Американский покупатель обленился — отвечает Юрий Титков, директор компании SEOGear и лектор учебного центра WebPromoExperts на вопрос слушателя семинара «Продвижение бизнеса в интернете на западных рынках», прошедшего в Киеве 9 февраля.

  • В западном Google человек может сделать выбор и купить прямо из поисковой системы, даже не переходя на сайт, потому что люди защищены законами и их мотивирует на покупки развитый потребительский рынок.

Юрий двенадцать лет работает с американскими и британскими клиентами. В его портфолио — видео-портал Viewster с посещаемостью более трех миллионов человек в день и разработка стратегии продвижения в Facebook для бренда Chanel.

Все рекламные возможности Google обкатываются, в первую очередь, на американском и европейском рынках. Поэтому часто можно услышать, что западные возможности AdWords и тамошний вид поисковой выдачи — это украинский интернет-рынок через пять лет. По крайней мере, технически.

Западные веб-мастера могут, например, добавлять к сниппету сайта в поисковой выдаче c помощью микроформатов разные продающие вставки: номера телефонов; карту; окно со своими товарами и ценой; кнопку кошелька Google Checkout, с помощью которой можно сделать заказ прямо из браузера.

seminar2

Разрешение на сниппеты Google выдает далеко не всем. Но возможность разместить свою продуктовую линейку на главной странице ведущего поисковика дорогого стоит.

Насчет других рынков, которые сегодня «на слуху» — например, китайского — второй лектор Виктор Карпенко, директор компании SeoProfy, настроен скептически:

  • Казалось бы, сотни миллионов китайских интернет-пользователей! Но мы пробовали работать с их поисковиком Baidu — по моим ощущениям, мало покупают. Кроме того, Baidu продает платный трафик рекламодателям напрямую, в обход посредников.

Виктор учился в школе Fryeburg Academy (Новая Англия) с 2002 по 2004 годы. Занявшись в то время перепродажей доменов, он обнаружил — если сделать сайт и грамотно его раскрутить, можно обеспечить себя входящим потоком заявок. Виктор занимается продвижением зарубежных сайтов уже больше восьми лет и с удовольствием пишет статьи для своего русскоязычного маркетингового блога Seoprofy.net.

  • Если нужны дешевые и качественные подрядчики, обратите внимание на Пакистан, — советует слушателям Юрий.
  • Раньше украинским программистам платили триста долларов, сегодня они хотят три тысячи. Филиалы западных компаний выплачивают несколько тысяч, если вы рекомендуете им хорошего украинского программиста. А у пакистанцев сейчас оптимальное соотношение по цене, срокам и качеству. Наши возьмутся делать магазин на Magento как минимум, за полторы тысячи долларов. Пакистанцы сделают за четыреста.

Кроме упоминавшихся выше микроформатов, есть и другие возможности для продвижения проектов в англоязычном интернете, на которые предприниматели и веб-мастера могут обратить внимание.

Например, на Западе 40% трафика уже идет с мобильных устройств. Конверсия выше в полтора раза — меньший размер дисплея мотивирует быстрее принять решение. Поэтому нужна мобильная версия сайта. Обычная, перегруженная скриптами и разнообразной графикой, может плохо отображаться. А в объявлениях для контекстной рекламы тоже можно делать расширенные сниппеты.

seminar3

Один из клиентских проектов Юрия — сайт юридической тематики. Клиент — адвокат, продающий мексиканцам услуги подготовки виз для легализации в Штатах. Контекстная реклама в этой тематике очень дорогая — триста долларов за переход. Однако Юрий заметил, что пользователи часто заходят на сайт из поиска по картинкам (Google Images) — как выяснилось, они ищут образцы правильно заполненных документов.

Сделав упор на хорошие картинки (в частности, прописывая ключевые слова в тегах alt) и добавив, кроме английской, испаноязычную версию сайта, Юрий смог поднять сайт в ТОП и увеличить количество заявок. Картинка — тоже ссылка, а для ссылки главное — когда по ней переходят.

