Right_Way_Wrong_Way_-_Road_Si_2737953Как привлечь заветные инвестиции, необходимые для развития бизнеса, дальнейшей экспансии или создании сильной компании? Это головная боль стартапера и главный камень преткновения, который довольно часто приводит к тому, что интересная идея так и остается идеей на бумаге. Что делать, если у молодого предпринимателя недостаточно собственных средств, его не устраивают условия венчурных фондов и стартап-инкубаторов России и Украины, и он так давно мечтал заявить о себе на Западе? Обозреватель AIN.UA попытался разобраться, что нужно сделать, чтобы найти деньги за границей.

Стирая границы

Пожалуй, самой главной составляющей стартапа – является идея. В современного глобализированном мире неважно, где находится ее автор – в Украине или США. Яркий тому пример, украинский стартап Viewdle, разработавшую технологию автоматического распознавания лиц, который был продан компании Motorola Mobility за $45 млн. Пускай, как сетует эксперты, основатели компании Егор Анчишкин и Максим Школьник не получили больших финансовых дивидендов, однако партнеры сумели отыскать советские разработки, применить их на практике и удачно продать.

В прошлом году директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин высказал предположение, что если стартапер не смог получить инвестиции в России, то на Западе он их тем более не получит. В словах топ-менеджера есть доля правды. Перед тем как искать счастья за океаном, команде проекта необходимо ответить себе на несколько вопросов. Во-первых, удалось ли проекту создать прототип и пройти тест на инвестиционную пригодность? То есть, стартап должен получить утвердительный ответ на вопрос, а может ли проект привлечь инвестиции в Украине. Во-вторых, можно ли в будущем сориентировать проект на глобальный рынок и иметь большой потенциал?

“Международные инвесторы не любят работать со стартапами, которые ориентируются только на локальный рынок”, – говорит CEO Zakaz.ua Егор Анчишкин. Наконец, участвовал ли проект во всевозможных конференциях и форумах и налаживал контакты в технологической среде? Если ответ отрицательный, для начала необходимо заняться вышеперечисленным, а потом уже держать путь на Запад.

“На эту тему можно написать книгу, но я попытаюсь описать сценарий для привлечения инвестиций украинским стартапом в США”, – рассказывает генеральный директор украинского стартапа Endorphin Артем Завьялов. Проект сравнительно недавно привлек $250 тыс от русского венчурного фонда the Untitled и теперь активно ищет инвестора в США. По словам предпринимателя, во-первых, ключевые игроки команды должны быть в обозримом географическом кругу потенциального инвестора, то есть, должны переехать хотя бы на время презентаций-переговоров в США и создать там компанию, так как инвестор с очень маленькой вероятностью будет вкладывать деньги в украинское юридическое лицо.

“Во-вторых, проект должен добиться, пусть и небольшого, локального успеха в своей стране и получить, выраженный в цифрах и графиках, трекшн. Как минимум, иметь работающий прототип, как доказательство того, что команда на что-то способна. В-третьих, самое главное – свободное владение английским языком”, – подытоживает Артем Завьялов. Егор Анчишкин рассказывает, что в случае с Viewdle, привлечь дальнейшие серьезные инвестиции помог ангельский инвестор из Нью-Йорка, которые решился вложить деньги в стартап на первом этапе.

Не стоит забывать о том, что для поездки заграницу стартаперу понадобиться существенная сумма денег. Прожить в американской инноваторской среде необходимо около года, объясняет Егор Анчишкин. За это время, стартапер должен посещать всевозможные технологические конференции, сидеть в предпринимательских кафе и ждать своего часа. Необходимо заявить о себе и заниматься поиском инвестора. Впрочем, обольщаться не стоит. Только 3 стартапа из 60 получают необходимые инвестиции и вырастают в крупные компании.

