оператором», но потом все затихло. Как можно. продолжить подключение торговых точек?
С Уважением!
Геннадий.