В контекстной рекламе некоторые области бывают жутко «перегретыми» не только из-за конкуренции, но и из-за частого нежелания работать над качеством объявлений и подбором более целевых запросов. Самая частая ошибка — подбор слов с «широким» соответствием вместо «точного» в интерфейсе Google AdWords.

seminar4

Неважно, сколько денег рекламодатель готов потратить на контекст. Важно — какой трафик он может освоить. Если все коммерческие объявления будут низкого качества, пользователи уйдут в органическую выдачу.

Посадочная страница, на которую попадает человек, перейдя по рекламному объявлению, должна соответствовать обещанию в тексте объявления. Если пользователь остался на этом сайте и не ушел обратно в поисковик — значит, объявление хорошее; его показатель качества становится выше, а переходы — дешевле.

Для портала Viewster Юрий смог уменьшить стоимость перехода с двух долларов до пяти центов за счет переписывания объявлений. Это, по его мнению — самое сложное. Хотя существуют автоматизированные системы, позволяющие составить текст для десятков тысяч объявлений, специалисты SEOGear  стараются писать текст сами, что отнимает 90% времени при ведении кампании.

Важно включать объявления именно в то время, когда целевая аудитория больше заказывает. К примеру, бытовую технику люди часто заказывают в будни, во время обеденного перерыва на работе. С помощью инструментов AdWords можно выставлять автоматизированные правила — на какой позиции объявление должно находиться и сколько максимум вы готовы заплатить за переход.

seminar5

По статистике CTR первой позиции — около 37%. Затем процентное соотношение быстро падает и на одиннадцатой позиции бывает даже выше пятого-шестого места. Почему так: одиннадцатая позиция — первое объявление на второй странице поиска.

Стоит учитывать и то, что поведение пользователей со временем изменяется. Несколько лет назад шаблоны для популярного движка WordPress искали по запросу «wordpress templates». Позже запрос сократился до «wp templates»; а еще позже — до «wp themes». Семантическое ядро для контекстной рекламы, описания страниц (тегов title, description) и текстов на сайте нужно время от времени пересматривать — убирать малоэффективные ключевые слова, добавлять более продающие.

Чтобы не изобретать велосипед, можно посмотреть ключевые запросы конкурентов с помощью сервисов Semrush.com, Marketsamurai.com, Google Suggest (подсказки в поисковой строке). А сезонные колебания трафика и модные веяния можно отслеживать с помощью Google Trends.

seminar6

Однако сразу заменять большое количество текста на страницах сайта Виктор не советует — это может негативно отразиться на ранжировании.

В 2013 году грамотное ссылочное продвижение все так же живо, хотя его стараются замаскировать терминами наподобие «natural link building». После печально известных алгоритмов 2012 года — Пингвина и Панды — веб-мастерам пришлось осознать много вещей, — говорит Юрий.

  • Ни один нормальный человек не напишет у себя в блоге или статье: «Советую заказать испанская плитка с доставкой киев». Скорее, рекомендация будет выглядеть так: «Купил хорошую плитку для ванной вот здесь (ссылка)».

Поэтому стали особо важными безанкорные ссылки вида: http://site.com, размещение их на тематических ресурсах и общая диверсификация — разбавление нужных коммерческих запросов более общими. Частая схема закупки ссылок после Пингвина: 50% безанкорные ссылки, 50% brandname (запрос торговой марки, бренда). В SeoProfy её немного модифицировали: закупают 70% безанкорных и 30% brandname.

seminar7

Рост ссылочной массы не должен прекращаться никогда. Где брать ссылки? Известная биржа Sape работает и на Западе. Кроме нее, есть качественная, но дорогая Text-link-ads.com. Можно еще «погуглить» тематику, выписать сайты и предложить им разместить ваши ссылки. В аудитории сидел один из сотрудников SeoProfy, который, по словам Виктора, двигает сервисы «руками» (с минимальным использованием парсеров и других, вытягивающих статистику сервисов) — и у него отлично получается.