Хлеба и зрелищ

Если вы не хотите ехать в Силиконовую Долину, тогда стоит обратить внимание на западные инкубаторы и акселераторы, которых в Европе насчитывается более 50. Пожалуй самым популярным и известным стартап-инкубатором является Seedcamp, базирующийся в Лондоне. Он был запущен в 2007 году и в данный момент в портфель входит 80 наиболее перспективных европейских стартапов. Ежегодно Seedcamp инвестирует в 20 компаний. Стандартный объем вложений составляет 50 тыс евро, в обмен на 8% – 10% в будущей компании. Все стартапы базируются в Google Campus в Лондоне, получают доступ к 2 тыс менторов и участвуют в различных тематических мероприятиях.

Вторым в рейтинге лучших европейских инкубаторов по версии Techcrunh значится стартап-инкубатор Startupbootcamp. Фактически, это трехмесячный инкубатор для молодых проектов. В набор попадают 10 проектов. За 3 месяца стартаперов обучают, тренируют, бросают из огня в воду и, наконец, дают на растерзание 100 инвесторам. Если кто-то  из инвесторов вкладывает деньги в понравившийся проект, Startupbootcamp получает 8% в компании. В пул лучших европейских стартап-инкубаторов также входит британский Springboard. Программа инкубатора рассчитана на 13 месяцев, инвестиции от $150 тыс. В среднем попросят 3% – 6% в будущей компании. Помимо этих инкубаторов, в европейском топе – OpenfundNDCR Launchpad и Propeller Venture Accelerator Fund.

Украинские стартаперы сумели прорубить окно в Европу. Целый ряд интересных проектов сумел привлечь инвестиции от европейских инкубаторов. Так, украинский стартап rollApp, который специализируется на разработке виртуальной технологии запуска ПО на любом устройстве,  привлек $350 тыс инвестиций от лондонского венчурного фонда TMT Investments, а система мониторинга социальных медиа YouScan, основанная Алексеем Орапом, привлекла seed-инвестицию европейского венчурного фонда The OpenFund.

За деньги народа

Активно набирает обороты краудфандинг, темпы роста которого просто ошеломляют. В 2009 году в США был запущен проект Kickstarter, который спустя 3 года стал основной краудфандинг-площадкой, которая помогает различным стартапам и проектам привлекать средства интернет-пользователей. По итогам 2012 года, 2,2 млн человек вложили $319 млн в различные проекты. Один из самых ярких примеров в области краудфандинга пожалуй являются – часы Pebble, которые просили на разработку $100 тыс, а получили $10 млн. Среди украинских проектов стоит отметить EternalCase, – проект защитных кейсов для флешек винничанина Сергея Хващука, которому в прошлом году удалось привлечь $25 тыс.

Эксперты считают, что объем рынка совместного инвестирования будет только расти.  Исследовательская компания PrivCo, которая занимается анализом деятельности компаний, прогнозирует, что в 2013 году количество стартап-инкубаторов и акселераторов в мире сократится на треть, а краудфандинг заменит инкубаторы, которые специализируются на втором этапе инвестирования.

Впрочем, попасть на Kickstarter не так просто. В связи с требованиями Amazon Payments нужно быть резидентом США. Так что проекту из Украины, чтобы выйти Kickstarter, понадобится посредник: фирма, на счет которой будут собираться средства, которая заплатит США налог со своей комиссии и которая будет юридически отвечать перед лицами, давшими средства на проект, в случае, если проект провалится. Далее, необходимо подготовить презентацию и видео, зарегистрировать проект и ждать своего звездного часа.

“Работа – это спорт. Если в тебе чемпионские качества, приложив к ним труд, ты всего добьешься”, – советует миллирдер Алишер Усманов. К словам совладельца венчурного фонда DST хочется добавить, что практически каждый украинский стартап может привлечь инвестиции на Западе. Для этого необходимо усердно работать и идти к своей цели. Как добавил ко всему сказанному один из основателей и финансовый директор Endorphin Виктор Стрельбицкий, “было бы желание”.