При покупке важно смотреть адрес IP и домена сайта, с которым вы договариваетесь о размещении. По соседству с приличными сайтами могут жить на одном IP и гораздо более низкокачественные ресурсы. Поисковые роботы прекрасно это распознают и накладывают санкции за таких «соседей».

Отслеживать рост ссылочной массы, новые и утерянные по какой-то причине ссылки можно с помощью многофункционального сервиса ahrefs.com — к слову, харьковской разработки. Он же показывает количество nofollow (закрытых, не передающих вес) и dofollow (взаимных) ссылок. Последних должно быть около 40% от общего количества входящих ссылок.

Правда, не всем бизнесам подойдет ссылочное продвижение и даже контекстная реклама. Для некоторых товаров и услуг с большим чеком заказчики «созревают довольно долго» — например, в том же консалтинге. Здесь нужна полезная другим людям информация. Мануалы, опросы, инфографика, публикация гостевых постов у известных блогеров и на страницах влиятельных СМИ.

  • Лучше всего информация расходится по «знакомству», — комментирует Карпенко.
  • Например, написал я пост и прошу Сережу (прим.: Сергей Кокшаров aka Девака) твитнуть. Он известный блогер, так мой пост расходится гораздо шире. С зарубежными блогами то же самое.

seminar8

Ведение личного или корпоративного блога — отличный способ пиара. Виктор рассказывал, что благодаря своему блогу SeoProfy.net познакомился со многими интересными людьми, партнерами и заказчиками. Главное — выбрать нишу, писать о чем-то полезном и не забрасывать это дело на первых порах. Статьи нужно оптимизировать под ключевые запросы и давать периодически гостевые посты, чтобы привлекать новых читателей.

Для бизнес-целей можно рассылать оптимизированные (тоже с добавлением ключевых слов) релизы. Среди зарубежных сервисов по рассылке Виктор выделяет businesswire.com. (Русскоязычный аналог — b2blogger.com имеет договоренности со многими украинскими и российскими СМИ.) Люди, которые хотят запустить «волну» с помощью какой-то известной личности, могут купить твит на sponsoredtweets.com.

Когда же проект становится известным, около 40% трафика начинает идти с запросов характера brand + review.

  • Никому не выгодно, чтобы вы были в ТОП1, — говорит Юрий. — Мало кто будет тратить большие деньги, чтобы конкурировать с вами честными методами. Конкуренту проще заплатить тысячу долларов и проверить ваш сайт на устойчивость к DDOS. Если вы выдержали — что же, тогда можно засыпать вас порнографическим спамом.

Чтобы оценить общую картину по репутации проекта в поиске, нужно просмотреть выдачу по таким запросам:

  • «inurl: forum» brandname
  • «inurl: board» brandname

И, что самое неприятное — заспамить легко, а избавиться от спама — очень тяжело. Можно указывать поисковому роботу, чтобы тот не индексировал определенные запросы, тогда заспамленные страницы не будут всплывать в поиске, когда ищут ваш сайт (пример работающего анти-порнографического robots.txt).

seminar9

Поэтому, даже если проекту в ближайшем будущем ничего не угрожает, лучше заранее подготовиться (да и вообще лучше управлять своей интернет-репутацией самостоятельно). Практические шаги:

  1. Зарегистрировать профили как можно на большем количестве влиятельных ресурсов, чтобы забить ТОП10 (а лучше — ТОП30) профилями со своей информацией: Сrunchbase.com, Toptenreviews.com, Aboutus.org, Slideshare.net и так далее.
  2. Зарегистрировать компанию в Google Places.
  3. Завести страничку в Google Plus. Бывший CEO Google (сейчас — внешний консультант) Эрик Шмидт уже подтвердил, что верифицированные авторы будут выше ранжироваться в поисковой выдаче. Об этом говорилось еще в патенте 2007 года.
  4. Если что-то неприятное все-таки произошло — можно уведомить поисковую систему, что вы хотите отказаться от поставленной на вас ссылки, введя ее в специальное поле. Если ссылок очень много — нужно выгрузить их программой Seoadministrator.com и отослать списком в Google.